УДК 62

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Брагин Александр Михайлович
Уральский государственный университет путей сообщения
старший преподаватель кафедры "Станции, узлы и грузовая работа"

Аннотация
Работа рассматривает применение системного подхода в сфере взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Сфера взаимодействия представлена как подсистема железнодорожного транспорта, и в то же время, как самостоятельная система, которая также делится на свои подсистемы: правовую, техническую, технологическую, экономическую, информационную и управления.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт


THE SYSTEM OF INTERACTION OF RAILWAY TRANSPORT OF COMMON AND UNCOMMON USE

Bragin Alexander Mikhailovich
Ural State University of Railway Engineering
Senior lecturer of the Department "Stations, units and work truck"

Abstract
This paper considers a systematic approach in the sphere of interaction of railway transport of common and uncommon use. The interaction is represented as a subsystem of railway transport, and at the same time, as a standalone system, which is also divided into its sub-systems: legal, technical, technological, economic, information and management.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Брагин А.М. Система взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77368 (дата обращения: 01.10.2017).

В настоящее время системный подход находит применение практически в любой сфере человеческой деятельности. При системном подходе объект исследования представляется как система – полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализовываться функция системы.

Для этого необходимо определить элементы системы и связи между ними, а также её функции, направленные на достижение определённой цели. Система понимается как нерасчленимое целое, взаимодействующее с внешней средой, и при этом возможно разложение её на подсистемы различных уровней, составляющие системную иерархию.

Неделимыми элементами системы могут являться как объекты, так и субъекты, т.е. система может представлять из себя совокупность живых и неживых элементов.

Комплекс объектов (и субъектов), рассматриваемых в качестве системы, представляет собой некоторое единство, целостность, обладающую общими свойствами и поведением. Очевидно, что необходимо рассматривать связи системы с внешней средой (окружением), которая образуется элементами, не входящими в данную систему, или другими системами. Невозможно рассматривать систему без её внешней среды, т.к. система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением [1].

К тому же, всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема системы более высокого порядка (надсистемы), а с другой стороны, как надсистема системы более низкого порядка (подсистемы).

Единая транспортная система России включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный. Каждый вид транспорта, в свою очередь, сам является системой, и по отношению к ним единая транспортная система выступает надсистемой.

Железнодорожный транспорт как система состоит из двух отдельных подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования.

Чтобы обеспечить функционирование системы железнодорожного транспорта, его подсистемы находятся в постоянном взаимодействии. Поскольку сфера взаимодействия также состоит из взаимосвязанных элементов и функционирует с определённой целью, её можно рассматривать как самостоятельную подсистему системы железнодорожного транспорта (рис.1).

Рис.1. Система железнодорожного транспорта.

Таким образом, железнодорожный транспорт как систему можно представить состоящим из трёх подсистем:

1)    железнодорожный транспорт общего пользования;

2)    железнодорожный транспорт необщего пользования;

3)    сфера взаимодействия транспорта общего и необщего пользования.

Каждая из подсистем имеет свои, ярко выраженные, цели. Так,

транспорт общего пользования обеспечивает связь между сферой производства и сферой потребления, осуществляя перевозки грузов для любых пользователей его услугами. Транспорт необщего пользования обслуживает определённых пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также внутрипроизводственные и технологические перевозки.

Взаимодействие между ними становится необходимым прежде всего потому, что транспорт необщего пользования является продолжением сети транспорта общего пользования. Цель сферы взаимодействия – согласованность действий всех участников перевозочного процесса: перевозчика, ветвевладельцев, грузовладельцев, экспедиторов, операторов железнодорожного подвижного состава.

Как мы видим, выделенные подсистемы функционируют для достижения своих целей, имеют прямые и обратные связи, поэтому могут рассматриваться как самостоятельные системы, а именно – транспортные системы.

Транспортная система в общем случае – это образующая связанное целое совокупность работников, транспортных средств и оборудования, элементов транспортной инфраструктуры и инфраструктуры субъектов перевозки, включая систему управления, направленная на эффективное перемещение грузов и пассажиров.

Транспортные системы имеют свои особенности. Прежде всего, это циклический характер их работы. Начальной точкой цикла является подача порожнего подвижного состава под погрузку, а заканчивается цикл в момент прибытия порожнего подвижного состава для последующей погрузки.

Во-вторых, элементы транспортной системы функционируют в рамках определённой организации транспортных процессов, которая устанавливает связи между элементами и определяет правила и условия их взаимодействия.

И наконец, активным элементом (субъектом) такой системы являются люди. Человек обладает способностью к целенаправленному поведению в быстро меняющейся ситуации, адаптации к новым условиям функционирования системы. Наличие в системе множества людей приводит к формированию коллективного поведения её участников, которое представляет из себя результат поведения отдельных индивидуумов, стремящихся к достижению собственных целей. Коллективное поведение – мощный фактор, формирующий закономерности функционирования транспортной системы [2].

Итак, система взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования – транспортная система, состоящая из объектов и субъектов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и с окружением. Это открытая система, т.к. постоянно взаимодействует с внешней средой, а также и динамическая, т.к. изменяет своё состояние во времени (когда переход из одного состояния с другое совершается не мгновенно, а в результате некоторого процесса).

Как говорилось ранее, взаимодействие транспорта общего и необщего пользования многоаспектно и осуществляется по нескольким направлениям: правовому, техническому, технологическому, экономическому, информационному и управленческому [3]. Таким образом, можно выделить соответствующие подсистемы самой системы взаимодействия (рис.2).

Рис.2. Система взаимодействия транспорта общего и необщего пользования.

В свою очередь, каждая подсистема системы взаимодействия состоит из отдельных элементов, связанных между собой в единое целое, направленное на достижение целей самой системы.

Элементы системы взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования – предмет рассмотрения следующей работы.


Библиографический список
  1. Аполов О.Г.  Теория систем и системный анализ: курс лекций. – Уфа, 2012
  2. Горев А.Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие. – СПб.: СПбГАСУ, 2010
  3. Брагин А.М. Некоторые аспекты взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс].


Все статьи автора «Брагин Александр Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: