Введение в практику деятельности дошкольных образовательных организаций нового федерального образовательного стандарта коренным образом изменило представления о его содержании и результатах. Сегодня во главу угла ставится вопрос полноценного всестороннего индивидуального развития каждого ребенка в условиях новой образовательной парадигмы «ребенок-взрослый-сверстники». А это, в свою очередь, предполагает, изменение представлений о характере воспитывающего и развивающего воздействия.
Приоритет в выборе основы педагогического воздействия отдан деятельностному подходу в партнерских отношениях детей и взрослых, а в качестве результата дошкольного образования определен комплекс освоенных видов деятельности, сформированных умений и навыков, среди которых центральное место занимают коммуникативные [1].
Младший дошкольный возраст является одним из значимых периодов в формировании коммуникативных навыков, в силу своей специфики – изменения формы общения со взрослыми: ситуативно-деловая форма общения постепенно сменяется внеситуативно-познавательной. Такая смена формы общения со взрослым кардинальным образом изменяет социальное развитие ребенка, обусловливая в целом способность ребенка к общению в социуме, что в дальнейшем способно оказать влияние не только на его качества личности, но и на качество его учения и качество жизни в целом [2].
Понимание механизма развития общения ребенка со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками, позволяет своевременно и правильно организовать процесс формирования коммуникативных навыков, а для этого необходимо представлять сущность феномена общения младших дошкольников со взрослым.
Многочисленные исследования определили комплекс необходимых внутриличностных условий для становления полноценного внеситуативно-личностного общения детей со взрослыми: выраженность мотивации общения, выраженность ведущих потребностей возраста в уважении со стороны взрослого, сформированность речи и способности к общению[2,3].
Целью нашего исследования является изучение особенностей коммуникативных навыков у младших дошкольников. Для решения поставленных были использованы методики, направленные на диагностику сформированности мотивации к общению со взрослыми у детей 3-4 лет Р.А.Смирновой, выраженности у детей 3-4 лет познавательной потребности Д.Б.Годовиковой [6], выраженности потребности в уважении со стороны взрослого у детей 3-4 лет Т.В.Гуськовой, М.Г.Елагиной [7], диагностику развития уровня общения и речи у детей 3х лет И.В.Мавриной [5]; сформированности коммуникативных навыков у младших дошкольников (Г.М.Бушуевой) [4].
Исследование было организовано в МБДОУ детский сад № 32 комбинированного вида г.Кстово Нижегородской области.
Анализ полученных данных позволяет показал, что у младших дошкольников выявлено наличие общей тенденции – преобладание в общении со взрослыми личностных мотивов общения и деловых. При этом частота проявления детьми личностных мотивов общения выше, нежели частота проявления деловых мотивов. Выявленная особенность проявления мотивации в общении со взрослым у детей 3-4 лет, может, с одной стороны, свидетельствовать о недостаточности проявления к детям чуткости и внимательности, которое дети пытаются компенсировать таким образом, а, с другой стороны, о преобладании у них ситуативно-деловой формы общения и недостаточности формирования внеситуативно-познавательной, что может быть показателем недостаточности развивающей работы с детьми и недостаточности внеситуативно-познавательного общения взрослых с детьми. Недостаточность выраженности у детей 3- 4- лет внеситуативно-познавательной формы общения может являться свидетельством того, что данная форма общения еще только начинает складываться у детей, что требует пристального внимания взрослых и стимулирующего и формирующего влияния.
Среди признаков личностных мотивов общения преобладают признаки желания ласки взрослого, стремления привлечения внимания взрослого игрой или действиями с предметами, а также стремление правильному выполнению действий с целью получения похвалы и высокой оценки. Выраженность этих признаков личностной мотивации общения со взрослыми у детей 3-4 лет является проявлением особенностей возраста, и одновременно может быть показателем недостатка у детей внимания, похвалы и положительной оценки стараний детей со стороны взрослых. У детей обеих групп среди характерных признаков деловой мотивации общения со взрослыми преобладают такие признаки, как привлечение взрослого к совместным действиям с предметами с целью совместной игры и привлечение взрослого к совместной продуктивной деятельности с целью получения желаемого продукта, что является показателем ситуативно – деловой формы общения детей 3-4 лет со взрослыми. Неблагоприятным признаком является то, что частота проявления таких характеристик деловой мотивации, как привлечение взрослого к совместной речевой деятельности с целью получения новой информации, объяснения, пояснения чего-либо и привлечение взрослого к оказанию помощи в каком-либо деле у детей оказалась не достаточно высокой. Это также является показателем недостаточности речевого взаимодействия взрослых и детей, общение между воспитателем и детьми в основном носит ситуативный характер, дети не привлекаются к активной познавательный деятельности и познавательным диалогам. Это может одним из факторов затормаживания развития внеситуативно – познавательной формы общения.
Преобладающим уровнем проявления познавательной потребности у детей обеих групп является – высокий (60 % и 55%) и средний (40% и 45%). Младшие дошкольники, проявлявшие средний уровень познавательной потребности, при рассматривании игрушек, были ими заинтересованы, рассматривали игрушки с секретом (трудно раскрывающаяся коробка с вложенной внутрь игрушкой), проявляли стремление к их раскрытию, задаваясь вопросом: «Что внутри?» При неудачных попытках открыть коробку самостоятельно, обращались за просьбой к взрослому. Однако, если взрослый отказывал, то удовлетворялись отказом и продолжали играть с остальными игрушками. В ходе игры мало обращались с вопросами к взрослому, а если и задали их, то их устраивал односложный ответ. Младшие дошкольники, проявившие высокий уровень познавательной потребности, из всех предложенных предметов, сразу выбирали книжку, долго ее рассматривали, высказывались по поводу изображений, привлекали к обсуждению взрослого. Затем, снова возвращались к игрушкам, сразу находили коробку с секретом и начинали выяснять ее содержание. При этом, коробку начинали рассматривать, выявляя ее конструктивные особенности, с тем, чтобы открыть ее самостоятельно. Были очень увлечены процессом поиска решения, настойчивы и обрадованы тем, что самостоятельно смогли ее открыть. С большим удовольствием рассматривали игрушку в коробке, стремились ее рассмотреть вместе со взрослым.
У младших дошкольников в ходе проведения диагностики выраженности потребности в уважении со стороны взрослого, выявлено преобладание высокого уровня развития потребности в уважении со стороны взрослых. У большинства детей, участвовавших в исследовании, отмечалось резкое изменение всех видов реакций (ориентировочных, двигательных, эмоциональных, рабочих) в зависимости от отношения к ним взрослого в каждой серии экспериментальной беседы.
При выражении взрослым доброжелательного и заинтересованного отношения к детям перед рассматриванием картинок, в первой серии занятий, у детей проявлялся достаточно высокий уровень ориентировочной реакции – дети быстро ориентировались в информации, находили правильный ответ, лишних движений не отмечалось, они были сосредоточены на задании, эмоциональный фон повышенный, дети с выраженной радостью общались со взрослым и их рабочие движения и действия, связанные с поиском картинки были точны и не суетливы. Как только во второй серии задания, отношение к детям становилось более официальным и холодно-оценочным, и сухо отмечалась либо правильность ответов, либо их неверность словами: «Хорошо, ты это знаешь» - либо: «Плохо, ты этого не знаешь», у детей отмечалось резкое изменение всех видов реакции: дети допускали больше ошибок в ориентации в картинках, у них появились лишние движения, картинки стали падать, дети ерзать на стуле, размахивать ногами, их настроение стало ухудшаться, появилась тревожность в выражении лица и пропала уверенность в голосе. В третьей серии заданий, когда взрослый в ходе всех заданий был строг и холоден, и лишь после выполнения заданий проявил доброжелательное и заинтересованное отношение к детям, резко ухудшилось и состояние детей, и их настроение, и качество ответов.
Анализ уровня развития общения у младших дошкольников показал, что у младших дошкольников выявлены признаки явной неравномерности в степени проявления оцениваемых показателей развития общения со взрослым: невысокие инициативность в общении и умения использовать средства общения (экспрессивно-мимические и жесты), сочетаются с высокой чувствительностью к воздействию взрослого. Все это вместе характеризует средний уровень развития общения со взрослым. Тем не менее, высокий уровень чувствительности детей к воздействию взрослого является показателем их готовности к активному взаимодействию со взрослым, что создает благоприятные условия для развития новой для детей, внеситуативно-познавательной формы общения.
У воспитанников обеих групп, участников исследования, выявлены признаки развития речи в целом соответствующие показателям возрастной нормы. Однако, у детей отмечается несколько сниженный уровень развития активной речи, что может являться признаком недостаточности речевого общения детей как со взрослыми, так и со сверстниками. Достаточно высокие показатели развития таких признаков развития речи, как понимание речи и способность к выполнению речевых инструкций у детей 3 – 4лет являются хорошими показателями для начала интенсивной развивающей работы по формированию активного общения детей.
Анализ степени сформированности у младших дошкольников коммуникативных навыков выявил относительное преобладание показателей проявления информационно-коммуникативных навыков, по сравнению с показателями сформированности регуляционно-коммуникативных и аффектно-коммуникативных.
Таблица 1. Показатели сформированности у младших дошкольников видов коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки |
Уровни |
Участники исследования |
|||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
к-во |
% |
к-во |
% |
||||
Информационно-коммуникативные навыки: |
н |
9 |
45 |
10 |
50 |
||
с |
8 |
40 |
6 |
30 |
|||
в |
3 |
15 |
4 |
20 |
|||
1.Умение начать, поддержать и завершить общение |
н |
9 |
45 |
10 |
50 |
||
с |
8 |
40 |
6 |
30 |
|||
в |
3 |
15 |
4 |
20 |
|||
2. Умение привлечь внимание собеседника; |
н |
9 |
45 |
10 |
50 |
||
с |
8 |
40 |
6 |
30 |
|||
в |
3 |
15 |
4 |
20 |
|||
3. Умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); |
н |
14 |
70 |
11 |
55 |
||
с |
6 |
30 |
9 |
45 |
|||
в |
- |
- |
- |
- |
|||
4. Умение употреблять средства вербального и невербального общения, |
н |
9 |
45 |
10 |
50 |
||
с |
8 |
40 |
6 |
30 |
|||
в |
3 |
15 |
4 |
20 |
|||
5. Умение использовать слова и знаки вежливости; |
н |
9 |
45 |
10 |
50 |
||
с |
8 |
40 |
6 |
30 |
|||
в |
3 |
15 |
4 |
20 |
|||
Регуляционно-коммуникативные навыки: |
н |
16 |
80 |
15 |
65 |
||
с |
4 |
20 |
5 |
25 |
|||
в |
- |
- |
- |
- |
|||
1.Умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; |
н |
16 |
80 |
15 |
65 |
||
с |
4 |
20 |
5 |
25 |
|||
в |
- |
- |
- |
- |
|||
2.Умение помогать партнеру и самому принимать помощь; |
н |
16 |
80 |
15 |
65 |
||
с |
4 |
20 |
5 |
25 |
|||
в |
- |
- |
- |
- |
|||
3.Умение решать конфликты адекватными способами; |
н |
16 |
80 |
15 |
65 |
||
с |
4 |
20 |
5 |
25 |
|||
в |
- |
- |
- |
- |
|||
Аффективно-коммуникативные навыки: |
н |
16 |
80 |
15 |
65 |
||
с |
4 |
20 |
5 |
25 |
|||
в |
- |
- |
- |
- |
|||
1.Умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; |
н |
16 |
80 |
15 |
65 |
||
с |
4 |
20 |
5 |
25 |
|||
в |
- |
- |
- |
- |
|||
2.Умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам. |
н |
16 |
80 |
15 |
65 |
||
с |
4 |
20 |
5 |
25 |
|||
в |
- |
- |
- |
- |
|||
Всего: |
20 |
100 |
20 |
100 |
Так, если небольшое число детей (15 % детей в экспериментальной группе и 20 % детей в контрольной группе) относительно умеют реализовывать в общении некоторые из информационно-коммуникативных навыков – относительно умеют начать общение, его продолжить, привлечь внимание собеседника. Но вот адекватно ориентироваться в партнерах по общению, адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понимая мотивы общения партнеров, при этом в полной мере использовать в общении вербальные и невербальные средства, а также использовать слова и знаки вежливости пока еще не могут. Также было выявлено, что младшие дошкольники пока еще не владеют регуляционно-коммуникативными и аффективно-коммуникативными навыками.
Дети не умеют в общении согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров, не умеют помогать и сами помощь принимать, не умеют разрешать конфликты. При этом дети не умеют замечать в общении эмоциональные состояния партнеров и адекватно на них реагировать, не умеют проявлять чуткость к партнерам, отзывчивость и сопереживание.
Все это позволяет сделать вывод, что у младших дошкольников коммуникативные навыки еще только начинают формироваться, что требует от взрослых готовности к целенаправленному обучению малышей навыкам общения.
Таким образом, данные, полученные нами в ходе констатирующей части эксперимента, позволяют говорить о том, что:
1) У младших дошкольников выявлены признаки высокой готовности к переходу к новой форме общения со взрослыми: у детей выраженными являются мотивы общения (пока личностные и деловые), выражена потребность в уважении взрослыми, которая является скрытой движущей силой общения ребенка со взрослым на равных, отмечается высокий уровень познавательной потребности, а также сформированы компоненты речи, обеспечивающие успешную коммуникацию детей со взрослыми – это сформированность понимания речи и способность к выполнению речевых инструкций, при этом у детей отмечается выраженность такого признака общения со взрослыми, как чувствительность к воздействию взрослого.
2) Недостаточность сформированности познавательных мотивов общения, инициативности в общении, а также активной речи, несформированность коммуникативных навыков с одной стороны, составляют комплекс противоречий, разрешение которых является движущей силой разворачивания новой для детей новой формы общения со взрослыми, а, с другой стороны, являются показателем недочетов в психолого-педагогической практике в детском саду.
Анализ всех полученных данных позволяет нам выделить ряд задач, которые необходимо было бы учесть при построении и реализации программы формирующего эксперимента. Такими задачами будут:
- активизировать развитие познавательных мотивов общения детей со взрослыми;
- активизировать инициативу детей в общении со взрослыми;
- активизировать развитие у детей активного словаря и активной речи.
- активизировать формирование у детей комплекса коммуникативных навыков.
Библиографический список
- Артеменкова, Л.Ф. Педагогические условия развития диалогического общения детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ. / Л.Ф.Артеменкова. – Карачаевск. – 2002. – 158 с.
- Батюта М.Б. Князева Т.Н. Возрастная психология, Логос, 2012.
- Батюта М.Б., Семенова Е.А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология, 52 (4).
- Буева Л.П .Человек: деятельность и общение. – М.- 2008 – 388 с.
- Васюра С.А. Возможность развития коммуникативной активности детей в воспитательном пространстве дошкольных образовательных учреждений /С.А.Васюра. // Вестник Удмуртского университета .- 2009. – № 3-2. – С. 126-132.
- Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С.Галанов – М. - 2005 – 354 с.
- Дьяконов Г.В. Проблема общения и взаимодействия /Г.В.Дьяконов. // Социальная психология. - № 3(5) - 2004 – С.24-29.