УДК 82-31

ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА ШПИОНСКОГО РОМАНА ДЖЕКА САЙМОНСА «С ЧИСТОГО ЛИСТА»

Норец Максим Вадимович
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Институт иностранной филологии

Аннотация
Данная работа посвящена анализу жанровой матрицы шпионского романа Джека Саймонса «С чистого листа». В исследовании предпринимается попытка проанализировать развитие жанра шпионского романа в начале ХХI века, в контексте происходящих исторических событий, с учётом факта причастности автора тем или иным образом к деятельности британских спецслужб. Автор анализирует шпионский роман Джека Саймонса с точки зрения его жанровой идентификации, наличия жанровой матрицы и дальнейшего влияния на развитие жанра английского шпионского романа в целом.

Ключевые слова: герой, жанр, жанровая доминанта, роман, шпион.


GENRE STRUCTURE OF JAKE SIMONS’ SPY NOVEL “THE PURE”

Norets Maxim Vadimovich
Crimean Federal University
Institute of Foreign Languages

Abstract
This research is dedicated to the analysis of the genre matrix of the Jake Simons spy novel “The Pure”. In the investigation the attempt is taken to analyze the development of the spy novel genre at the beginning of the XXI st century in the context of historic events, taking into account the Jake Simons work in the state intelligence service. The author analyzes Jake Simon’s spy novel from the point of view of its genre identification, genre matrix and its further impact on the development of the English spy novel.

Keywords: genre, genre dominant, novel, protagonist, spy


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Норец М.В. Жанровая структура шпионского романа Джека Саймонса «С чистого листа» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77676 (дата обращения: 26.05.2017).

Автором, представившим современное видение жанра шпионского романа, является Джейк Саймонс [5, 6]. Родился в 1978 году в Лондоне, романист и журналист. Имеет отношение к спецслужбам Великобритании. В 2013 году публикует роман «С чистого листа» [6]. Протагонистом в романе является Юзи. Автор сразу обозначает, что Юзи – это лишь «социальная маска», которую использует кадровый офицер МОССАДа Адам, выполняя роль «наживки» для секретных агентов и МРБ: «Но таковы были мои инструкции, верно? Забыть о прошлом «я», похоронить себя, позволить Юзи ожить. Стать только Юзи, никем кроме Юзи; быть наживкой, позволить МРБ прийти за мной. Не давать Адаму Фельдману сделать ни единого вздоха. Думать как Юзи, чувствовать как Юзи, вести себя как Юзи, верить в него. Черт, я прошел проверку на детекторе лжи» [6, с. 384]. Приведённая цитата позволяет понять, насколько крепко «социальная маска» сидит на протагонисте. Цель протагониста – выявить агентов – вербовщиков со стороны палестинских евреев и не дать представителям МРБ проникнуть или внедрить своих агентов в Бюро (МОССАД). Протагонист пытается не дать возможности нарушить баланс, между войсками Израиля и Палестины. Автор изображает протагониста в «маске», человеком, утратившим вкус жизни: «Настоящее лицо протагониста было печальным. Черные с пробивающейся сединой волосы были подстрижены бобриком, крепкие жилистые руки сжимали концы пиджака, с вшитыми грузиками. Он так и не смог избавиться от этой привычки. Стоял он слегка наклонившись набок, его поза выражала ожидание неприятностей. Тонкие бесцветные губы были растянуты в полуулыбке – полу гримасе». В его описании чувствуется недюжинная физическая сила, как практически у любого протагониста шпионского романа. «Эпосным» признаком является наличие именного оружия, с которым протагонист не расстаётся в нарушение прикрытия.

Антагонистом в романе выступает женщина. «Социальная маска» антагониста – известная бывшая разведчица ЦРУ. Настоящее имя – Насрин. Автор изображает её следующим образом: «Женщина, красивая, но красивая по-старомодному, как актриса из черно-белого фильма, одетая в летние хлопковые брюки в обтяжку и черную рубашку с открытым воротом. В ореоле солнечных лучей она казалась тенью <…> Грудной голос, уверенная, неторопливая манера речи и акцент, который Юзи моментально определил как американский, Восточное побережье. Что-то в ее интонации подсказало Юзи: если он захочет, она останется» [6, с. 56]. Социальный статус антагониста соответствует социальному статусу протагониста, таким образом, Юзи имеет право на «подвиг». Конечной целью антагониста была вербовка протагониста с целью сотрудничества с МРБ и предоставления секретной информации об агентурной сети МОССАДа. Повествование в романе детализировано и носит документальный характер, так как биографический автор имел непосредственное отношение к деятельности британской разведки. Знание методов и принципов работы спецслужб, компрометации и дальнейшей вербовки отражено в романе. Повествование ведется от третьего лица, как будто бы описывая ситуацию сверху. Событие встречи протагониста и антагониста происходит на берегу моря на территории противника. Юзи убивает охранника, который должен был контролировать их передвижения и в ответ на вербовочное предложение отвечает своим предложением: «Насрин не отвечала. Она медленно поднимала дуло автомата, пока не нацелила его в самое сердце Юзи. Последовала долгая пауза. Море хрипло шептало в тишине. Краем глаза Юзи заметил, как на поверхности моря появились головы водолазов. Скоро они будут здесь. Он осторожно вынул из кармана «штайр» и бросил его на песок» [6, с. 402]. Представленная цитата раскрывает характер противостояния как противоборство представителей двух политических систем. Однако применение силы удалось избежать. «Эпосным» видится противостояние Добра и Зла, борьбы Порядка и Хаоса, где порядок представляет Юзи, Хаос – Насрин. Уравновешивает баланс Добра и Зла Юзи, который в противостоянии оказывается сильнее, так как ему удаётся убедить Насрин принять сторону МОССАДа. Мотивом события протагониста выступает долг перед родиной и внезапно вспыхнувшая любовь к антагонисту. Возникает коллизия: долг перед родиной или личные интересы. В данной ситуации протагонисту удалось «договориться» с родиной и выполнением долга и соблюсти личные интересы. Персонажная парадигма в романе полиполярна: США, Израиль, Палестина, Великобритания. Представители спецслужб перечисленных стран выстраивают «магнитное» поле, в котором действуют протагонист и антагонист, притягиваясь то к одной стороне, то к другой. Разнообразие персонажной парадигмы в романе обуславливает сложность магистральной сюжетной линии, которая строится по «эпосному» архетипу, где протагонист эволюционирует от начала к концу сюжета. Юзи, символически изображая человека, опустившегося на самое дно социума, эволюционирует в глазах общества, выполняя возложенную на него миссию. Пиком развития образа протагониста является вербовка антагониста. Магистральная сюжетная линия прерывается сопутствующими сюжетными элементами, повествующими о его прежней жизни, семье, карьерных успехах. Неотъемлемой сюжетной линией в романе является любовная линия, которая «путает» карты протагонисту, привнося личные отношения в работу. Протагонист влюбляется в антагониста и, как следствие, ему приходится решать гораздо больше проблем: долг перед родиной или любовь, отдать любимую в руки МОССАДа или убить друзей и коллег по работе. Протагонист делает выбор в пользу личных отношений и в итоге убивает сослуживцев и бежит с любимой. Окружающая обстановка в романе сменяется соответственно решениям, которые принимает протагонист: от грязных трущоб в окрестностях Лондона до завораживающего пейзажа морского побережья. От решения предать любимую до убийства коллег.


Библиографический список
  1. Норец М.В. «Клеточная» модель жанроформирования как основа жанра шпионского романа / М.В. Норец // Филологические заметки. – 2015. – Т. 1. – № 13. – С. 229-237.
  2. Норец М.В. Детективный и шпионский роман: «клеточная» модель жанроформирования / М.В. Норец // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. – Москва-Магнитогорск-Новосибирск. – 2015. ‑ № 3 (49). – С. 430-441.
  3. Норец М.В. Теоретические основы жанровой структуры / М.В. Норец // Научный поиск в современном мире: XI международная научно-практическая конференция. – Махачкала, 31.01.2016. – С. 131-132.
  4. Норец М.В. Шпионский роман как вариант детективного жанра в современном литературоведении / М.В. Норец // Культура народов Причерноморья – Филологические науки: [научный журнал.] – Симферополь. – № 259. – 2013. – С. 138-149.
  5. Саймонс Дж. Карлейль / Дж. Саймонс. – M.: Молодая гвардия, 1981. – 230 с.
  6. Саймонс Дж. С чистого листа / Дж. Саймонс. ‑ Иностранка, 2012. – 414 c.


Все статьи автора «Норец Максим Вадимович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: