Стратегическим ориентиром при характеристике образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности выступает идея его цикличности. Раскрытию особенностей данного образовательного феномена посвящены работы Л.Я. Зориной, А.Е. Марона, П.И. Пидкасистого, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. В своих работах ученые предприняли попытку «развернуть учебный процесс во времени» [1, с. 31] и представить в динамике «двуединую процедуру субъект – субъектных отношений между преподавателем и обучаемым» [2], придя к пониманию его цикличного характера. Подобно педагогической системе, дидактический цикл, обладая внутренним единством целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов, демонстрирует динамизм процесса, его повторяемость (итеративность), целенаправленность.
Заслуживает внимания точка зрения П.И. Пидкасистого, который при построении образовательного процесса выделяет в нем четыре основных цикла [2]. Атрибутивными признаками каждого из них выступают целевые ориентиры, особенности учебной деятельности в процессе субъект – субъектного диалогического взаимодействия, типы решаемых задач и результативность.
Такой подход в полной мере проявляется в образовании в области безопасности жизнедеятельности. Начальный цикл (соответствует начальной школе) ориентирован на перцептивное восприятие и понимание обучающимися опасностей современного мира, бесценности жизни, здоровья человека и важности сохранения окружающей среды как среды жизни; рассмотрение проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности посредством решения типовых учебных задач, содержание которых связано с безопасным поведением на улицах и дорогах, в общественных местах, соблюдением правил пожарной безопасности, безопасного поведения на воде, освоением элементарных способов оказания первой помощи. Подчеркнем, что изучение самостоятельной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе не предусмотрено и содержание образование интегрировано в учебный курс «Окружающий мир». Результативность начального цикла проявляется в репродуктивном воспроизведении обучающимися начальной школы освоенного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности и их готовности к решению стандартных задач по обеспечению собственной безопасности, других людей и окружающей среды.
Второй цикл (основная школа) направлен на конкретизацию и расширенное изучение обучающимися вопросов безопасного поведения в урбанизированной и природной среде, в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; основ медицинских знаний и здорового образа жизни путем решения аналитических, оценочных, прогностических и проектировочных ситуационных учебных задач, направленных на освоение способов безопасного поведения и оказания первой помощи.
Целевое назначение третьего цикла образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности (средняя школа) состоит в систематизации и генерализации освоенного содержания образования путем решения проблемных учебных задач, отражающих современный комплекс проблем безопасности, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы обороны государства и подготовки к военной службе, содержание которых имитирует реальные ситуации. О результативности цикла свидетельствует самостоятельное нахождение обучающимися оригинальных способов решения ситуационных задач.
Заключительный цикл обращен на определение уровня достижения общего результата образования в области безопасности жизнедеятельности путем рефлексии и контрольно-оценочных действий.
В отношении процессуальной структуры дидактический цикл рассматривается в педагогических исследованиях как последовательное сочетание фаз. Принципиальным положением представляется наличие в каждой фазе обучения микрорезультата, проявляющегося в переходе количественных изменений в учебно-познавательных возможностях обучающихся в качественное их преобразование. В этой связи, дидактический цикл предстает как совокупность фаз учебного процесса, итог последовательных микрорезультатов обучения [2]. Обратим внимание на разномасштабность проявления цикличности в образовании в области безопасности жизнедеятельности. Цикличность проявляется на уровнях степеней образования (начальная, основная, средняя школа), на уровне учебного года, на уровне разделов учебной дисциплины («Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы обороны государства и подготовки к военной службе»), на уровне отдельных тем и уроков[3, 4, 5].
Сконструированный дидактический цикл рассматривается как педагогический процесс, развивающийся внутри системы образования в области безопасности жизнедеятельности. Дидактическому циклу присущи все основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, внутреннее системное единство, динамизм, итеративность, управляемость учебной деятельности, нацеленность на результат, повышающая эффективность процесса освоения культуры безопасности жизнедеятельности [4].
Освоение культуры безопасности жизнедеятельности обучающимися в ходе дидактического цикла направлено на повышение динамизма и продуктивности учебного процесса, что проявляется в акцентации преимущественно на творческие виды деятельности, близкие к подлинным условиям и оформленные в дидактическом цикле в виде комплекса заданий, решение которых способствует развитию у обучающихся качеств личности безопасного типа поведения, содействует сокращению периода адаптации обучающихся к ситуациям реальной действительности. Творческий характер заданий, связанных с решением вопросов обеспечения безопасности, обладая проблемностью и диалогичностью, способствует проявлению и развитию у обучающимися коммуникативности, активности, гибкости и критичности мышления, сопровождается инсайтом, принятием свободных смелых суждений при разработке стратегий безопасного поведения.
Дидактический цикл строится на основе итеративной схемы[6] и включает в себя четыре фазы, которые отражают функциональную взаимообусловленность этого процесса: 1) мотивационно-ориентировочная; 2) информационно-познавательная; 3) деятельностная; 4) диагностическая.
Количество фаз дидактического цикла постоянно и не зависит от содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, динамичностью в них обладают целевые установки, характер деятельности и тип решаемых задач.
Результаты опытно-экспериментальной работы, в процессе которой реализуются идеи цикличного построения образования в области безопасности жизнедеятельности позволяют говорить о целесообразности выбранной педагогической стратегии.
Библиографический список
- Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы / Л.Я. Зорина // Советская педагогика. – 1983.- № 10. – С.31 – 35.
- Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогические общество России, 1998.
- Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие. – Н. Новгород, 2011.
- Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие. – Н. Новгород: Мининский университет, 2015.
- Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности: учеб.пособие. – Н. Новгород: Мининский университет, 2016.
- Картавых М.А. Стратегия высшего профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита: монография / М.А. Картавых; науч. ред. проф. Г.С. Камерилова. – Н.Новгород: НГПУ, 2011.