Государственная политика в отраслях естественных монополий осуществляется посредством их регулирования, проявляющегося в комплексе мер и механизмов их реализации. Цель данных мер – обеспечение роста эффективности функционирования естественных монополий. Но при обеспечение данного роста с одной стороны, с другой стороны оценивается влияние их на экономику и общество[1].
Основные положительные и отрицательные последствия деятельности естественных монополий, представленные на рисунке 1.
Рис.1. Положительные и отрицательные последствия деятельности естественных монополий [2, с. 54]
Необходимо отметить, что естественные монополии играют значительную роль в экономике государства. Основная причина – высокая значимость деятельности, которую ведет та или иная естественная монополия; осуществляя контроль за определенными рынками.
В зависимости от того в каком сфере деятельности функционирует естественная монополия, их можно разделить на следующие группы представленные на рисунке 2:
Рис.2. Сферы деятельности естественных монополий
К основным методам государственного регулирования деятельности естественных монополий относят (см. Рис. 3):
Рис. 3. Методы государственного регулирования естественных монополий [1]
Основным инструментом воздействия является государственный контроль за соблюдением положений нормативно – правого регулирования Выбор механизма регулирования какого-либо объекта в равной степени зависит от его особенностей и от целевой направленности государственной политики.
Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий в РФ на примере ОАО РАО «ЕС России»
Поведение первоначальной реструктуризации электроэнергетики и создание общеотраслевой холдинговой компании ОАО РАО «ЕЭС России» позволило при распаде ЕЭС СССР на национальные энергосистемы сохранить в России принципы и методы ее работы. Это привело к образованию естественной монопольной организации. Рассмотрим структуру энергетической отрасли в 2005 году, представленную на рисунке 4.
[3]
Рис.4. Структура энергетической отрасли до реорганизации [3]
Как видно из рисунка основным единственным поставщиком электроэнергии является ОАО РАО «ЕЭС России».
В 2000 году начинается первый этап процесса реорганизации, при этом меняется структура отрасли, представленная на рисунке 5
Рис. 5. Структура отрасли электроэнергетики после реорганизации
В 2003 году происходят изменения, выделяются четыре независимые региональные энергетические ОАО. Основная задача, решавшаяся при этом – разделение данных компаний по функциональному признаку: по видам деятельности.
Следующий шаг, сделанный в 2004 году разделение компании по региональному признаку. Основная задача на данном этапе – разработка новой вертикально интегрированной вертикаль оперативно-диспетчерского управления. Суть которой заключалось в передаче функциональных обязанностей диспетчерских управлений Системному оператору [3].
Далее реформирование всей энергетической отрасли шло по функциональному признаку. Основная цель – создание целевых компаний, вместо вертикально – интегрированных. В ходе реформы меняется структура отрасли, основные планируемые на тот момент результаты, представлены на рисунке:
Рис.6 Основные шаги реформирования энергетической отрасли
Как видно из рисунка 7, вместо прежних вертикально-интегрированных компаний создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки [4, с 12-14 ].
Рассмотрим организационное разделение по видам деятельности в ходе реформирования энергетики, которое представлено на рисунке 7:
Рис.7 Структура энергетической отрасли после реформирования [3]
Как видно из рисунка в данных изменений произошли структурные преобразования активов энергохолдинга. Образовались целевые компании. ОАО РАО “ЕЭС России” отделилось от них. В 2008 году ОАО РАО “ЕЭС России” прекратило существование. Основные результаты реформ представлено на рисунке 8:
Рис. 8. Результаты реформирования энергетической отрасли
Крупными владельцами ТЭС остаются и так называемые независимые АО-энерго (16.3 ГВт в общей сложности). Как видно из рисунка 8, формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы.
Как видно из рисунка 9, вклад естественных монополий в ВВП РФ в 2015 г. составил 9330 млрд. рублей, на долю естественных монополий приходится 13,07 % в структуре ВВП. Структура отраслей естественных монополий представлена на рисунке 10. Как видно из рисунка, наибольшая доля приходится на транспортировки газа по трубопроводам и по передаче электроэнергии. На третьем месте стоят железнодорожные перевозки. Следовательно, наибольшее количество естественных монополий по объему оказанных услуг приходится на транспортный сектор.
Рис. 9 Доля объема произведенной продукции естественными монополиями в ВВП в 2015 году, в процентах
Рис. 10. Структура естественных монополий РФ(по объему выручки) [9]
Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий за рубежом
Рассмотрим причины, которые привели к трансформации естественных монополий в странах ЕС на примере железнодорожной отрасли. Можно выделить две группы причин.
Первая связана с неудовлетворенностью процессом их деятельности. Причины, которые привели к данному шагу: низкая эффективность деятельности; усиление объема долговых обязательств перед государством; низкая эффективность управленческого аппарата; низкая степень удовлетворенность качеством обслуживания потребителей.
Вторая связана с тем, что в научном мире появились труды доказывающие, что создание условий для структурных изменений в естественных монополий. (При этом основная цель – использовать конкурентные силы рынка в механизме регулирования) более эффективно механизма административного государственного регулирования.
Была проведена комплексная реструктуризации (разделение по функциональному признаку). Например, Монополист «Statens Janvagars» был реструктурирован следующим образом, представленным на рисунке 11:
Рис. 11. Результат первой реструктуризации компании «Statens Janvagars»
Рис. 12. Результат второй реструктуризации компании «Statens Janvagars» [6, с. 11]
При этом компания достигла поставленных целей повышения качества обслуживания и снижения долговых обязательств перед государством. Аналогичные процессы проходили и в других отраслях. Похожие процессы начались также в США и Канаде даже чуть раньше в 1980 году.
Результатом стали две модели, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Модели естественных монополий за рубежом (на примере газовой отрасли)
Показатель | Модель 1 | Модель 2 |
Вид собственности | Государственная | Частная или совместная компания |
Монополия | Транспортная | Транспортная |
Управление | интегрированы деятельность газовой компании | Независимое |
Страны | Италия, Франция, Бельгия, Дания, Болгария, Румыния | Страны Северной Америки |
Отдельно следует выделить США, Канада и Великобритания, там дано «право приобретения третьей стороне транспортной услуги». Данный факт приводит к обеспечению конкуренции. Данный шаг был достигнут за счет естественных монополий на два звена: транспортная инфраструктура, маркетинговое звено.
Проведем сравнительный анализ функционирования естественных монополий в РФ и за рубежом, данные исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительный анализ функционирования естественных монополий в РФ и за рубежом.
Показатель | В РФ | За рубежом |
Объем финансовых ресурсов | Ниже | Выше |
Форма собственности | Государственная, смешанная | Государственная и смешанная, частная |
Правило «золотой акции» | нет | + |
Допуск иностранных инвесторов | Нет в ряд отраслей стратегического значения | В некоторых странах |
Начало периода трансформации | 2007 год | 1980 года в США, 1995 год в странах ЕС |
Вид интеграции | Региональная, функциональная | Функциональная |
Государственные дотации | нет | присутствуют |
Административное регулирование | + | Есть, но не превалирует |
Ценовое регулирование | + метод «средних издержек» | + «метод нормы прибыли», « модель установления относительного предельного тарифа» |
Механизм доступа на рынок на основе договорного права | Слабо развит | Франшиза наиболее распространен |
Механизм конкурсного доступа на рынок | + | + |
Условия создания «конкурентного звена» | Пока нет или не удачен | + |
Как видно из анализа данных таблицы в странах ЕС более развит механизм государственного регулирования, который построен на сочетания минимизации административного регулирования; в сочетании методами ценового регулирования и механизма доступа на рынок на основе договорного права. Интеграция проводилась по функциональному признаку. В США и Канаде более развит акцент на создание условий присутствия конкуренции.
В РФ естественные монополии не имеют условий присутствия конкуренции; механизм регулирования акцентирован на ценовом регулировании. Государство стремится отстраниться в участия в собственности естественных монополий. В то время как в странах ЕС большинство из них являются государственной собственностью.
Рассмотрим опыт государственного регулирования естественных монополий за рубежом. Среди методов государственного регулирования можно выделить несколько наиболее часто применяемые, представленные на рисунке 13:
Рис. 13. Методы государственного регулирования естественных монополий за рубежом.
Рассмотрим первый метод, который применяется как за рубежом, так и в РФ.
Регулирование естественных монополий в западных странах реализуется с помощью административных органов, судов, либо тех и других.
Министерство экономического развития совместно с отраслевыми Министерствами и Федеральной службой по тарифам осуществляет выработку и реализацию единых подходов при регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий. Целью данной деятельности является стремление обеспечить потребителей продукцией естественных монополий по приемлемой цене и требуемого качества.
Недостатком первого метода является высокий уровень затрат на содержание исполнительного аппарата; препятствие к вертикальной структурной перестройки деятельности компании; препятствие развитию конкуренции в отрасли; высокий риск коррупции (данный факт весьма актуален в РФ).
Второй метод используется в РФ, в части естественных монополий, находящихся в государственной собственности (рынок золота и драгоценных камней).
В части третьего метода можно отметить предпочтение ценового регулирования «регулирование верхнего предела тарифа», а не регулирования на основе «нормы прибыли» . [7, с. 148]. В то же время необходимо отметить тот факт, что в большинства стран ЕС и США от государственного регулирования стремятся к созданию условий для структурных изменений в естественных монополий. При этом основная цель – использовать конкурентные силы рынка в механизме регулирования [8-17]. Недостатком применения данной технологии в РФ может стать:
- снижение качества услуг в наиболее социально значимых отраслях (ЖКХ).
- увеличение роста цен за счет возникновения лишнего посреднического звена между потребителем и производителем.
- нарушение национальных интересов и суверенитета. Переход наиболее значимых отраслей в иностранные руки. Как это произошло в процессе приватизации.
Наиболее приемлемым для РФ в зарубежном опыте государственного управления может стать:
-
использовать «правило золотой акции». Когда эта акция позволяют регулировать процессы управления естественной монополии с целью с одной стороны обеспечения национального суверенитета, с другой эффективности.
-
изменение ценового регулирования. Переход на «модель установления относительного предельного тарифа». Преимущества: ориентация на прогнозные данные, отход от «метода затратного регулирования».
Библиографический список
- ФЗ «О естественных монополиях» № 147 – ФЗ от 17.09.1995 г. (с изменениями на от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ года)
- Родионов С. А. Феномен естественных монополий в российской экономике /С.А. Родионов/ Известия СПбУЭФ - 2012 - № 2
- Предпосылки реформирования электроэнергетики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rao-ees.ru – официальный сайт РАО «ЕС России» ( о компании, инвесторам, реформирование, поставщики и заказчики, финансовые показатели деятельности)
- Меньшиков В.Ф. О безопасном обращении с РАО и ОЯТ. Соответствие политики и практики в России / В.Ф. Меньшиков// Атомная стратегия. - № 37. - Санкт-Петербург: ЗАО «ОВИЗО», 2014, с. 12-14
- Федеральная служба государственной статистки. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/33857a8044cd99bda132f733421f06f5
- Павленко Ю.Г. Реформирование естественных монополий в современной России: опыт и перспективы / Ю.Г. Павленко. Диссертация. М.. 2012
- Радюкова Я.Ю. О возможности адаптации зарубежного опыта государственного регулирования естественных монополий в российских условиях/ Я.Ю. Радюкова/ Социально – экономические явления и процесс – № 1 (047) -2013 – С. 147 – 152
- Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций в регионе. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, Изд-во Астерион, 2014, 171 с.
- Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Санкт-Петербург, 2013.
- Микроэкономика: технология эффективного изучения. Десятниченко Д.Ю., Федорков А.И. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, 2012, 130 с.
- Десятниченко Д.Ю. Федерализм и местное самоуправление в РФ (мониторинг и регулирование социально-экономического развития в регионе; на материалах Ленинградской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2001
- Статистика. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Учебно-методическое пособие / ФГОУ ВПО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации”; Сосновоборский филиал. Санкт-Петербург, 2015., 248 с.
- Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости учета ресурсных ограничений микроуровня при реализации стратегии модернизации экономики России // Управленческое консультирование. – 2015. №9 (81). С. 87-95.
- Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости использования дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов // Управленческое консультирование. – 2015. №10 (82). С. 126-132.
- Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе // Управленческое консультирование. – 2016. №4 (88). С. 150-157.
- Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. Туристско-рекреационные зоны как объект управления пространственным развитием и субъект инновационной инфраструктуры региональной экономики. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 328-332.
- Великая Е.В., Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Об использовании программно-целевого подхода при планировании расходов бюджета г. Санкт-Петербурга в 2015-2020 гг. как способе повышения эффективности управления государственными финансами на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 (63). С. 178-187.