УДК 331.104.2

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДА РАБОТНИКОВ

Кифа Людмила Леонидовна1, Ерзамаева Евгения Викторовна2
1ФГБОУ ВО "Тольяттинский государственный университет", кандидат педагогических наук, доцент кафедры Менеджмент организации
2ФГБОУ ВО "Тольяттинский государственный университет", студентка группы УПп-1401

Аннотация
Статья посвящена такой актуальной теме как социально-психологический климат в организации. Актуальность заключается в том, что человек в своей жизни постоянно находится в обществе ему подобных. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно и удобно, в коллективе должна создаваться благоприятная обстановка. На создание благоприятного климата в организации влияет не только руководитель, но и сами члены коллектива. При благоприятном социально-психологическом климате у сотрудников возрастает потенциал трудоспособности, а, следовательно, и организация быстрее достигает планируемых результатов.

Ключевые слова: обстановка в коллективе, общение в коллективе, социально-психологический климат, Сплоченность, удовлетворенность трудом


SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF EFFECTIVE WORK OF EMPLOYEES

Kifa Lyudmila Leonidovna1, Erzamaevа Eugenia Vladimirovna2
1Togliatti State University, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of organization Management
2Togliatti State University, student

Abstract
The article is devoted to such an important topic as the socio-psychological climate in the organization. The actuality is that the man in your life is constantly in the society of his kind. In order to feel comfortable in the team should create a favorable situation. To create a supportive climate in the organization affects not only the leader but also the members of the team. Under favorable socio-psychological climate among employees increases the potential for disability, and, consequently, the organization quickly reaches the planned results.

Keywords: atmosphere in the team, cohesion, communication in the team, socio-psychological climate


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кифа Л.Л., Ерзамаева Е.В. Социально-психологические факторы эффективного труда работников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76526 (дата обращения: 30.04.2017).

Как известно, человеку необходимо удовлетворять свои потребности, так как это осознаваемая  человеком нужда. Наряду с различными потребностями, такими как биологические, социальные, идеальные, находятся и духовные. Большую часть жизни,  современный человек находится в обществе коллег, друзей, партнеров, соседей и т.п. Начинается все с детского сада и друзей во дворе, затем он идёт в школу, в университет, и вот приходит время трудовой деятельности. Половина оставшейся жизни будет занята профессиональной деятельностью и поэтому так важно, чтобы для человека она приносила удовольствие и радость, а не поникшее настроение и раздражённость.

На благоприятный социально-психологический климат организации влияет один из главных факторов – удовлетворенность работой, т.е. положительные эмоции, хорошее  психологическое состояние работающих в коллективе, их взаимоотношения друг с другом, а также их степень энергической  активности, эффективности и удовлетворённости участников коллектива выполняемой ими работой. Социально-психологический климат основан на отношениях в коллективе работающей группы людей и как следствие является показателем их состояния.

Как известно, в коллективе нередко возникают конфликтные ситуации. Это может происходить вследствие нескольких факторов, например: личная неприязнь, недопонимание, различие во взглядах, занятость работой и другие. Поэтому, регулярное поддержание положительной психологической обстановки в коллективе является первой необходимостью любой организации. Данная организационная установка основывается на раскрытии социально – психологического потенциала сотрудников, как в целом, так и каждого работника по отдельности. Эффективность и качество всей работы сотрудников зависит от успешной совместной работы, удовлетворения процессом и положительными результатами ее труда. Как показано в таблице 1, обстановку внутри коллектива можно разделить на два типа [1].

Таблица 1 – Тип обстановки внутри коллектива

Комфортная обстановка Некомфортная обстановка
Личностное развитие Торможение в личностном росте
Эффективное функционирование предприятия Нежелание находится в коллективе
Взаимопомощь и поддержка коллектива Желание покинуть место работы
Доброжелательная и деловая критика Возникновение конфликтов

Первый тип свидетельствует о том, что сотрудники чувствуют себя комфортно в коллективе, при этом повышается уровень личностного развития, в коллективе царит доброжелательная и спокойная обстановка, коллектив нацелен на взаимопомощь и поддержку, а также предприятие может эффективно функционировать в данной обстановке. Что касается второго типа, то в неблагоприятной для сотрудников работе происходит ухудшение эффективности работы предприятия. Сотрудники пытаются как можно скорее покинуть коллектив, а в будущем и место работы, происходит торможение в личностном развитии, а так же возможно возникновение конфликтов между сотрудниками.

С применением инноваций, новых подходов к управлению, организация неизбежно сталкивается с противостоянием изменениям, ростом  неудовлетворенности  работников.  Такие настроения  в коллективе могут  возникать,  например,  по  причине  отсутствия  готовности работников выполнять обязанности, необходимые для  исполнения [4].

Рассмотрим характеристики социального и психологического климата в коллективе (рисунок 1).

Благоприятный социально-психологический климат является одним из важных и главных факторов коллективной деятельности предприятия, поэтому профессиональные межличностные отношения, сплоченность участников коллектива, проявление симпатий сотрудников друг к другу, желание находиться в коллективе является одним из главных условий в организационной деятельности любого предприятия. Данная сплоченность коллектива способствует увеличению показателя его срабатываемости, вследствие повышения данного показателя возникает возможность в увеличении эффективности результатов взаимной сплоченной работы. Также сплоченность коллектива влияет на устойчивость взаимных отношений сотрудников, показывает их самоотдачу в работе, которая напрямую способствует повышению уровня производительности труда [3].

Рисунок 1 – Характеристики социального и психологического климата в коллективе

Соблюдение следующих факторов, которые способствуют оказанию положительных результатов на сплоченность коллектива, очень важно в создании благоприятного климата внутри организации:

– точное осознание коллективом цели, которую они преследуют;

– высокая самоотдача для достижения поставленных целей;

– взаимопомощь сотрудников, для достижения эффективности совместной деятельности;

– достижение взаимного сотрудничества в коллективе.

Помимо прочего, следует выделить, что один их факторов социально – психологического климата, такой как сплоченность, показывает, насколько работника удовлетворяет его работа. Удовлетворенность показывает, насколько сотрудник выкладывается на работе, как он относится к своей деятельности, другими словами, устраивает ли его социально-психологический климат в коллективе, который влияет на рост производительности труда [5].

Поддержание благоприятного климата в коллективе прерогатива больше руководства организации, чем самих сотрудников. Поэтому для руководства одной из важных задач является установка и в дальнейшем поддержание взаимоотношений сотрудников, создание благоприятного климата внутри коллектива, способствующего их профессиональному развитию. Результатом выполнения плановой воспитательной деятельности с психологическим и педагогическим уклоном будет являться благоприятный социально-психологический климат внутри команды. Трудовая деятельность сотрудника будет более эффективной, плодотворной и оперативной, если его будет устраивать обстановка в команде, взаимоотношения с коллегами, а так же с руководителями.

При системе формирования межличностных отношений, сотрудники внутри коллектива ставят себя на определённые уровни, создают себе что-то вроде статуса, авторитета. Данному формированию естественно сопутствует общение. Общение является многоступенчатым процессом,  который начинается с первого знакомства и установления контактов между участками процесса.

Общение, как многоступенчатый процесс, имеет следующие функции:

– установление и поддержание благоприятной атмосферы для сотрудников, во время их совместной работы;

– создание совместного плана действий сотрудников, основанного на компромиссах всех субъектов;

– взаимное уважение каждого из членов коллектива;

– установление связей между служащими работниками, которые соответствуют их социальному статусу.

Помимо функций, так же существуют несколько свойств личности, которые положительно влияют на установление и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе. Данными свойствами выступают такие личностные качества, как: коммуникабельность, организованность, чувство ответственности, трудолюбие, вежливость, пунктуальность, тактичность, а так же инициативность [2].

Таким образом, внутреннее видение людей на различные обстоятельства зачастую обуславливается их собственными психологическими процессами. Любой человек – это отдельная личность со своим индивидуальным характером и особенностями темперамента, и что немаловажно, имеет определенную квалификацию и запас полученных им знаний. То есть, если сотрудник профессионально относится к своей деятельности, это вызывает огромное уважение к нему. Поэтому такой сотрудник становится примером для подражания своих коллег, стремящихся так же развивать и увеличивать не только личностный рост, но и профессиональные навыки.

Обобщив то, о чем сказано выше, следует отметить, что социально- психологический климат в организации создается больше внутри личности, формируя ее настрой, который показывает уровень взаимопонимания в коллективе, условия и индивидуальные предпочтения в работе. Для того чтобы достигнуть эффективности деятельности в организации, следует правильно распределять требуемую трудовую нагрузку между работниками коллектива, опираясь на их индивидуальные и коллективные возможности. В то время как доброжелательная атмосфера в коллективе окажет только положительное влияние на его развитие и совместную деятельность. Такой социально-психологический климат в организации откроет множество возможностей как для организации в целом, так и для отдельного ее сотрудника.


Библиографический список
  1. Гурьев М.Е. Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений [Текст] / М.Е. Гурьев // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2015. – № 21.
  2. Черепкова Н.В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе [Текст] / Н.В. Черепкова, С.А. Чугункин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – № 1 / том 1.
  3. Попова Т.В. Социально-психологический климат как фактор эффективности организации [Текст] / Т.В. Попова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 4–3(75). – С. 86–88.
  4. Кифа Л.Л. Предпосылки совершенствования аттестации работников муниципальных образовательных учреждений / Л.Л. Кифа, В.В. Мелькина. //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 2 (25). С. 17-21.
  5. Чергинцова С.В. Влияние социально-психологического климата на удовлетворенность трудом работников [Текст] / С.В. Чергинцова // Вестник тверского государственного университета. Серия: Экономика и Управление. – 2015. – № 4. – С. 131–136.


Все статьи автора «Кифа Людмила Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация