УДК 796.062.4

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И БЕЛОРУСИ

Енченко Ирина Валерьевна1, Гусинец Евгений Владимирович2, Дергунова Наталья Валерьевна3
1ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
2УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», ст. преподаватель
3УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», магистрант

Аннотация
Авторами рассматривается современное состояние адаптивной физической культуры в России и Белоруси. Анализируются статистические данные по сфере адаптивной физической культуры, приводятся показатели, иллюстрирующие степень вовлеченности людей с ограниченными возможностями здоровья в сферу физической культуры и спорта. Производится анализ достижения целевых показателей в данной сфере в рассматриваемых странах. Авторы предлагают методику по развитию адаптивной физической культуры в детских домах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, инвалиды, спортивные клубы, спортивные сооружения, услуги физической культуры и спорта


ANALYSIS OF THE CURRENT STATUS OF AND GUIDELINES FOR THE DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN RUSSIA AND BELARUS

Enchenko Irina Valeryevna1, Gusinets Evgeny Vladimirovich2, Dergunova Natalya Valeryevna3
1Saint-Petersburg State University of Economics, candidate of economic sciences
2Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, senior teacher
3Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, undergraduate

Abstract
The authors consider the current state of the adaptive physical culture in the Russian Federation and the Republic of Byelorussia. Analyzes statistical data on the area of adaptive physical training, are indicators that illustrate the level of involvement of people with disabilities in the sphere of physical culture and sports. The analysis of achievement of the targets in this sector in these countries. The authors propose a methodology for the development of adaptive physical training in children's homes for children with disabilities.

Keywords: adaptive physical culture, adaptive sport, disabled people, services of physical culture and sport, sports clubs, sports constructions


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Енченко И.В., Гусинец Е.В., Дергунова Н.В. Анализ современного состояния и методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры в России и Белоруси // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76901 (дата обращения: 29.09.2017).

На сегодняшний день происходит активное развитие сферы физической культуры и спорта для всех категорий населения.

Современная мировая практика подсказывает, что наряду с развитием промышленного потенциала страны, повышения эффективности аграрного сектора, увеличения производительности труда, немаловажное значение имеет разработка и проведение эффективной политики в социальной сфере. Базисное основание для осуществления социальной политики в условиях рыночной экономики закладывается, в том числе, в результате построения наиболее совершенной формы организации рынка физической культуры и спорта, соответствующей экономическим реалиям, как внутри страны, так и во всем мировом хозяйстве.

Значительные изменения происходят в составе и качественном уровне спортивной инфраструктуры. Об этом может красноречиво свидетельствовать неуклонное повышение объемов финансирования по строительству и реконструкции спортивных объектов. Так, Премьер-министр России Дмитрий Медведев в 2015 г. утвердил распределение свыше семи миллиардов рублей между российскими регионами на строительство многофункциональных спорткомплексов, плавательных бассейнов, крытых катков и универсальных спортивных залов. Также правительство выделило дополнительные субсидии в размере 515 млн рублей на программу реконструкции футбольных полей профильных спортивных школ.

По результатам опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, было установлено, что чаще всего физической культурой занимаются мужчины и молодежь, проживающие в г. Минске и областных центрах. Наименьший интерес к занятиям физической культурой и спортом имеют пенсионеры и жители малых городов и сельской местности. При этом каждый второй участник опроса считает, что для занятий физической культурой и спортом государство должно создавать соответствующие условия. Опираясь на свой пример, две трети населения считают, что физическая культура сегодня интересует меньшую часть взрослого населения страны [1].

Однако благодаря программам по привлечению населения к спорту и физической культуре, люди чаще стали посещать спортивные секции, клубы, самостоятельно заниматься физической культурой.

Поднимая тему привлечения населения в сферу физической культуры и спорта, мы просто не можем не обратить внимание на людей с ограниченными возможностями.

В республике успешно развивается спорт инвалидов. Если в 1990 году в Беларуси существовало только 3 спортивных клуба для инвалидов, то сейчас количество клубов существенно увеличилось.

Данные о численности инвалидов в возрасте 18 лет и старше, состоящие на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, представлены на рисунке 1.


Рисунок – 1 Численность инвалидов в возрасте 18 лет и старше, состоящие на учете в органах по труду, занятости и социальной защите в РБ

Из диаграммы видно, как увеличилась численность инвалидов за период 2010-2015 гг.

По данным Российского статистического ежегодника 2015 года на 1 января 2015 г. общая численность инвалидов в Российской Федерации составила 12924 тыс. человек [2]. На рисунке 2 представлены данные иллюстрирующие динамику изменения числа лиц, впервые признанных инвалидами.


Рисунок 2 – Число лиц, впервые признанных инвалидами (2000-2014 гг.) в РФ

Как видно из рисунка 2, с каждым годом уменьшается число лиц, впервые признанных инвалидами. В тоже время процент трудоспособного населения от общего числа инвалидов за последние годы несколько снизился, но все равно находится на довольно высоком уровне.

По данным «Статистического ежегодника Республики Беларусь 2016 года» численность лиц, впервые признанных инвалидами в Республике Беларусь с 2010 по 2015 год, также изменилась довольно значительно [3].

На рисунке 3 представляем данные о численности мужчин и женщин, впервые признанных инвалидами в Республике Беларусь.


Рисунок – 3 Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РБ

Мы видим, что с 2010 по 2015 год численность лиц, впервые признанных инвалидами, выросла. За данный период времени этот показатель увеличился на 7940 (38%) – женщины и 4707 (20%) – мужчины. Однако, самый высокий показатель среди женщин был в 2012 году (прирост по сравнению с 2010 годом составил 41,6%), а среди мужчин в 2014 (прирост составил 23,1%). Общий прирост инвалидов по стране за период с 2010 по 2015 год составил: мужчины –162571, женщины – 154549, всего – 317120. Средний показатель прироста числа инвалидов за последние 5 лет у мужчин составил 27095 (прирост по сравнению с 2010 годом составил 15,1%), а у женщин 25758 (прирост составил 25,9%) [4].

Если сравнить этот показатель с численностью населения Республики Беларусь, которое по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь составляла 9,498 млн. человек [5], то выходит, что за последние 5 лет количество лиц с ограниченными возможностями увеличилось на 3,33% по отношению к общей численности населения в Республике. Если эта динамика продолжит развиваться такими же стремительными темпами, то через 50 лет при неизменной численности населения прирост будет 33,3%, т.е. более чем каждый третий житель Беларуси обречен стать инвалидом. Данная статистика выглядит достаточно пугающей, однако помогает задуматься о том, что сегодня как никогда ранее назрела необходимость всестороннего внимания к сфере физической культуры и спорта.

По данным Министерства спорта за 2015 год в Российской Федерации функционирует 16641 учреждение, осуществляющее работу с инвалидами [6]. На рисунке 4 представлены данные по количеству учреждений в сфере физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Рисунок 4 – Учреждения в сфере адаптивной физической культуры и спорта в РФ

Из рисунка видно, что наибольшее число среди учреждений, в сфере адаптивной физической культуры и спорта составляют отделения, группы и смешанные группы по адаптивной физической культуре, а также СДЮШОР, ДЮШОР, ДООЦ и физкультурно-оздоровительные клубы инвалидов.

В учреждения в сфере адаптивной физической культуры занимаются люди различного возраста и состояния здоровья. Всего в заведениях такого типа занимается 192159 человек [7]. На рисунке 5 представлены данные по возрастным категориям занимающихся.


Рисунок 5 – Возраст занимающихся в учреждениях сферы адаптивной физической культуры и спорта в РФ

Как видно из рисунка наиболее востребованы учреждения данного типа у людей в возрасте от 19 до 59 лет. Однако нельзя не отметить, что дети от 6 до 18 лет и люди от 60 до 79 лет также являются активными потребителями данного вида услуг [8].

На рисунке 6 представлено распределение занимающихся по заболеваниям, приведшим к инвалидности.


Рисунок 6 – Распределение занимающихся по заболеваниям, приведшим к инвалидности в РФ

Из рисунка 6 видно, что абсолютное большинство – это люди с инвалидностью по общему заболеванию. Кроме того, большое количество составляют люди с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением слуха.

В Беларуси немалое количество среди инвалидов составляют дети в возрасте до 18 лет. На рисунке 7 представлена численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите с 2010 по 2015 год.


Рисунок – 7 Численность детей-инвалидов до 18 лет, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите в РБ

Из графика видно, что количество детей-инвалидов увеличилось, особенно среди мальчиков.

Естественно, что на сегодняшний день есть необходимость в создании специальных спортивных секций и клубов, программы которых рассчитаны именно для лиц с ограниченными возможностями. Целью работы таких организаций является не только высокие спортивные достижения, но и реабилитация и социальная адаптация этих людей в жизни и обществе. Так, занятия физической культурой помогают преодолеть психологические барьеры. Благоприятно воздействуя на психику занимающихся, дают возможность почувствовать свою социальную значимость, способствуют реабилитации инвалидов и их социальной активности. Поэтому, интерес инвалидов к занятиям физической культурой постоянно растет.

На сегодняшний день в России функционирует 52621 спортивное учреждение, приспособленное для занятий инвалидов [9]. На рисунке 8 представлена численность спортивных сооружений, приспособленных для инвалидов.


Рисунок 8 – Численность спортивных сооружений, приспособленных для инвалидов в РФ

Абсолютное большинство по данному показателю составляют плоскостные сооружения и спортивные данные. Говоря о спортивных учреждениях, приспособленных для инвалидов необходимо также отметить такие типы учреждений как:

  • объекты спорта, на которых обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи – 566;
  • объекты спорта, на которых предоставляются услуги с использованием русского жестового языка, с допуском сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика – 81;
  • объекты спорта, на которых услуги инвалидам предоставляют работники, прошедшие инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации – 1153;
  • объекты спорта, имеющие утвержденные паспорта доступности объектов и предоставляемых на них услуг – 2267.

В настоящее время в Республике Беларусь работают федерации инвалидного спорта, более 25 клубов, 70 физкультурно-оздоровительных секций. В стране около 50 000 инвалидов занимаются спортом (9,1% от общего числа инвалидов). Легкая атлетика, плавание, стрельба из лука, биатлон, мини-футбол, шахматы, шашки, танцы на инвалидных колясках, велоспорт, лыжные гонки, дзюдо, фехтование – именно этим видам отдают предпочтение занимающиеся.

В Беларуси по состоянию на 2015 год действуют 23 278 физкультурно-спортивных сооружений из них:

  • 144 стадиона;
  • 52 манежа;
  • 35 спортивных сооружений с искусственным льдом;
  • 655 стрелковых тира;
  • 4 588 спортивных зала;
  • 332 плавательных бассейна;
  • иные спортивные сооружения – 17472.

Несмотря на достаточное количество спортивных сооружений, не все из них, приспособлены для инвалидов. В первую очередь это касается плавательных бассейнов.

Главной целью руководства Республики Беларусь донести обществу, что спорт инвалидов – это часть спортивной жизни страны. В государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы установлена необходимость совершенствования системы реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни средствами физической культуры и спорта, подготовки и переподготовки специалистов для данной категории граждан. Одной из задач подпрограммы 2 «Подготовка спортивного резерва, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа» является организация работы физкультурно-оздоровительных групп для лиц с ограниченными возможностями и ослабленных лиц в центрах физкультурно-оздоровительной работы [10].

В Российской Федерации финансирование адаптивной физической культуры осуществляется как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных источников. На рисунке 9 представлены объемы финансирования адаптивной физической культуры в 2015 году.


Рисунок 9 – Финансирование адаптивной физической культуры в РФ

Как видно из рисунка, на развитие адаптивной физической культуры в 2015 году было израсходовано 14931056,6 рублей. Основную долю этих расходов составило проведение спортивных мероприятий среди инвалидов и реконструкция и строительство спортивных сооружений [8].

В России, как и в Беларуси в настоящее время особое внимание уделяется обеспечению услугами физической культуры и спорта учащихся и студентов. Так как инвалидность стала заметно молодеть, то в обеих странах-участницах таможенного союза реализуются программы развития физической культуры и спорта, нацеленные не только на пропаганду здорового образа жизни и вовлечение как можно большего числа здоровых молодых людей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, но и лиц молодого возраста из числа инвалидов. В рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», реализуемой российскими специалистами и Государственной программы развития физической культуры, и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, планируется серьезная и планомерная работа, направленная на увеличение числа занимающихся спортом среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, строительство и реконструкция физкультурно-спортивных сооружений, способных на высоком уровне обеспечивать потребности этой категории граждан в занятиях физическими упражнениями, а также подготовка высококлассных специалистов в области адаптивного спорта.

По результатам анализа современного состояния адаптивной физической культуры в исследуемых странах было предложено внедрить методику по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья находящихся в детских домах.

Необходимость разработки данной методики объясняется несколькими факторами:

1. Рост числа детей-инвалидов до 16 лет. Согласно данным Росстата, за последние 5 лет этот показатель увеличился на 61 тысячу человек;

2. В Отчете Министерства Спорта о результатах выполнения Программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» в 2013 году говорится, что целевые показатели по вовлеченности лиц с ограниченными возможностями здоровья в сферу физической культуры и спорта не достигнуты. Плановый показатель равен 8 %, фактический же составляет 4,4%.

3. Неравномерность обеспечения школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья материально-технической базой в области физической культуры и спорта (спортивные залы, инвентарь и т.д.).

Авторами предлагается разработка и внедрение методики по вовлечению в сферу услуг физической культуры и спорта детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в школах интернатах. Зачастую в данных учреждениях не достаточно хорошо развита материально-техническая база, которая могла бы позволить качественно проводить занятия по физической культуре. В связи с этим предлагается создание социального проекта, связывающего школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и ближайшие к ним фитнес-клубы и иные спортивные клубы, оказывающие услуги физической культуры и спорта населению. Целями внедрения подобной методики служит создание оптимальных условий для вовлечения в сферу физической культуры и спорта максимального числа учащихся школ-интернатов, оздоровление и реабилитация детей, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация предполагает решение следующих задач: – выделение клубами времени для занятий, оптимально, по мнению автора, разбить учащихся на группы по возрастному принципу: младшая группа (3-8 лет), средняя группа (9-15 лет), старшая группа (с 16 лет и старше).

Время занятий зависит от физической формы занимающихся и уровня их подготовленности к занятиям:

– для обеспечения педагогического компонента предлагается привлечение волонтеров из числа учащихся средних и высших учебных заведений спортивного или педагогического профиля. По договоренности возможно привлечение инструкторов фитнес-клубов, в которых проводятся занятия;

- предоставление фитнес-клубами помещений для занятий;

- обеспечение транспортной перевозки детей от школы-интерната до спортивного клуба и обратно.

В зависимости от физических возможностей предлагается проведение соревнований по возрастным группам несколько раз в год с периодическим приглашением тренеров, занимающихся подготовкой спортсменов паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта, а также видов спорта, включенных в программу специальной олимпиады (для лиц с умственными отклонениями).

Мероприятия предполагается реализовать в несколько этапов:

1 этап – реализация «пилотных» проектов в Москве и Санкт-Петербурге;

2 этап – реализация мероприятий в крупных регионах России;

3 этап – реализация в остальных регионах России.

Финансировать данный проект предлагается за счет внебюджетных источников финансирования, в частности – поступления из внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта, спонсоров, а также средств, получаемых от проведения различных благотворительных мероприятий, таких как лотереи, праздники и т.д.

Ожидаемые результаты от внедрения данной методики состоят в следующем:

- повышение физической формы занимающихся;

- социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оздоровление занимающихся.

Оценивать качество оздоровления занимающихся предлагается раз в полгода. Основные критерии представлены на рисунке 10.


Рисунок 10 – Оценка качества оздоровления занимающихся

Критерии оценки в данном случае не могут быть едины, каждая школа интернат должна сама выработать по предложенной схеме те параметры, которые необходимо оценивать исходя из профиля заболеваний воспитанников и их физической формы. В случае получения в результате оценки низких баллов и отсутствии ожидаемого эффекта необходимо провести анализ предлагаемой детям физической нагрузки, пересмотреть программу занятий и в дальнейшем сделать акцент на ключевых показателях для данной возрастной группы и заболеваний. Следующую оценку по предложенным критериям необходимо провести в данном случае внепланово через 2-3 месяца с целью оценки эффективности внесенных изменений. Данная методика может быть использована также в общеобразовательных школах, а также в учреждениях среднего и высшего профессионального образования с внесением необходимых корректировок с учетом специфических особенностей формирования групп [3].

Необходимость внедрения данной методики в учреждения среднего и высшего образования подтверждается тем фактом, что в последние годы существует тенденция к снижению двигательной активности у школьников что, как следствие, ведет к избыточному весу, нарушению осанки, работы жизненно важных органов и систем. Дети и подростки должны заниматься физической активностью минимум час в день, однако данные рекомендации зачастую не соблюдались. Одной из ключевых причин такого явления можно назвать длительное пребывание перед телевизором и компьютером. Данная методика позволяет обеспечить оптимальную двигательную нагрузку, а также способствует общему укреплению здоровья.


Библиографический список
  1. Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы // [Электронный ресурс] – 2016. – URL: http://www.government.by/upload/docs/fileb9c41bd9c74743bb.PDF. – Дата доступа: 22.11.2016.
  2. Российский статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/year/ejegod-15.pdf (дата обращения: 20.11.2016).
  3. Енченко И.В. Развитие услуг физической культуры и спорта в России: автореф. дис…. канд. экон. наук 08.00.05. -М.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015.
  4. Статистический ежегодник Республики Беларусь-2016 года // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_6316/. – Дата доступа: 09.10.2016.
  5. Доклад о результатах работы в 2015 году и основных направлениях деятельности министерства спорта Российской Федерации на 2016-2018 годы // Министерство спорта Российской Федерации URL: http://minsport.gov.ru/press-centre/speeches/28895/ (дата обращения: 20.11.2016).
  6. Енченко, И.В. Современное состояние рынка фитнес услуг в России/И.В. Енченко//Materiály IX mezinárodní vědecko -praktická konference «Moderní vymoženostivědy -2013» 27.01.2013-05.02.2013. -Díl 79. Tělovýchova a sport: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. -2013.-С.83-88
  7. Енченко, И.В. Значение услуг физической культуры и спорта в жизни общества//Формирование и развитие инновационного потенциала на рынке труда региона/И.В. Енченко -Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2014. -С.245-250
  8. Енченко, И. В. Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения/И.В. Енченко//Научно-методический журнал “Физическая культура, спорт -наука и практика”. -2013. -№2. -С. 33-38
  9. Сведения об адаптивной физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2015 года. Статистическая информация по форме № 3 АФК// Сайт Министерства спорта РФ URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/paralympic/42/28346/ (дата обращения 20.11.2016).
  10. Бутова Т.В., Дудко М.А. Государственная идеология, актуальность, необходимость, важность. Теоретические и практические вопросы науки xxi века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014. С. 235 -239


Все статьи автора «Енченко Ирина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: