ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Батюта Марина Борисовна1, Семенова Екатерина Алексеевна2
1ГОУ ВПО «Нижегородский Государственный педагогический университет им.К.Минина», кандидат психологических наук, доцент
2ГОУ ВПО «Нижегородский Государственный педагогический университет им.К.Минина», магистр 1-го года обучения

Аннотация
Актуальность проблемы исследования определяется своеобразием возрастного периода младшего дошкольного детства – периода фундаментального изменения форм общения детей со взрослыми: это переход от ситуативно-деловой формы общения к внеситуативно-познавательной форме. Такая смена формы общения со взрослым кардинальным образом изменяет социальное развитие ребенка, обусловливая в целом способность ребенка к общению в социуме, что в дальнейшем способно оказать влияние не только на его качества личности, но и на качество его учения и качество жизни в целом.
Понимание механизма развития общения ребенка со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками, позволяет своевременно и правильно организовать процесс формирования коммуникативных навыков, а для этого необходимо представлять специфику коммуникативных навыков младших дошкольников.
В результате исследования выявлены признаки высокой готовности к переходу к новой форме общения со взрослыми: у детей выраженными являются мотивы общения, выражена потребность в уважении взрослыми, которая является скрытой движущей силой общения ребенка со взрослым на равных, отмечается высокий уровень познавательной потребности, а также сформированы компоненты речи, обеспечивающие успешную коммуникацию детей со взрослыми. Недостаточность сформированности познавательных мотивов общения, инициативности в общении, а также активной речи, несформированность коммуникативных навыков с одной стороны, составляют комплекс противоречий, разрешение которых является движущей силой разворачивания новой для детей формы общения со взрослыми, а, с другой стороны, являются показателем недочетов в психолого-педагогической практике в детском саду.

Ключевые слова: дошкольный возраст, коммуникативные навыки., общение со взрослыми


THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN

Batuta Marina Borisovna1, Semenova Ekaterina Alekseevna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, candidate of psychological sciences, associate professor
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, master 1st year of study

Abstract
The relevance of the research problem by the features of the younger age period, early childhood period the fundamental changes in the forms of communication between children and adults is the transition from situational-business communication to visitation-cognitive form. This change forms of communication with adults radically alters the social development of the child, causing in General a child's ability to communicate in society, which further can have an impact not only on his personality, but also on the quality of his teaching and the quality of life in General.
Understanding of the mechanism of development of communication of the child with adults and later with peers, enables timely and properly organize the process of formation of communicative skills and it is necessary to understand the specifics of communicative skills of younger preschoolers.
The study revealed the signs of a high willingness to transition to a new form of communication with adults: children have a strong are the motives of communication, expressed the need to respect adults, which is the hidden driving force of communication of the child with adults on an equal footing, there is a high level cognitive needs, as well as formed components of speech that contribute to the successful communication of children with adults. Failure of formation of cognitive motives of communication, creativity in communication, as well as active speech, incompleteness of communicative skills on the one hand, comprise a complex of contradictions, the resolution of which is a driving force in the unfolding of a new for children forms of communication with adults, and, on the other hand, are indicative of the shortcomings in psychological-pedagogical practice in kindergarten.

Keywords: communication skills., communication with adults, preschool age


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Батюта М.Б., Семенова Е.А. Изучение особенностей коммуникативных навыков у младших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76421 (дата обращения: 18.04.2024).

Введение в практику деятельности дошкольных образовательных организаций нового федерального образовательного стандарта коренным образом изменило представления о его содержании и результатах. Сегодня во главу угла ставится вопрос полноценного всестороннего индивидуального развития каждого ребенка в условиях новой образовательной парадигмы «ребенок-взрослый-сверстники». А это, в свою очередь, предполагает, изменение представлений о характере воспитывающего и развивающего воздействия.

Приоритет в выборе основы педагогического воздействия отдан деятельностному подходу в партнерских отношениях детей и взрослых, а в качестве результата дошкольного образования определен комплекс освоенных видов деятельности, сформированных умений и навыков, среди которых центральное место занимают коммуникативные [1].

Младший дошкольный возраст является одним из значимых периодов в формировании коммуникативных навыков, в силу своей специфики – изменения формы общения со взрослыми: ситуативно-деловая форма общения постепенно сменяется внеситуативно-познавательной.  Такая смена формы общения со взрослым кардинальным образом изменяет социальное развитие ребенка, обусловливая в целом способность ребенка к общению в социуме, что в дальнейшем способно оказать влияние не только на его качества личности, но и на качество его учения и качество жизни в целом [2].

Понимание механизма развития общения ребенка со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками, позволяет своевременно и правильно организовать процесс формирования коммуникативных навыков, а для этого необходимо представлять сущность феномена общения младших дошкольников со взрослым.

Многочисленные исследования определили комплекс необходимых внутриличностных условий для становления полноценного внеситуативно-личностного общения детей со взрослыми: выраженность мотивации общения, выраженность ведущих потребностей возраста в уважении со стороны взрослого, сформированность речи и способности к общению[2,3].

Целью нашего исследования является изучение особенностей коммуникативных навыков у младших дошкольников. Для решения поставленных были использованы методики, направленные на диагностику сформированности мотивации к общению со взрослыми у детей 3-4 лет Р.А.Смирновой,  выраженности у детей 3-4 лет познавательной потребности Д.Б.Годовиковой [6], выраженности потребности в уважении со стороны взрослого у детей 3-4 лет Т.В.Гуськовой, М.Г.Елагиной [7], диагностику развития уровня общения и речи у детей 3х лет  И.В.Мавриной [5]; сформированности коммуникативных навыков у младших дошкольников (Г.М.Бушуевой) [4].

Исследование было организовано в МБДОУ детский сад № 32 комбинированного вида  г.Кстово Нижегородской области.

Анализ полученных данных позволяет показал, что  у младших дошкольников выявлено наличие общей тенденции – преобладание  в общении со взрослыми личностных мотивов общения и деловых. При этом частота проявления детьми личностных мотивов общения выше, нежели частота проявления деловых мотивов. Выявленная особенность проявления мотивации в общении со взрослым у детей 3-4 лет, может, с одной стороны, свидетельствовать о недостаточности проявления к детям чуткости и внимательности, которое дети пытаются компенсировать таким образом, а, с другой стороны, о преобладании у них ситуативно-деловой формы общения и недостаточности формирования внеситуативно-познавательной, что может быть показателем недостаточности развивающей работы с детьми и недостаточности внеситуативно-познавательного общения взрослых с детьми. Недостаточность выраженности у детей 3- 4- лет внеситуативно-познавательной формы общения может являться свидетельством того, что данная форма общения еще только начинает складываться у детей, что требует пристального внимания взрослых и стимулирующего и формирующего влияния.

Среди признаков личностных мотивов общения преобладают признаки желания ласки взрослого, стремления привлечения внимания взрослого игрой или действиями с предметами, а также стремление правильному выполнению действий  с целью получения похвалы  и высокой оценки. Выраженность этих признаков личностной мотивации общения со взрослыми у детей 3-4 лет является проявлением особенностей возраста, и одновременно может быть показателем недостатка у детей внимания, похвалы и положительной оценки  стараний детей со стороны взрослых. У детей обеих групп среди характерных признаков деловой мотивации общения со взрослыми преобладают такие признаки, как  привлечение взрослого к совместным действиям с предметами с целью совместной  игры и привлечение взрослого к совместной продуктивной деятельности с целью получения желаемого продукта, что является показателем ситуативно – деловой формы общения детей 3-4 лет со взрослыми. Неблагоприятным признаком является то, что частота проявления таких характеристик деловой мотивации, как привлечение взрослого к совместной речевой деятельности с целью получения новой информации, объяснения, пояснения чего-либо и привлечение взрослого к оказанию помощи в каком-либо деле у детей оказалась не достаточно высокой. Это также является показателем недостаточности речевого взаимодействия взрослых и детей, общение между воспитателем и детьми в основном носит ситуативный характер, дети не привлекаются к активной познавательный деятельности и познавательным диалогам. Это может одним из факторов затормаживания развития внеситуативно – познавательной формы общения.

Преобладающим уровнем проявления познавательной потребности у детей обеих  групп является – высокий  (60 % и 55%) и средний (40% и 45%). Младшие дошкольники, проявлявшие средний уровень познавательной потребности, при рассматривании игрушек, были ими заинтересованы, рассматривали игрушки с секретом (трудно раскрывающаяся коробка с вложенной внутрь игрушкой), проявляли стремление к их раскрытию, задаваясь вопросом: «Что внутри?» При неудачных попытках открыть коробку самостоятельно, обращались за просьбой к взрослому. Однако, если взрослый отказывал, то удовлетворялись отказом и продолжали играть с остальными игрушками. В ходе игры  мало обращались с вопросами к взрослому, а если и задали их, то их устраивал односложный ответ.  Младшие дошкольники, проявившие высокий уровень познавательной потребности, из всех предложенных предметов, сразу выбирали книжку, долго ее рассматривали, высказывались по поводу изображений, привлекали к обсуждению взрослого. Затем, снова возвращались к игрушкам, сразу находили коробку с секретом и начинали выяснять ее содержание. При этом, коробку начинали рассматривать, выявляя ее конструктивные особенности, с тем, чтобы  открыть ее самостоятельно. Были очень увлечены процессом поиска решения, настойчивы и обрадованы тем, что самостоятельно смогли ее открыть. С большим удовольствием рассматривали игрушку в коробке, стремились ее рассмотреть вместе со взрослым.

У младших дошкольников  в ходе проведения диагностики выраженности потребности в уважении со стороны взрослого,  выявлено преобладание высокого уровня развития потребности в уважении со стороны взрослых. У большинства детей, участвовавших в исследовании, отмечалось резкое изменение всех видов реакций (ориентировочных, двигательных, эмоциональных, рабочих) в зависимости от отношения к ним взрослого в каждой серии экспериментальной беседы.

При выражении взрослым доброжелательного и заинтересованного отношения к детям перед рассматриванием картинок, в первой серии занятий, у детей проявлялся достаточно высокий уровень ориентировочной реакции – дети быстро ориентировались в информации, находили правильный ответ, лишних движений не отмечалось, они были сосредоточены на задании, эмоциональный фон повышенный, дети с выраженной радостью общались со взрослым и их рабочие движения и действия, связанные с поиском картинки были точны и не суетливы. Как только во второй серии задания, отношение к детям становилось  более официальным и холодно-оценочным, и сухо отмечалась либо правильность ответов, либо их неверность словами: «Хорошо, ты это знаешь» -  либо: «Плохо, ты этого не знаешь», у детей отмечалось резкое изменение всех видов реакции: дети допускали больше ошибок в ориентации в картинках, у них появились лишние движения, картинки стали падать, дети ерзать на стуле, размахивать ногами, их настроение стало ухудшаться, появилась тревожность в выражении лица и пропала уверенность в голосе. В третьей серии заданий, когда взрослый в ходе всех заданий был  строг и холоден, и лишь после выполнения заданий проявил доброжелательное и заинтересованное отношение к детям, резко ухудшилось и состояние детей, и их настроение, и качество ответов.

Анализ уровня развития общения у младших дошкольников  показал, что  у младших дошкольников выявлены признаки явной неравномерности в степени проявления оцениваемых показателей развития общения со взрослым: невысокие инициативность в общении и умения использовать средства общения (экспрессивно-мимические и жесты), сочетаются с высокой чувствительностью к воздействию взрослого. Все это вместе характеризует средний уровень развития общения со взрослым. Тем не менее, высокий уровень чувствительности детей к воздействию взрослого является показателем их готовности к активному взаимодействию со взрослым, что создает благоприятные условия для развития новой для детей, внеситуативно-познавательной формы общения.

У воспитанников обеих групп, участников исследования, выявлены признаки развития речи  в целом соответствующие показателям возрастной нормы. Однако, у детей отмечается несколько сниженный уровень развития активной речи, что может являться признаком недостаточности речевого общения детей как со взрослыми, так и со сверстниками. Достаточно высокие показатели развития таких признаков развития речи, как понимание речи и способность к выполнению речевых инструкций у детей 3 – 4лет являются хорошими показателями для начала интенсивной развивающей работы по формированию активного общения детей.

Анализ степени сформированности у младших дошкольников коммуникативных навыков выявил  относительное преобладание показателей проявления информационно-коммуникативных навыков, по сравнению с показателями сформированности регуляционно-коммуникативных и  аффектно-коммуникативных.

Таблица  1. Показатели сформированности у младших дошкольников видов коммуникативных навыков

Коммуникативные навыки

Уровни

Участники исследования

Экспериментальная группа

Контрольная группа

к-во

%

к-во

%

Информационно-коммуникативные навыки:

н

9

45

10

50

с

8

40

6

30

в

3

15

4

20

1.Умение начать, поддержать и завершить общение

н

9

45

10

50

с

8

40

6

30

в

3

15

4

20

2. Умение привлечь внимание собеседника;

н

9

45

10

50

с

8

40

6

30

в

3

15

4

20

3. Умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров);

н

14

70

11

55

с

6

30

9

45

в

-

-

-

-

4. Умение употреблять средства вербального и невербального общения,

н

9

45

10

50

с

8

40

6

30

в

3

15

4

20

5. Умение использовать слова и знаки вежливости;

н

9

45

10

50

с

8

40

6

30

в

3

15

4

20

Регуляционно-коммуникативные навыки:

н

16

80

15

65

с

4

20

5

25

в

-

-

-

-

1.Умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров;

н

16

80

15

65

с

4

20

5

25

в

-

-

-

-

2.Умение помогать партнеру и самому принимать помощь;

н

16

80

15

65

с

4

20

5

25

в

-

-

-

-

3.Умение решать конфликты адекватными способами;

н

16

80

15

65

с

4

20

5

25

в

-

-

-

-

Аффективно-коммуникативные навыки:

н

16

80

15

65

с

4

20

5

25

в

-

-

-

-

1.Умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера;

н

16

80

15

65

с

4

20

5

25

в

-

-

-

-

2.Умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

н

16

80

15

65

с

4

20

5

25

в

-

-

-

-

Всего:

20

100

20

100

Так, если небольшое число детей (15 % детей в экспериментальной  группе  и 20 % детей в  контрольной группе) относительно умеют реализовывать в общении некоторые из информационно-коммуникативных навыков – относительно умеют начать общение, его продолжить, привлечь внимание собеседника. Но вот адекватно ориентироваться в партнерах по общению, адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понимая мотивы общения партнеров, при этом в полной мере использовать в общении вербальные и невербальные средства, а также использовать слова и знаки вежливости пока еще не могут. Также было выявлено, что младшие дошкольники пока еще не владеют регуляционно-коммуникативными и аффективно-коммуникативными навыками.

Дети не умеют в общении согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров, не умеют помогать и сами помощь принимать, не умеют разрешать конфликты. При этом дети не умеют замечать в общении эмоциональные состояния партнеров  и адекватно на них реагировать, не умеют проявлять чуткость к партнерам, отзывчивость и сопереживание.

Все это позволяет сделать вывод, что у младших дошкольников коммуникативные навыки еще  только начинают формироваться, что требует от взрослых готовности к целенаправленному обучению малышей навыкам общения.

Таким образом, данные, полученные нами в ходе констатирующей части эксперимента, позволяют говорить о том, что:

1)                У младших дошкольников выявлены признаки высокой готовности к переходу к новой форме общения со взрослыми: у детей выраженными являются мотивы общения (пока личностные и деловые), выражена потребность в уважении взрослыми, которая является скрытой движущей силой общения ребенка со взрослым на равных, отмечается высокий уровень познавательной потребности, а также сформированы компоненты речи, обеспечивающие успешную коммуникацию детей со взрослыми – это сформированность понимания речи и способность к выполнению речевых инструкций, при этом у детей отмечается выраженность такого признака общения со взрослыми, как чувствительность к воздействию взрослого.

2)                Недостаточность сформированности познавательных мотивов общения, инициативности в общении, а также активной речи, несформированность коммуникативных навыков с одной стороны, составляют комплекс противоречий, разрешение которых является движущей силой разворачивания новой для детей новой формы общения со взрослыми, а, с другой стороны, являются показателем недочетов в психолого-педагогической практике в детском саду.

Анализ всех полученных данных позволяет нам выделить ряд задач, которые необходимо было бы учесть при построении и реализации программы формирующего эксперимента. Такими задачами будут:

- активизировать развитие познавательных мотивов общения детей со взрослыми;

- активизировать инициативу детей в общении со взрослыми;

- активизировать развитие у детей активного словаря и активной речи.

- активизировать формирование у детей комплекса  коммуникативных навыков.


Библиографический список
  1. Артеменкова, Л.Ф. Педагогические условия развития диалогического общения детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ. / Л.Ф.Артеменкова. – Карачаевск. – 2002. – 158 с.
  2. Батюта М.Б. Князева Т.Н. Возрастная психология, Логос, 2012.
  3. Батюта М.Б., Семенова Е.А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Проблемы современного  педагогического образования. Серия Педагогика и психология,  52 (4).
  4. Буева Л.П .Человек: деятельность и общение. – М.-  2008 – 388 с.
  5. Васюра С.А. Возможность развития коммуникативной активности детей в воспитательном пространстве дошкольных образовательных учреждений /С.А.Васюра. // Вестник Удмуртского университета .-  2009. – № 3-2. – С. 126-132.
  6. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С.Галанов – М. -  2005 – 354 с.
  7. Дьяконов Г.В. Проблема общения и взаимодействия /Г.В.Дьяконов. // Социальная психология. -  № 3(5) -  2004  – С.24-29.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Батюта Марина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация