ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ – УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Картавых Марина Анатольевна1, Агеев Артем Александрович2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, магистрант

Аннотация
В статье рассмотрены особенности дидактического цикла, применяемого в качестве универсальной процессуальной основы образования в области безопасности жизнедеятельности. Раскрыты ключевые характеристики дидактического цикла (целенаправленность, внутреннее системное единство, динамизм, итеративность, управляемость), обоснован его фазовый характер.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дидактический цикл, итеративность, микрорезультат, процесс, фазы


DIDACTIC CYCLE – A UNIVERSAL PROCEDURAL BASIS OF EDUCATION IN THE FIELD OF SAFETY OF HUMAN LIFE

Kartavykh Marina Anatolyevna1, Ageev Artem Aleksandrovich2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University of K. Minin, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physiology and safety of human life
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University of K. Minin, undergraduate

Abstract
In article features of the didactic cycle applied as a universal procedural basis of education in the field of health and safety are considered. Key characteristics of a didactic cycle (focus, internal system unity, dynamism, an iteration, controllability) are opened, his phase character is reasonable.

Keywords: didactic cycle, iteration, microresult, phases, process, safety of human life


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Картавых М.А., Агеев А.А. Дидактический цикл – универсальная процессуальная основа образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76458 (дата обращения: 19.04.2024).

Стратегическим ориентиром при характеристике образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности выступает идея его цикличности. Раскрытию особенностей данного образовательного феномена посвящены работы Л.Я. Зориной, А.Е. Марона, П.И. Пидкасистого, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. В своих работах ученые предприняли попытку «развернуть учебный процесс во времени» [1, с. 31] и представить в динамике «двуединую процедуру субъект – субъектных отношений между преподавателем и обучаемым» [2], придя к пониманию его цикличного характера. Подобно педагогической системе, дидактический цикл, обладая внутренним единством целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов, демонстрирует динамизм процесса, его повторяемость (итеративность), целенаправленность.

Заслуживает внимания точка зрения П.И. Пидкасистого, который при построении образовательного процесса выделяет в нем четыре основных цикла [2]. Атрибутивными признаками каждого из них выступают целевые ориентиры, особенности учебной деятельности в процессе субъект – субъектного диалогического взаимодействия, типы решаемых задач и результативность.

Такой подход в полной мере проявляется в образовании в области безопасности жизнедеятельности. Начальный цикл (соответствует начальной школе) ориентирован на перцептивное восприятие и понимание обучающимися опасностей современного мира, бесценности жизни, здоровья человека и важности сохранения окружающей среды как среды жизни; рассмотрение проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности посредством решения типовых учебных задач, содержание которых связано с безопасным поведением на улицах и дорогах, в общественных местах, соблюдением правил пожарной безопасности, безопасного поведения на воде, освоением элементарных способов оказания первой помощи. Подчеркнем, что изучение самостоятельной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе не предусмотрено и содержание образование интегрировано в учебный курс «Окружающий мир». Результативность начального цикла проявляется в репродуктивном воспроизведении обучающимися начальной школы освоенного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности и их готовности к решению стандартных задач по обеспечению собственной безопасности, других людей и окружающей среды.

Второй цикл (основная школа) направлен на конкретизацию и расширенное изучение обучающимися вопросов безопасного поведения в урбанизированной и природной среде, в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; основ медицинских знаний и здорового образа жизни путем решения аналитических, оценочных, прогностических и проектировочных ситуационных учебных задач, направленных на освоение способов безопасного поведения и оказания первой помощи.

Целевое назначение третьего цикла образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности (средняя школа) состоит в систематизации и генерализации освоенного содержания образования путем решения проблемных учебных задач, отражающих современный комплекс проблем безопасности, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы обороны государства и подготовки к военной службе, содержание которых имитирует реальные ситуации. О результативности цикла свидетельствует самостоятельное нахождение обучающимися оригинальных способов решения ситуационных задач.

Заключительный цикл обращен на определение уровня достижения общего результата образования в области безопасности жизнедеятельности путем рефлексии и контрольно-оценочных действий.

В отношении процессуальной структуры дидактический цикл рассматривается в педагогических исследованиях как последовательное сочетание фаз. Принципиальным положением представляется наличие в каждой фазе обучения микрорезультата, проявляющегося в переходе количественных изменений в учебно-познавательных возможностях обучающихся в качественное их преобразование. В этой связи, дидактический цикл предстает как совокупность фаз учебного процесса, итог последовательных микрорезультатов обучения [2]. Обратим внимание на разномасштабность проявления цикличности в образовании в области безопасности жизнедеятельности. Цикличность проявляется на уровнях степеней образования (начальная, основная, средняя школа), на уровне учебного года, на уровне разделов учебной дисциплины («Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы обороны государства и подготовки к военной службе»), на уровне отдельных тем и уроков[3, 4, 5].

Сконструированный дидактический цикл рассматривается как педагогический процесс, развивающийся внутри системы образования в области безопасности жизнедеятельности. Дидактическому циклу присущи все основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, внутреннее системное единство, динамизм, итеративность, управляемость учебной деятельности, нацеленность на результат, повышающая эффективность процесса освоения культуры безопасности жизнедеятельности [4].

Освоение культуры безопасности жизнедеятельности обучающимися в ходе дидактического цикла направлено на повышение динамизма и продуктивности учебного процесса, что проявляется в акцентации преимущественно на творческие виды деятельности, близкие к подлинным условиям и оформленные в дидактическом цикле в виде комплекса заданий, решение которых способствует развитию у обучающихся качеств личности безопасного типа поведения, содействует сокращению периода адаптации обучающихся к ситуациям реальной действительности. Творческий характер заданий, связанных с решением вопросов обеспечения безопасности, обладая проблемностью и диалогичностью, способствует проявлению и развитию у обучающимися коммуникативности, активности, гибкости и критичности мышления, сопровождается инсайтом, принятием свободных смелых суждений при разработке стратегий безопасного поведения.

Дидактический цикл строится на основе итеративной схемы[6] и включает в себя четыре фазы, которые отражают функциональную взаимообусловленность этого процесса: 1) мотивационно-ориентировочная; 2) информационно-познавательная; 3) деятельностная; 4) диагностическая.

Количество фаз дидактического цикла постоянно и не зависит от содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, динамичностью в них обладают целевые установки, характер деятельности и тип решаемых задач.

Результаты опытно-экспериментальной работы, в процессе которой реализуются идеи цикличного построения образования в области безопасности жизнедеятельности позволяют говорить о целесообразности выбранной педагогической стратегии.


Библиографический список
  1. Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы / Л.Я. Зорина // Советская педагогика. – 1983.- № 10. – С.31 – 35.
  2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогические общество России, 1998.
  3. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие. – Н. Новгород, 2011.
  4. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие. – Н. Новгород: Мининский университет, 2015.
  5. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности: учеб.пособие. – Н. Новгород: Мининский университет, 2016.
  6. Картавых М.А. Стратегия высшего профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита: монография / М.А. Картавых; науч. ред. проф. Г.С. Камерилова. – Н.Новгород: НГПУ, 2011.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Картавых Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация