УДК 004

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Арапова Вероника Владиславовна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
студентка института Энергетики и автоматизированных систем

Аннотация
Статья посвящена проблеме информационной безопасности учащихся. Рассматриваются некоторые аспекты создания безопасного информационного пространства. Приведены данные об участии родителей в работе их детей в сети Интернет.

Ключевые слова: информационная безопасность, социальные сети, учащиеся


SOME ASPECTS OF CREATING A SECURE INFORMATION SPACE FOR STUDENTS ON SOCIAL NETWORK

Arapova Veronika Vladislavovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University
student of the Institute of Energy and Automated systems

Abstract
The article is devoted to the problem of information safety of students. Discusses some aspects of creating a safe information space. The data on the participation of parents in their children on the Internet.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Арапова В.В. Некоторые аспекты создания безопасного информационного пространства для школьников в социальной сети // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76915 (дата обращения: 29.04.2017).

Безопасность информационного пространства в школе – составное понятие, содержащее технические, нравственные и правовые аспекты. В настоящий период информационная компетентность для школьника является необходимой составляющей для успешной социализации. Многие понятия школьники узнают на практике, осуществляя поиск и структурирование информации, выполняя и оформляя свою работу. Актуальность создания безопасного информационного пространства для учеников определяется влиянием возникающих изменений в информационной среде, воздействующих на становление личности ребенка.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) широко используются в образовательной деятельности, школы интенсивно оснащаются современной компьютерной техникой и программным обеспечением. Наравне с планируемыми положительными результатами применения и использования ИКТ образовательном процессе, появляется ряд и отрицательных аспектов. Современный этап жизни общества, связанный с глобализацией информационного пространства создает новые проблемы для развития личности. Интернет становится одной из важнейших ступеней в новой социальной обстановке развития подрастающего поколения. Быстрое развитие компьютерных технологий значительно меняет жизнь, тем самым порождая новые проблемы, в том числе проблему безопасности в интернете и формирования культуры в информационном пространстве для подростков в социальной сети.

Одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена в общество, были США. Поводом послужили знакомства в социальной сети, спровоцировавшие ряд случаев сексуальных преследований детей и подростков. В России проблемой информационной безопасности активно занимаются последние несколько лет. Так 2009 г. был объявлен годом безопасного интернета в РФ, это стало предлогом к созданию общественных и исследовательских объединений, проведению встреч специалистов, разработкам новых проектов.

Наибольшее количество родителей согласились с тем, что интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и о негативном влиянии на ребенка. 64% родителей сообщают, что не обладают той информацией, которая поможет защитить от общения с нежелательными людьми или негативного влияния своего ребенка в интернете. В нашей стране детям в основном разрешают пользоваться интернетом свободно, не устанавливая временные ограничения (63%). Лишь 24% родителей ставят ограничения во времени и просматривают сайты, которые  посещают их дети, 28% пытаются ввести правила использования сети. 28% совсем не устанавливают никаких правил общения и работы ребенка в сети.

Социальные сети, блоги, форумы – это среда с практически мгновенной скоростью распространения информации и достаточно сильным эффектом. Сама информация нередко носит противоречивый, негативный характер. Основная проблема социальных сетей — это то, что происходит доверие к тем, кто внесен в списки «друзей». Предложение «дружбы» от незнакомых или малознакомых людей может привести к критическим последствиям. Вероятность, что уровень доверия к тем, кто находится в списке «друзей», практически всегда будет выше, чем к случайным людям. С одной стороны, это хорошо, так как формирует лояльную аудиторию вокруг человека, но с другой стороны, это открывает двери для злоумышленников. Стиль общения, который распространен в социальных сетях, обманчив. Такое «дружеское» общение может создать обманчивое ощущение, что вокруг люди, желающие только добра, с которыми можно поделиться любыми данными и информацией.

Интернет – зависимость и ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете исследователи относят к рискам и угрозам в сети. Некоторые из них – недостоверная информация, нарушение прав, проблема в формировании идентичности, утрата личности и проблема изоляции, нанесение вреда физическому здоровью, снижение культурного уровня, вытеснение традиционных форм общения, негативные социальные воздействия.

Один из способов разрешения проблемы информационной безопасности – научить ребенка критическому пониманию информации, ее адекватному восприятию и оценке. Школьникам и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которые необходимо соблюдать при общении в сетях. Некорректное поведение, которое подростки демонстрируют в виртуальном пространстве, а так же совершают правонарушения в сфере ИКТ, говорит о незнании и неумении использовать основные правила поведения.

К поступкам, на которые в реальном мире большинство детей не способны, приводит кажущаяся на первый взгляд безнаказанность, вседозволенность, анонимность. Причем многие из них даже не думают о том, что совершенные действия могут нанести реальный моральный, экономический, или даже физический вред тому, против кого они направлены.

Преподаватель должен иметь представление о классических методах защиты информации, и в равной мере о современных технологиях информационной безопасности. Он должен уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на борьбу с негативным влиянием информационного пространства.

В учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для школ РФ в различной степени нашли место следующие аспекты проблемы безопасности:

  • техника безопасности при работе с компьютером;
  • соблюдение прав человека;
  • защита данных и Интернет;
  • правовая охрана программ, проектов и информации;
  • проблема недостоверной информации;
  • безопасность общества и искусственный интеллект;
  • свобода слова и цензура в Интернет;
  • надежность и безопасность работы компьютера;
  • зависимость общества и человека от компьютера;
  • качество ПО.

Такого рода материалы раскрывают вопросы безопасности использования компьютерной техники, информационных ресурсов, защиты интересов общества, но не отвечают на вопрос, как обеспечить собственную безопасность в информационном обществе. Тем не менее, информационная культура не сводится к информационным технологиям, она включает нравственный, психологический и другие гуманитарные компоненты.


Библиографический список
  1. Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп» : сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219-222.
  2. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).
  3. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
  4. Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
  5. Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1074-1077.
  6. Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.
  7. Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
  8. Чернова Е.В., Давлеткиреева Л.З., Сторожева Е.В., Ошурков В.А. Механизмы противодействия явлений киберэкстремистской направленности в системе электронных платежей // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1089-1092.
  9. Чернова Е.В., Ошурков В.А., Давлеткиреева Л.З. Правовое регулирование процесса распространения явлений киберэкстремизма в современном Интернете // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом Печати, 2014. – 203 с., с.195-198


Все статьи автора «Арапова Вероника Владиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация