Согласно приказу №639-271 от 11.08.88г. на медицинских работников ДОУ возложена ответственность за обеспечение первичных стоматологических профилактических мероприятий с первых дней поступления ребенка в детские ясли и детский сад. В этом плане средние медицинские работники обязаны:
-
Принимать меры по устранению вредных привычек у детей (подкладывание во время сна кулачка под щеку, сосание пальцев, игрушек и т.д.).
-
Ограничивать в меню употребление легкоусвояемых углеводов и контролировать пищевой рацион с целью приучения детей к употреблению твердой пищи для улучшения самоочищения полости рта.
-
Контролировать обучение ребенка правильной чистке зубов и соблюдение рационального ухода за полостью рта.
-
Создавать надлежащие санитарно-гигиенические условия для хранения зубных щеток и средств гигиены полости рта.
-
Помогать создавать необходимые условия стоматологу при проведении профилактических мероприятиях среди детей.
В связи с этим нами был проведен опрос медицинских работников ДОУ с целью выявления уровня знаний и фактически выполняемой работы по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
В ответах на вопрос «Проводите ли Вы санитарно-просветительную работу о здоровом образе жизни детей среди воспитателей и родителей?» 80% медицинских работников ответили «да, постоянно» (р≤0,05) и 20% – «да, иногда». Среди воспитателей медицинские работники отдают предпочтение таким формам санитарно-просветительной работы как, беседы и памятки, а среди родителей – плакаты и санбюллетени. В ответах на вопрос «Освещаете ли Вы в этих мероприятиях вопросы о рациональном питании и гигиеническом уходе за полостью рта?» 46% медицинских работников отметили «нет, это обязанности стоматолога», 13% – «нет, это обязанности родителей» (р≤0,05) и 41% опрошенных отмели графу «нет», затрудняясь сказать, в чьи обязанности входит освещение данного вопроса (р>0,05).
Меры по устранению вредных привычек у детей принимают 26% опрошенных медицинских работников ДОУ (р≤0,05). 13% – этого не делают вовсе (р≤0,05), 53% считают, что это обязанности воспитателей и 8% считают, что это обязанности родителей (р≤0,05).
На вопрос «Контролируете ли Вы пищевой рацион с целью приучения детей к употреблению твердой пищи?» 20% ответили «да, иногда» (р≤0,05), 80% ответили «нет» (р≤0,05), из которых 54% опрошенных считают это обязанности родителей. Что касается ограничения в меню детей, посещающих ДОУ, легкоусвояемых углеводов, то 20% медицинских работников за этим следят постоянно (р≤0,05), 34% – «иногда», 46% не ограничивают детей и считают это обязанностями родителей.
Рис. 1. Роль медицинских работников в привитии навыков по уходу за полостью рта
При ответе на вопрос «Как Вы представляете себе роль медработников в привитии навыков по уходу за полостью рта?» 34% никак себе не представляют, 26% медицинских работников считают, что в привитии навыков должны участвовать родители и стоматологи, 20% считают, что им должна отводиться только контрольная функция совместно с родителями, 13% – проведение санитарно-просветительной работы по вопросам гигиены полости рта и 7% опрошенных думают, что это возможно только в условиях поликлиники. (рис.1).
Уровень санитарно-гигиенических знаний был сведен нами к обобщенному интегрированному показателю и выражен в баллах. Оценка ответов на вопросы анкеты проводилась по пятибалльной системе в соответствии с выбранной шкалой (от 0 до 1,0 балла). На основании данных опроса медицинских работников можно сделать вывод, что уровень санитарно-гигиенических знаний о правильном питании и уходе за полостью рта был неудовлетворительным (УГЗ = 0,3 баллов).
Таким образом, анкетирование позволило установить, что медицинские работники не принимают достаточной активности в вопросах стоматологического здоровья детей и, как следствие, не имеют четких представлений своей роли в гигиеническом обучении и воспитании, а также в формировании навыков по уходу за полостью рта.
Библиографический список
- Гарифуллина А.Ж. Особенности формирования мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию организованных детей дошкольного возраста / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, В.Г.Сунцов // Методические рекомендации. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, ГОУ ВПО “Омская гос. мед. Акад.”. – Омск, 2009. – 36с.
- Скрипкина Г.И. Диагностика уровня здоровья полости рта и прогнозирование кариеса зубов у детей. – Омск: ОмГМА – 2014. – 180 с.
- Скрипкина Г.И. Определение количественного состава микрофлоры полости рта у детей на стоматологическом приёме /Г.И. Скрипкина// Стоматология детского возраста и профилактика (том IX). – 2010. – № 3 (34). – С. 30-31.
- Скрипкина Г.И Роль диспанцеризации в снижении заболеваемости кариесом зубов у детей (обзор литературы) / Г.И.Скрипкина, Е.В.Екимов //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2015. Т. 2. – С. 68-71.
- Скрипкина Г.И. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях /А.Ж.Гарифуллина, В.Г.Сунцов, Г.И.Скрипкина, Ж.Н.Тельнова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2011. Т. 10. №1. – С. 53-58.
- Скрипкина Г.И. Взаимосвязь физико-химических параметров ротовой жидкости кариесрезистентных детей / Г.И.Скрипкина // Стоматология детского возраста и профилактика (том X). – 2011. – № 3 (38). – С.22-25.
- Гарифуллина А.Ж. Формирование мотивации к гигиене полости рта у детей дшкольного возраста города Омска / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, В.И.Самохина // Современная стоматология. – 2007. -№ 4. – С. 63-65.
- Сунцов В.Г. Инновационная деятельность кафедры стоматологии детского возраста по проблемам диагностики, профилактики и лечениястоматологических заболеваний / В.Г.Сунцов, Г.И.Скрипкина, А.В.Карницкий, И.М.Волошина, А.Ж.Гарифуллина, О.В.Мацкиева. – Омск, 2007. - 700с.
- Скрипкина Г.И. Донозологическое прогнозирование как инновационный подход к индивидуализированной профилактики кариеса зубов в детском возраста / Г.И.Скрипкина // Dental Forum. – 2011. - №5. – С. 107-108.
- Скрипкина Г.И. Принципы воспитания у детей дошкольного возраста навыков личной и общественной гигиены / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, Ж.Н.Тельнова // Dental Forum. – 2014. - №4. – С. 26-27.
- Гарифуллина А.Ж. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста / Г.И.Скрипкина, А.Ж.Гарифуллина, Ж.Н.Тельнова // Стоматология. – 2015. – Т. 94. №5. – С. 67-70.
- Дистель А.В. Кариес зубов и филогенетические особенности жевательного аппарата / В.А.Дистель, Г.И.Скрипкина, Ю.Г.Романова // Dental Forum. – 2016. - №4(63). – С. 24.