Автором, представившим современное видение жанра шпионского романа, является Джейк Саймонс [5, 6]. Родился в 1978 году в Лондоне, романист и журналист. Имеет отношение к спецслужбам Великобритании. В 2013 году публикует роман «С чистого листа» [6]. Протагонистом в романе является Юзи. Автор сразу обозначает, что Юзи – это лишь «социальная маска», которую использует кадровый офицер МОССАДа Адам, выполняя роль «наживки» для секретных агентов и МРБ: «Но таковы были мои инструкции, верно? Забыть о прошлом «я», похоронить себя, позволить Юзи ожить. Стать только Юзи, никем кроме Юзи; быть наживкой, позволить МРБ прийти за мной. Не давать Адаму Фельдману сделать ни единого вздоха. Думать как Юзи, чувствовать как Юзи, вести себя как Юзи, верить в него. Черт, я прошел проверку на детекторе лжи» [6, с. 384]. Приведённая цитата позволяет понять, насколько крепко «социальная маска» сидит на протагонисте. Цель протагониста – выявить агентов – вербовщиков со стороны палестинских евреев и не дать представителям МРБ проникнуть или внедрить своих агентов в Бюро (МОССАД). Протагонист пытается не дать возможности нарушить баланс, между войсками Израиля и Палестины. Автор изображает протагониста в «маске», человеком, утратившим вкус жизни: «Настоящее лицо протагониста было печальным. Черные с пробивающейся сединой волосы были подстрижены бобриком, крепкие жилистые руки сжимали концы пиджака, с вшитыми грузиками. Он так и не смог избавиться от этой привычки. Стоял он слегка наклонившись набок, его поза выражала ожидание неприятностей. Тонкие бесцветные губы были растянуты в полуулыбке – полу гримасе». В его описании чувствуется недюжинная физическая сила, как практически у любого протагониста шпионского романа. «Эпосным» признаком является наличие именного оружия, с которым протагонист не расстаётся в нарушение прикрытия.
Антагонистом в романе выступает женщина. «Социальная маска» антагониста – известная бывшая разведчица ЦРУ. Настоящее имя – Насрин. Автор изображает её следующим образом: «Женщина, красивая, но красивая по-старомодному, как актриса из черно-белого фильма, одетая в летние хлопковые брюки в обтяжку и черную рубашку с открытым воротом. В ореоле солнечных лучей она казалась тенью <…> Грудной голос, уверенная, неторопливая манера речи и акцент, который Юзи моментально определил как американский, Восточное побережье. Что-то в ее интонации подсказало Юзи: если он захочет, она останется» [6, с. 56]. Социальный статус антагониста соответствует социальному статусу протагониста, таким образом, Юзи имеет право на «подвиг». Конечной целью антагониста была вербовка протагониста с целью сотрудничества с МРБ и предоставления секретной информации об агентурной сети МОССАДа. Повествование в романе детализировано и носит документальный характер, так как биографический автор имел непосредственное отношение к деятельности британской разведки. Знание методов и принципов работы спецслужб, компрометации и дальнейшей вербовки отражено в романе. Повествование ведется от третьего лица, как будто бы описывая ситуацию сверху. Событие встречи протагониста и антагониста происходит на берегу моря на территории противника. Юзи убивает охранника, который должен был контролировать их передвижения и в ответ на вербовочное предложение отвечает своим предложением: «Насрин не отвечала. Она медленно поднимала дуло автомата, пока не нацелила его в самое сердце Юзи. Последовала долгая пауза. Море хрипло шептало в тишине. Краем глаза Юзи заметил, как на поверхности моря появились головы водолазов. Скоро они будут здесь. Он осторожно вынул из кармана «штайр» и бросил его на песок» [6, с. 402]. Представленная цитата раскрывает характер противостояния как противоборство представителей двух политических систем. Однако применение силы удалось избежать. «Эпосным» видится противостояние Добра и Зла, борьбы Порядка и Хаоса, где порядок представляет Юзи, Хаос – Насрин. Уравновешивает баланс Добра и Зла Юзи, который в противостоянии оказывается сильнее, так как ему удаётся убедить Насрин принять сторону МОССАДа. Мотивом события протагониста выступает долг перед родиной и внезапно вспыхнувшая любовь к антагонисту. Возникает коллизия: долг перед родиной или личные интересы. В данной ситуации протагонисту удалось «договориться» с родиной и выполнением долга и соблюсти личные интересы. Персонажная парадигма в романе полиполярна: США, Израиль, Палестина, Великобритания. Представители спецслужб перечисленных стран выстраивают «магнитное» поле, в котором действуют протагонист и антагонист, притягиваясь то к одной стороне, то к другой. Разнообразие персонажной парадигмы в романе обуславливает сложность магистральной сюжетной линии, которая строится по «эпосному» архетипу, где протагонист эволюционирует от начала к концу сюжета. Юзи, символически изображая человека, опустившегося на самое дно социума, эволюционирует в глазах общества, выполняя возложенную на него миссию. Пиком развития образа протагониста является вербовка антагониста. Магистральная сюжетная линия прерывается сопутствующими сюжетными элементами, повествующими о его прежней жизни, семье, карьерных успехах. Неотъемлемой сюжетной линией в романе является любовная линия, которая «путает» карты протагонисту, привнося личные отношения в работу. Протагонист влюбляется в антагониста и, как следствие, ему приходится решать гораздо больше проблем: долг перед родиной или любовь, отдать любимую в руки МОССАДа или убить друзей и коллег по работе. Протагонист делает выбор в пользу личных отношений и в итоге убивает сослуживцев и бежит с любимой. Окружающая обстановка в романе сменяется соответственно решениям, которые принимает протагонист: от грязных трущоб в окрестностях Лондона до завораживающего пейзажа морского побережья. От решения предать любимую до убийства коллег.
Библиографический список
- Норец М.В. «Клеточная» модель жанроформирования как основа жанра шпионского романа / М.В. Норец // Филологические заметки. – 2015. – Т. 1. – № 13. – С. 229-237.
- Норец М.В. Детективный и шпионский роман: «клеточная» модель жанроформирования / М.В. Норец // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. – Москва-Магнитогорск-Новосибирск. – 2015. ‑ № 3 (49). – С. 430-441.
- Норец М.В. Теоретические основы жанровой структуры / М.В. Норец // Научный поиск в современном мире: XI международная научно-практическая конференция. – Махачкала, 31.01.2016. – С. 131-132.
- Норец М.В. Шпионский роман как вариант детективного жанра в современном литературоведении / М.В. Норец // Культура народов Причерноморья – Филологические науки: [научный журнал.] – Симферополь. – № 259. – 2013. – С. 138-149.
- Саймонс Дж. Карлейль / Дж. Саймонс. – M.: Молодая гвардия, 1981. – 230 с.
- Саймонс Дж. С чистого листа / Дж. Саймонс. ‑ Иностранка, 2012. – 414 c.