Безопасность информационного пространства в школе – составное понятие, содержащее технические, нравственные и правовые аспекты. В настоящий период информационная компетентность для школьника является необходимой составляющей для успешной социализации. Многие понятия школьники узнают на практике, осуществляя поиск и структурирование информации, выполняя и оформляя свою работу. Актуальность создания безопасного информационного пространства для учеников определяется влиянием возникающих изменений в информационной среде, воздействующих на становление личности ребенка.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) широко используются в образовательной деятельности, школы интенсивно оснащаются современной компьютерной техникой и программным обеспечением. Наравне с планируемыми положительными результатами применения и использования ИКТ образовательном процессе, появляется ряд и отрицательных аспектов. Современный этап жизни общества, связанный с глобализацией информационного пространства создает новые проблемы для развития личности. Интернет становится одной из важнейших ступеней в новой социальной обстановке развития подрастающего поколения. Быстрое развитие компьютерных технологий значительно меняет жизнь, тем самым порождая новые проблемы, в том числе проблему безопасности в интернете и формирования культуры в информационном пространстве для подростков в социальной сети.
Одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена в общество, были США. Поводом послужили знакомства в социальной сети, спровоцировавшие ряд случаев сексуальных преследований детей и подростков. В России проблемой информационной безопасности активно занимаются последние несколько лет. Так 2009 г. был объявлен годом безопасного интернета в РФ, это стало предлогом к созданию общественных и исследовательских объединений, проведению встреч специалистов, разработкам новых проектов.
Наибольшее количество родителей согласились с тем, что интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и о негативном влиянии на ребенка. 64% родителей сообщают, что не обладают той информацией, которая поможет защитить от общения с нежелательными людьми или негативного влияния своего ребенка в интернете. В нашей стране детям в основном разрешают пользоваться интернетом свободно, не устанавливая временные ограничения (63%). Лишь 24% родителей ставят ограничения во времени и просматривают сайты, которые посещают их дети, 28% пытаются ввести правила использования сети. 28% совсем не устанавливают никаких правил общения и работы ребенка в сети.
Социальные сети, блоги, форумы – это среда с практически мгновенной скоростью распространения информации и достаточно сильным эффектом. Сама информация нередко носит противоречивый, негативный характер. Основная проблема социальных сетей — это то, что происходит доверие к тем, кто внесен в списки «друзей». Предложение «дружбы» от незнакомых или малознакомых людей может привести к критическим последствиям. Вероятность, что уровень доверия к тем, кто находится в списке «друзей», практически всегда будет выше, чем к случайным людям. С одной стороны, это хорошо, так как формирует лояльную аудиторию вокруг человека, но с другой стороны, это открывает двери для злоумышленников. Стиль общения, который распространен в социальных сетях, обманчив. Такое «дружеское» общение может создать обманчивое ощущение, что вокруг люди, желающие только добра, с которыми можно поделиться любыми данными и информацией.
Интернет – зависимость и ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете исследователи относят к рискам и угрозам в сети. Некоторые из них – недостоверная информация, нарушение прав, проблема в формировании идентичности, утрата личности и проблема изоляции, нанесение вреда физическому здоровью, снижение культурного уровня, вытеснение традиционных форм общения, негативные социальные воздействия.
Один из способов разрешения проблемы информационной безопасности – научить ребенка критическому пониманию информации, ее адекватному восприятию и оценке. Школьникам и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которые необходимо соблюдать при общении в сетях. Некорректное поведение, которое подростки демонстрируют в виртуальном пространстве, а так же совершают правонарушения в сфере ИКТ, говорит о незнании и неумении использовать основные правила поведения.
К поступкам, на которые в реальном мире большинство детей не способны, приводит кажущаяся на первый взгляд безнаказанность, вседозволенность, анонимность. Причем многие из них даже не думают о том, что совершенные действия могут нанести реальный моральный, экономический, или даже физический вред тому, против кого они направлены.
Преподаватель должен иметь представление о классических методах защиты информации, и в равной мере о современных технологиях информационной безопасности. Он должен уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на борьбу с негативным влиянием информационного пространства.
В учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для школ РФ в различной степени нашли место следующие аспекты проблемы безопасности:
- техника безопасности при работе с компьютером;
- соблюдение прав человека;
- защита данных и Интернет;
- правовая охрана программ, проектов и информации;
- проблема недостоверной информации;
- безопасность общества и искусственный интеллект;
- свобода слова и цензура в Интернет;
- надежность и безопасность работы компьютера;
- зависимость общества и человека от компьютера;
- качество ПО.
Такого рода материалы раскрывают вопросы безопасности использования компьютерной техники, информационных ресурсов, защиты интересов общества, но не отвечают на вопрос, как обеспечить собственную безопасность в информационном обществе. Тем не менее, информационная культура не сводится к информационным технологиям, она включает нравственный, психологический и другие гуманитарные компоненты.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп» : сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219-222.
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
- Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
- Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1074-1077.
- Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.
- Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
- Чернова Е.В., Давлеткиреева Л.З., Сторожева Е.В., Ошурков В.А. Механизмы противодействия явлений киберэкстремистской направленности в системе электронных платежей // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1089-1092.
- Чернова Е.В., Ошурков В.А., Давлеткиреева Л.З. Правовое регулирование процесса распространения явлений киберэкстремизма в современном Интернете // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом Печати, 2014. – 203 с., с.195-198
Количество просмотров публикации: Please wait