В настоящее время системный подход находит применение практически в любой сфере человеческой деятельности. При системном подходе объект исследования представляется как система – полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализовываться функция системы.
Для этого необходимо определить элементы системы и связи между ними, а также её функции, направленные на достижение определённой цели. Система понимается как нерасчленимое целое, взаимодействующее с внешней средой, и при этом возможно разложение её на подсистемы различных уровней, составляющие системную иерархию.
Неделимыми элементами системы могут являться как объекты, так и субъекты, т.е. система может представлять из себя совокупность живых и неживых элементов.
Комплекс объектов (и субъектов), рассматриваемых в качестве системы, представляет собой некоторое единство, целостность, обладающую общими свойствами и поведением. Очевидно, что необходимо рассматривать связи системы с внешней средой (окружением), которая образуется элементами, не входящими в данную систему, или другими системами. Невозможно рассматривать систему без её внешней среды, т.к. система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением [1].
К тому же, всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема системы более высокого порядка (надсистемы), а с другой стороны, как надсистема системы более низкого порядка (подсистемы).
Единая транспортная система России включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный. Каждый вид транспорта, в свою очередь, сам является системой, и по отношению к ним единая транспортная система выступает надсистемой.
Железнодорожный транспорт как система состоит из двух отдельных подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования.
Чтобы обеспечить функционирование системы железнодорожного транспорта, его подсистемы находятся в постоянном взаимодействии. Поскольку сфера взаимодействия также состоит из взаимосвязанных элементов и функционирует с определённой целью, её можно рассматривать как самостоятельную подсистему системы железнодорожного транспорта (рис.1).
Рис.1. Система железнодорожного транспорта.
Таким образом, железнодорожный транспорт как систему можно представить состоящим из трёх подсистем:
1) железнодорожный транспорт общего пользования;
2) железнодорожный транспорт необщего пользования;
3) сфера взаимодействия транспорта общего и необщего пользования.
Каждая из подсистем имеет свои, ярко выраженные, цели. Так,
транспорт общего пользования обеспечивает связь между сферой производства и сферой потребления, осуществляя перевозки грузов для любых пользователей его услугами. Транспорт необщего пользования обслуживает определённых пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также внутрипроизводственные и технологические перевозки.
Взаимодействие между ними становится необходимым прежде всего потому, что транспорт необщего пользования является продолжением сети транспорта общего пользования. Цель сферы взаимодействия – согласованность действий всех участников перевозочного процесса: перевозчика, ветвевладельцев, грузовладельцев, экспедиторов, операторов железнодорожного подвижного состава.
Как мы видим, выделенные подсистемы функционируют для достижения своих целей, имеют прямые и обратные связи, поэтому могут рассматриваться как самостоятельные системы, а именно – транспортные системы.
Транспортная система в общем случае – это образующая связанное целое совокупность работников, транспортных средств и оборудования, элементов транспортной инфраструктуры и инфраструктуры субъектов перевозки, включая систему управления, направленная на эффективное перемещение грузов и пассажиров.
Транспортные системы имеют свои особенности. Прежде всего, это циклический характер их работы. Начальной точкой цикла является подача порожнего подвижного состава под погрузку, а заканчивается цикл в момент прибытия порожнего подвижного состава для последующей погрузки.
Во-вторых, элементы транспортной системы функционируют в рамках определённой организации транспортных процессов, которая устанавливает связи между элементами и определяет правила и условия их взаимодействия.
И наконец, активным элементом (субъектом) такой системы являются люди. Человек обладает способностью к целенаправленному поведению в быстро меняющейся ситуации, адаптации к новым условиям функционирования системы. Наличие в системе множества людей приводит к формированию коллективного поведения её участников, которое представляет из себя результат поведения отдельных индивидуумов, стремящихся к достижению собственных целей. Коллективное поведение – мощный фактор, формирующий закономерности функционирования транспортной системы [2].
Итак, система взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования – транспортная система, состоящая из объектов и субъектов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и с окружением. Это открытая система, т.к. постоянно взаимодействует с внешней средой, а также и динамическая, т.к. изменяет своё состояние во времени (когда переход из одного состояния с другое совершается не мгновенно, а в результате некоторого процесса).
Как говорилось ранее, взаимодействие транспорта общего и необщего пользования многоаспектно и осуществляется по нескольким направлениям: правовому, техническому, технологическому, экономическому, информационному и управленческому [3]. Таким образом, можно выделить соответствующие подсистемы самой системы взаимодействия (рис.2).
Рис.2. Система взаимодействия транспорта общего и необщего пользования.
В свою очередь, каждая подсистема системы взаимодействия состоит из отдельных элементов, связанных между собой в единое целое, направленное на достижение целей самой системы.
Элементы системы взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования – предмет рассмотрения следующей работы.
Библиографический список
- Аполов О.Г. Теория систем и системный анализ: курс лекций. – Уфа, 2012
- Горев А.Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие. – СПб.: СПбГАСУ, 2010
- Брагин А.М. Некоторые аспекты взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс].