ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Десятниченко Дмитрий Юрьевич1, Десятниченко Олеся Юрьевна2
1Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
2Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов

Аннотация
В статье анализируется опыт государственного регулирования деятельности естественных монополий на примере реформирования ОАО РАО «ЕС России» а также железнодорожной отрасли в странах ЕС. По итогам сравнительного анализа высказывается ряд предложений и практических рекомендаций.

Ключевые слова: государственное регулирование, естественная монополия, зарубежный опыт, монополия, энергетическая отрасль.


STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

Desyatnichenko Dmitry Yuryevich1, Desyatnichenko Olesya Yuryevna2
1North-West Management Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, PhD, Associate Professor of the Department of Economics and Finance
2North-West Management Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, PhD, Associate Professor of the Department of Economics and Finance

Abstract
In article experience of state regulation of activity of natural monopolies on the example of reforming of JSC RJSC ES Rossii and also railway branch in EU countries is analyzed. Following the results of the comparative analysis a number of offers and practical recommendations expresses.

Keywords: foreign experience, monopoly, natural monopoly, power branch, state regulation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Государственное регулирование деятельности естественных монополий: опыт России и зарубежных стран // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76320 (дата обращения: 19.04.2024).

Государственная политика в отраслях естественных монополий осуществляется посредством их регулирования, проявляющегося в комплексе мер и механизмов их реализации. Цель данных мер – обеспечение роста эффективности функционирования естественных монополий. Но при обеспечение данного роста с одной стороны, с другой стороны оценивается влияние их на экономику и общество[1].

Основные положительные и отрицательные последствия деятельности естественных монополий, представленные на рисунке 1.

Рис.1. Положительные и отрицательные последствия деятельности естественных монополий [2, с. 54]

Необходимо отметить, что естественные монополии играют значительную роль в экономике государства. Основная причина – высокая значимость деятельности, которую ведет та или иная естественная монополия; осуществляя контроль за определенными рынками.

В зависимости от того в каком сфере деятельности функционирует естественная монополия, их можно разделить на следующие группы представленные на рисунке 2:

Рис.2. Сферы деятельности естественных монополий

К основным методам государственного регулирования деятельности естественных монополий относят (см. Рис. 3):

Рис. 3. Методы государственного регулирования естественных монополий [1]

Основным инструментом воздействия является государственный контроль за соблюдением положений нормативно – правого регулирования Выбор механизма регулирования какого-либо объекта в равной степени зависит от его особенностей и от целевой направленности государственной политики.

Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий в РФ на примере ОАО РАО «ЕС России»

Поведение первоначальной реструктуризации электроэнергетики и создание общеотраслевой холдинговой компании ОАО РАО «ЕЭС России» позволило при распаде ЕЭС СССР на национальные энергосистемы сохранить в России принципы и методы ее работы. Это привело к образованию естественной монопольной организации. Рассмотрим структуру энергетической отрасли в 2005 году, представленную на рисунке 4.
[3]


Рис.4. Структура энергетической отрасли до реорганизации [3]

Как видно из рисунка основным единственным поставщиком электроэнергии является ОАО РАО «ЕЭС России».

В 2000 году начинается первый этап процесса реорганизации, при этом меняется структура отрасли, представленная на рисунке 5


Рис. 5. Структура отрасли электроэнергетики после реорганизации

В 2003 году происходят изменения, выделяются четыре независимые региональные энергетические ОАО. Основная задача, решавшаяся при этом – разделение данных компаний по функциональному признаку: по видам деятельности.

Следующий шаг, сделанный в 2004 году разделение компании по региональному признаку. Основная задача на данном этапе – разработка новой вертикально интегрированной вертикаль оперативно-диспетчерского управления. Суть которой заключалось в передаче функциональных обязанностей диспетчерских управлений Системному оператору [3].

Далее реформирование всей энергетической отрасли шло по функциональному признаку. Основная цель – создание целевых компаний, вместо вертикально – интегрированных. В ходе реформы меняется структура отрасли, основные планируемые на тот момент результаты, представлены на рисунке:


Рис.6 Основные шаги реформирования энергетической отрасли

Как видно из рисунка 7, вместо прежних вертикально-интегрированных компаний создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки [4, с 12-14 ].

Рассмотрим организационное разделение по видам деятельности в ходе реформирования энергетики, которое представлено на рисунке 7:

Рис.7 Структура энергетической отрасли после реформирования [3]

Как видно из рисунка в данных изменений произошли структурные преобразования активов энергохолдинга. Образовались целевые компании. ОАО РАО “ЕЭС России” отделилось от них. В 2008 году ОАО РАО “ЕЭС России” прекратило существование. Основные результаты реформ представлено на рисунке 8:

Рис. 8. Результаты реформирования энергетической отрасли

Крупными владельцами ТЭС остаются и так называемые независимые АО-энерго (16.3 ГВт в общей сложности). Как видно из рисунка 8, формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы.

Как видно из рисунка 9, вклад естественных монополий в ВВП РФ в 2015 г. составил 9330 млрд. рублей, на долю естественных монополий приходится 13,07 % в структуре ВВП. Структура отраслей естественных монополий представлена на рисунке 10. Как видно из рисунка, наибольшая доля приходится на транспортировки газа по трубопроводам и по передаче электроэнергии. На третьем месте стоят железнодорожные перевозки. Следовательно, наибольшее количество естественных монополий по объему оказанных услуг приходится на транспортный сектор.


Рис. 9 Доля объема произведенной продукции естественными монополиями в ВВП в 2015 году, в процентах


Рис. 10. Структура естественных монополий РФ(по объему выручки) [9]

Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий за рубежом

Рассмотрим причины, которые привели к трансформации естественных монополий в странах ЕС на примере железнодорожной отрасли. Можно выделить две группы причин.

Первая связана с неудовлетворенностью процессом их деятельности. Причины, которые привели к данному шагу: низкая эффективность деятельности; усиление объема долговых обязательств перед государством; низкая эффективность управленческого аппарата; низкая степень удовлетворенность качеством обслуживания потребителей.

Вторая связана с тем, что в научном мире появились труды доказывающие, что создание условий для структурных изменений в естественных монополий. (При этом основная цель – использовать конкурентные силы рынка в механизме регулирования) более эффективно механизма административного государственного регулирования.

Была проведена комплексная реструктуризации (разделение по функциональному признаку). Например, Монополист «Statens Janvagars» был реструктурирован следующим образом, представленным на рисунке 11:


Рис. 11. Результат первой реструктуризации компании «Statens Janvagars»



Рис. 12. Результат второй реструктуризации компании «Statens Janvagars» [6, с. 11]

При этом компания достигла поставленных целей повышения качества обслуживания и снижения долговых обязательств перед государством. Аналогичные процессы проходили и в других отраслях. Похожие процессы начались также в США и Канаде даже чуть раньше в 1980 году.

Результатом стали две модели, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Модели естественных монополий за рубежом (на примере газовой отрасли)

Показатель Модель 1 Модель 2
Вид собственности Государственная Частная или совместная компания
Монополия Транспортная Транспортная
Управление интегрированы деятельность газовой компании Независимое
Страны Италия, Франция, Бельгия, Дания, Болгария, Румыния Страны Северной Америки

Отдельно следует выделить США, Канада и Великобритания, там дано «право приобретения третьей стороне транспортной услуги». Данный факт приводит к обеспечению конкуренции. Данный шаг был достигнут за счет естественных монополий на два звена: транспортная инфраструктура, маркетинговое звено.

Проведем сравнительный анализ функционирования естественных монополий в РФ и за рубежом, данные исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительный анализ функционирования естественных монополий в РФ и за рубежом.

Показатель В РФ За рубежом
Объем финансовых ресурсов Ниже Выше
Форма собственности Государственная, смешанная Государственная и смешанная, частная
Правило «золотой акции» нет +
Допуск иностранных инвесторов Нет в ряд отраслей стратегического значения В некоторых странах
Начало периода трансформации 2007 год 1980 года в США, 1995 год в странах ЕС
Вид интеграции Региональная, функциональная Функциональная
Государственные дотации нет присутствуют
Административное регулирование + Есть, но не превалирует
Ценовое регулирование + метод «средних издержек» + «метод нормы прибыли», « модель установления относительного предельного тарифа»
Механизм доступа на рынок на основе договорного права Слабо развит Франшиза наиболее распространен
Механизм конкурсного доступа на рынок + +
Условия создания «конкурентного звена» Пока нет или не удачен +

Как видно из анализа данных таблицы в странах ЕС более развит механизм государственного регулирования, который построен на сочетания минимизации административного регулирования; в сочетании методами ценового регулирования и механизма доступа на рынок на основе договорного права. Интеграция проводилась по функциональному признаку. В США и Канаде более развит акцент на создание условий присутствия конкуренции.

В РФ естественные монополии не имеют условий присутствия конкуренции; механизм регулирования акцентирован на ценовом регулировании. Государство стремится отстраниться в участия в собственности естественных монополий. В то время как в странах ЕС большинство из них являются государственной собственностью.

Рассмотрим опыт государственного регулирования естественных монополий за рубежом. Среди методов государственного регулирования можно выделить несколько наиболее часто применяемые, представленные на рисунке 13:


Рис. 13. Методы государственного регулирования естественных монополий за рубежом.

Рассмотрим первый метод, который применяется как за рубежом, так и в РФ.
Регулирование естественных монополий в западных странах реализуется с помощью административных органов, судов, либо тех и других.

Министерство экономического развития совместно с отраслевыми Министерствами и Федеральной службой по тарифам осуществляет выработку и реализацию единых подходов при регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий. Целью данной деятельности является стремление обеспечить потребителей продукцией естественных монополий по приемлемой цене и требуемого качества.

Недостатком первого метода является высокий уровень затрат на содержание исполнительного аппарата; препятствие к вертикальной структурной перестройки деятельности компании; препятствие развитию конкуренции в отрасли; высокий риск коррупции (данный факт весьма актуален в РФ).

Второй метод используется в РФ, в части естественных монополий, находящихся в государственной собственности (рынок золота и драгоценных камней).

В части третьего метода можно отметить предпочтение ценового регулирования «регулирование верхнего предела тарифа», а не регулирования на основе «нормы прибыли» . [7, с. 148]. В то же время необходимо отметить тот факт, что в большинства стран ЕС и США от государственного регулирования стремятся к созданию условий для структурных изменений в естественных монополий. При этом основная цель – использовать конкурентные силы рынка в механизме регулирования [8-17]. Недостатком применения данной технологии в РФ может стать:

- снижение качества услуг в наиболее социально значимых отраслях (ЖКХ).

- увеличение роста цен за счет возникновения лишнего посреднического звена между потребителем и производителем.

- нарушение национальных интересов и суверенитета. Переход наиболее значимых отраслей в иностранные руки. Как это произошло в процессе приватизации.

Наиболее приемлемым для РФ в зарубежном опыте государственного управления может стать:

  • использовать «правило золотой акции». Когда эта акция позволяют регулировать процессы управления естественной монополии с целью с одной стороны обеспечения национального суверенитета, с другой эффективности.
  • изменение ценового регулирования. Переход на «модель установления относительного предельного тарифа». Преимущества: ориентация на прогнозные данные, отход от «метода затратного регулирования».

Библиографический список
  1. ФЗ «О естественных монополиях» № 147 – ФЗ от 17.09.1995 г. (с изменениями на от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ  года)
  2. Родионов С. А. Феномен естественных монополий в российской экономике /С.А. Родионов/  Известия СПбУЭФ -  2012 -  № 2
  3. Предпосылки реформирования электроэнергетики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.rao-ees.ru – официальный сайт РАО «ЕС России»  ( о компании, инвесторам, реформирование, поставщики и заказчики, финансовые показатели деятельности)
  4. Меньшиков В.Ф. О безопасном обращении с РАО и ОЯТ. Соответствие политики и практики в России / В.Ф. Меньшиков// Атомная стратегия. -   № 37. -  Санкт-Петербург: ЗАО «ОВИЗО», 2014, с. 12-14
  5. Федеральная служба государственной статистки. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/33857a8044cd99bda132f733421f06f5
  6. Павленко Ю.Г. Реформирование естественных монополий в современной России: опыт и перспективы / Ю.Г. Павленко. Диссертация. М.. 2012
  7. Радюкова Я.Ю.  О возможности адаптации зарубежного  опыта  государственного регулирования естественных монополий в российских условиях/ Я.Ю. Радюкова/ Социально – экономические явления и процесс – № 1 (047) -2013 – С. 147 – 152
  8. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций в регионе. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, Изд-во Астерион, 2014, 171 с.
  9. Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Санкт-Петербург, 2013.
  10. Микроэкономика: технология эффективного изучения. Десятниченко Д.Ю., Федорков А.И. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, 2012, 130 с.
  11. Десятниченко Д.Ю. Федерализм и местное самоуправление в РФ (мониторинг и регулирование социально-экономического развития в регионе; на материалах Ленинградской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2001
  12. Статистика. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Учебно-методическое пособие / ФГОУ ВПО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации”; Сосновоборский филиал. Санкт-Петербург, 2015., 248 с.
  13. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости учета ресурсных ограничений микроуровня при реализации стратегии модернизации экономики России // Управленческое консультирование. – 2015. №9 (81). С. 87-95.
  14. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости использования дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов // Управленческое консультирование. – 2015. №10 (82). С. 126-132.
  15. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе // Управленческое консультирование. – 2016. №4 (88). С. 150-157.
  16. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. Туристско-рекреационные зоны как объект управления пространственным развитием и субъект инновационной инфраструктуры региональной экономики. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 328-332.
  17. Великая Е.В., Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Об использовании программно-целевого подхода при планировании расходов бюджета г. Санкт-Петербурга в 2015-2020 гг. как способе повышения эффективности управления государственными финансами на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 (63). С. 178-187.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глебов Артем Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация