Как известно, человеку необходимо удовлетворять свои потребности, так как это осознаваемая человеком нужда. Наряду с различными потребностями, такими как биологические, социальные, идеальные, находятся и духовные. Большую часть жизни, современный человек находится в обществе коллег, друзей, партнеров, соседей и т.п. Начинается все с детского сада и друзей во дворе, затем он идёт в школу, в университет, и вот приходит время трудовой деятельности. Половина оставшейся жизни будет занята профессиональной деятельностью и поэтому так важно, чтобы для человека она приносила удовольствие и радость, а не поникшее настроение и раздражённость.
На благоприятный социально-психологический климат организации влияет один из главных факторов – удовлетворенность работой, т.е. положительные эмоции, хорошее психологическое состояние работающих в коллективе, их взаимоотношения друг с другом, а также их степень энергической активности, эффективности и удовлетворённости участников коллектива выполняемой ими работой. Социально-психологический климат основан на отношениях в коллективе работающей группы людей и как следствие является показателем их состояния.
Как известно, в коллективе нередко возникают конфликтные ситуации. Это может происходить вследствие нескольких факторов, например: личная неприязнь, недопонимание, различие во взглядах, занятость работой и другие. Поэтому, регулярное поддержание положительной психологической обстановки в коллективе является первой необходимостью любой организации. Данная организационная установка основывается на раскрытии социально – психологического потенциала сотрудников, как в целом, так и каждого работника по отдельности. Эффективность и качество всей работы сотрудников зависит от успешной совместной работы, удовлетворения процессом и положительными результатами ее труда. Как показано в таблице 1, обстановку внутри коллектива можно разделить на два типа [1].
Таблица 1 – Тип обстановки внутри коллектива
Комфортная обстановка | Некомфортная обстановка |
Личностное развитие | Торможение в личностном росте |
Эффективное функционирование предприятия | Нежелание находится в коллективе |
Взаимопомощь и поддержка коллектива | Желание покинуть место работы |
Доброжелательная и деловая критика | Возникновение конфликтов |
Первый тип свидетельствует о том, что сотрудники чувствуют себя комфортно в коллективе, при этом повышается уровень личностного развития, в коллективе царит доброжелательная и спокойная обстановка, коллектив нацелен на взаимопомощь и поддержку, а также предприятие может эффективно функционировать в данной обстановке. Что касается второго типа, то в неблагоприятной для сотрудников работе происходит ухудшение эффективности работы предприятия. Сотрудники пытаются как можно скорее покинуть коллектив, а в будущем и место работы, происходит торможение в личностном развитии, а так же возможно возникновение конфликтов между сотрудниками.
С применением инноваций, новых подходов к управлению, организация неизбежно сталкивается с противостоянием изменениям, ростом неудовлетворенности работников. Такие настроения в коллективе могут возникать, например, по причине отсутствия готовности работников выполнять обязанности, необходимые для исполнения [4].
Рассмотрим характеристики социального и психологического климата в коллективе (рисунок 1).
Благоприятный социально-психологический климат является одним из важных и главных факторов коллективной деятельности предприятия, поэтому профессиональные межличностные отношения, сплоченность участников коллектива, проявление симпатий сотрудников друг к другу, желание находиться в коллективе является одним из главных условий в организационной деятельности любого предприятия. Данная сплоченность коллектива способствует увеличению показателя его срабатываемости, вследствие повышения данного показателя возникает возможность в увеличении эффективности результатов взаимной сплоченной работы. Также сплоченность коллектива влияет на устойчивость взаимных отношений сотрудников, показывает их самоотдачу в работе, которая напрямую способствует повышению уровня производительности труда [3].
Рисунок 1 – Характеристики социального и психологического климата в коллективе
Соблюдение следующих факторов, которые способствуют оказанию положительных результатов на сплоченность коллектива, очень важно в создании благоприятного климата внутри организации:
– точное осознание коллективом цели, которую они преследуют;
– высокая самоотдача для достижения поставленных целей;
– взаимопомощь сотрудников, для достижения эффективности совместной деятельности;
– достижение взаимного сотрудничества в коллективе.
Помимо прочего, следует выделить, что один их факторов социально – психологического климата, такой как сплоченность, показывает, насколько работника удовлетворяет его работа. Удовлетворенность показывает, насколько сотрудник выкладывается на работе, как он относится к своей деятельности, другими словами, устраивает ли его социально-психологический климат в коллективе, который влияет на рост производительности труда [5].
Поддержание благоприятного климата в коллективе прерогатива больше руководства организации, чем самих сотрудников. Поэтому для руководства одной из важных задач является установка и в дальнейшем поддержание взаимоотношений сотрудников, создание благоприятного климата внутри коллектива, способствующего их профессиональному развитию. Результатом выполнения плановой воспитательной деятельности с психологическим и педагогическим уклоном будет являться благоприятный социально-психологический климат внутри команды. Трудовая деятельность сотрудника будет более эффективной, плодотворной и оперативной, если его будет устраивать обстановка в команде, взаимоотношения с коллегами, а так же с руководителями.
При системе формирования межличностных отношений, сотрудники внутри коллектива ставят себя на определённые уровни, создают себе что-то вроде статуса, авторитета. Данному формированию естественно сопутствует общение. Общение является многоступенчатым процессом, который начинается с первого знакомства и установления контактов между участками процесса.
Общение, как многоступенчатый процесс, имеет следующие функции:
– установление и поддержание благоприятной атмосферы для сотрудников, во время их совместной работы;
– создание совместного плана действий сотрудников, основанного на компромиссах всех субъектов;
– взаимное уважение каждого из членов коллектива;
– установление связей между служащими работниками, которые соответствуют их социальному статусу.
Помимо функций, так же существуют несколько свойств личности, которые положительно влияют на установление и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе. Данными свойствами выступают такие личностные качества, как: коммуникабельность, организованность, чувство ответственности, трудолюбие, вежливость, пунктуальность, тактичность, а так же инициативность [2].
Таким образом, внутреннее видение людей на различные обстоятельства зачастую обуславливается их собственными психологическими процессами. Любой человек – это отдельная личность со своим индивидуальным характером и особенностями темперамента, и что немаловажно, имеет определенную квалификацию и запас полученных им знаний. То есть, если сотрудник профессионально относится к своей деятельности, это вызывает огромное уважение к нему. Поэтому такой сотрудник становится примером для подражания своих коллег, стремящихся так же развивать и увеличивать не только личностный рост, но и профессиональные навыки.
Обобщив то, о чем сказано выше, следует отметить, что социально- психологический климат в организации создается больше внутри личности, формируя ее настрой, который показывает уровень взаимопонимания в коллективе, условия и индивидуальные предпочтения в работе. Для того чтобы достигнуть эффективности деятельности в организации, следует правильно распределять требуемую трудовую нагрузку между работниками коллектива, опираясь на их индивидуальные и коллективные возможности. В то время как доброжелательная атмосфера в коллективе окажет только положительное влияние на его развитие и совместную деятельность. Такой социально-психологический климат в организации откроет множество возможностей как для организации в целом, так и для отдельного ее сотрудника.
Библиографический список
- Гурьев М.Е. Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений [Текст] / М.Е. Гурьев // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2015. – № 21.
- Черепкова Н.В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе [Текст] / Н.В. Черепкова, С.А. Чугункин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – № 1 / том 1.
- Попова Т.В. Социально-психологический климат как фактор эффективности организации [Текст] / Т.В. Попова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 4–3(75). – С. 86–88.
- Кифа Л.Л. Предпосылки совершенствования аттестации работников муниципальных образовательных учреждений / Л.Л. Кифа, В.В. Мелькина. //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 2 (25). С. 17-21.
- Чергинцова С.В. Влияние социально-психологического климата на удовлетворенность трудом работников [Текст] / С.В. Чергинцова // Вестник тверского государственного университета. Серия: Экономика и Управление. – 2015. – № 4. – С. 131–136.