УДК 339.13

РЕЗУЛЬТАТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА В РОССИИ

Слаутина Мария Сергеевна1, Булганина Светлана Викторовна2
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант
2ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат технических наук, доцент

Аннотация
Детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. В конечном итоге программы детского отдыха нацелены на развитие молодого поколения - потенциально наиболее активного в российском обществе. В настоящее время положение детского оздоровительного туризма не имеет под собой конкретного научно-практического обоснования. В связи с этим необходимо проведение маркетингового исследования.

Ключевые слова: Детский оздоровительный туризм, маркетинговое исследование, опрос


ANALYTICAL RESEARCH ON THE PROBLEM OF CHILDREN'S WELLNESS VACATION IN RUSSIA

Slautina Maria Sergeevna1, Bulganina Svetlana Viktorovna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), undergraduate,
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
Children's tourism takes the most noble sector of the tourist industry market. Finally the wellness programs are aimed at development of the younger generation - in the near future potentially the most active in the Russian society. Now the situation of children's wellness tourism has not concrete a specific scientific and practical justification. In this connection it is necessary to conduct marketing research.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Слаутина М.С., Булганина С.В. Результаты маркетингового исследования по проблеме детского оздоровительного отдыха в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76078 (дата обращения: 29.09.2017).

Один из самых массовых и востребованных видов туризма – это детский туризм, то есть путешествия детей, в том числе школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями [1, 2]. Можно считать, что детский оздоровительный туризм – это вид туризма, заключающийся в использовании благоприятных природных факторов (климатотерапия), спорта, физической культуры, а также в предоставлении подростково-юношескому поколению культурно – досуговой деятельности и других форм нетрадиционной профилактики. Первая из важнейших целей детского туризма – это формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей. Вторая цель детского туризма – это развитие детей, их познавательного интереса! Данная цель направлена на коммуникацию, поиск новых друзей, приобретение новых знаний, умений и навыков. Неизменными задачами детского туризма остаются: расширение кругозора ребенка, раскрытие его талантов, укрепление здоровья и развитие молодого поколения как личностей. 

Маркетинговые исследования позволяют выявить предпочтения потребителей туруслуг. Опрос проводится в 2016 году по заказу турфирмы Вятка-тур среди жителей Кировской области, связанный с туристическим продуктом (далее турпродукту) «детский оздоровительный отдых в России». Цели данного опроса:

I.            Оценить потенциальных и реальных потребителей данного тупродукта по возрасту, полу и достатку;

II.            Определить есть ли спрос на данный турпродукт;

III.            Провести аналитический анализ результатов опроса по данному турпродукту.

Задачами данного опроса являются [3]:

  1. Разработать маркетинговое исследования в области детского туризма;
  2. Разделить рынок на сегменты;
  3. Выявить критерии, которые привлекают потенциальных и реальных покупателей данного турпродукта;
  4. Выбрать места отдыха, на которые необходимо сделать рекламную акцию, чтобы увеличить продажи в будущем сезоне.

В анкетировании приняло участие 25 реальных и 17 потенциальных покупателей путёвок с целью детского оздоровительного туризма разного пола, возраста и социального положения. Нами было проанализировано 42 анкеты. Полученные  данные  позволяют  описать  портрет  покупателя  данного турпродукта «детский оздоровительный отдых в России» Кировской области и дают информацию о его поведении.

В отчёте освещены следующие вопросы:

-     На что покупатель в первую очередь обращает или же будет обращать своё внимание при покупке путёвки для своего ребёнка;

-  Какая сумма будет потрачена на путёвку для ребёнка;

-   Для детей какого возраста покупатель выбирает путёвки;

-    Где покупатель приобретает путёвку для своего ребёнка;

-   Какие факторы или чьё мнение влияет либо может повлиять на выбор покупателя;

-     На какой период чаще покупатель приобретает путёвки;

-    На сколько дней и куда для него предпочтительнее покупать путёвку своему ребёнку.

Портрет покупателя туристических путёвок на детский оздоровительный отдых в России составлялся на основе:

  • пола;
  • возраста;
  • социального положения;
  • наличия детей;
  • уровня дохода;
  • собственного опыта детского оздоровительного отдыха.

В  отчёте  представлены  результаты  маркетингового исследования,  показывающие, какие взаимосвязи существуют между различными группами (например, возраст и место отдыха).

Сегментация рынка

Путёвки на детский оздоровительный отдых – продукт массовый и стабильный, так как ежегодно не только родители, но и руководители детских секций, школы, коммерческие детские развивающие центры планируют отдых для своих детей. Разделим потенциальный рынок на части (сегменты), то есть на четкие группы потребителей, которые будут одинаковым или похожим образом реагировать на различные аспекты реализации данной туристической продукции (далее турпродукции).

Первый  сегмент  –  разделение  рынка  в  зависимости  от  пола. Практически все женщины всегда отдыхают вместе со своими детьми. Лишь 2 женщины указали «нет» и 4 мужчины из десяти, что тоже ответили «нет». Мужчины выбирают для своих детей путёвки, преимущественно, с лечением, а женщины просто с отдыхом. Мужчины практически единогласно выбрали только 5-разовое питание для своих детей и расположение их места отдыха, как можно ближе к дому. Женщины подобной стабильности в ответах не проявили. Они выбирали разные варианты: 3-разовое, 4-разовое, 5-разовое питание, а расположение места отдыха чаще не имеет значение, главное, чтобы отдых их детей был оздоровительным и полезным.

Второй сегмент – разделение рынка в зависимости от возраста. Разделим всех опрашиваемых на две группы: молодёжь (от 19 до 30 лет) и взрослые (от 30-56 лет). Естественно, что молодёжь формирует рынок потенциальных покупателей. Среди ответов людей от 19-30 лет присутствуют те, кто ни разу не покупал путёвку для своего ребёнка и те, у кого нет детей вообще. Взрослые же в своём явном большинстве покупают путёвки своим детям каждый год и у них уже есть один или два ребёнка.

Третий сегмент – разделение  рынка  в  зависимости  от имущественного фактора, то есть уровня дохода, который напрямую связан с социальным статусом. Результаты по данному сегменту показывают ответы на вопрос о стоимости путёвки, которую готовы купить потенциальные либо реальные покупатели своим детям. Оказалось, что молодёжь в своём большинстве готова потратить больше средств, чем взрослая половина опрашиваемых. Также среди молодёжи присутствует лишь один человек, который может купить путёвку по наименьшей цене, в то время, как среди взрослых таких представителей пять.

Четвёртый сегмент – разделение рынка в зависимости от места приобретения данной турпродукции. Большинство опрашиваемых взрослые и они ответили, что за данным турпродуктом обращаются в туристические агентства. На втором же месте те, чья рабочая организация оплачивает детские путёвки. Совсем немногие обращаются за путёвками для своих детей к знакомым и всего 4 человека из 42-х опрошенных ищут самостоятельно в интернете.

Основные результаты маркетингового исследования следующие:

Анкетирование прошли 42 человека и большинство из них женщины. Возраст прошедших анкетирование колеблется от 19 до 56 лет. Большинство – молодёжь 20-25 лет, остальные респонденты в возрасте от 25-55 лет.

Из 42-х опрошенных у 50% по одному ребёнку, у 26,7% по двое детей и остальные 23,3% не имеют детей. 66,7% отдыхают вместе со своими детьми, 7% отдыхают вместе иногда, кто-то один отдыхает редко и 14,3% не отдыхают вместе вообще. Из всех опрошенных получилось одинаковое количество людей, которые покупали путёвки для своих детей (40,5%) и наоборот ни разу не делали этого. Остались, конечно же те, кто собирается приобрести путёвку. Большинство родителей всё-такие путёвки своим детям покупает: 52% каждый год, 9,5% через год и остальные 28,6% не покупают. Чаще всего покупают путёвки детям от 10-13 лет (указали 10% опрашиваемых), потом уже детям от 6-9 и 14-15 лет (8% опрашиваемых), всего 3% покупают для детей от 16-17 лет, остальные 4% с совсем маленькими детишками и 7% бездетных. Приятно, что большинство обращается за путёвками для своих детей в туристические агентства (47,6%), другим оплачивает работа (3,7%), ищут через знакомых (16,7%), самостоятельно в интернете (9,5%), не покупают путёвки всего три человека и это всего лишь 7,1% из 100% опрашиваемых. Больше половины ответили, что покупают путёвки своим детям в ДОЛ (54,8%), в санатории (16,7%), в пансионаты (7,1%),  в оздоровительные центры (7,1%), на базы отдыха (9,5%).

В первую очередь на выбор путёвки влияет мнение друзей и знакомых (40,5%), во вторую цена (31%), 26,2% судят о месте отдыха для своего ребёнка по отзывам в СМИ, 23,8% опираются на свой собственный отдых, 21,4% судят по рейтингу в интернете, 11,9% уделяют внимание имиджу места отдыха в целом. Если говорить о цене, то 25-34 тыс. рублей является для 40,5% опрошенных оптимальной для детской путёвки, от 45 до 54 тыс.рублей смогли бы себе позволить 21,4% опрошенных, за 35-44 тыс. рублей купили бы путёвку своему ребёнку 19% опрошенных и всего лишь один человек смог бы заплатить 65-70 тыс. рублей за путёвку своего ребёнка. Чаще выбирают путёвки на июль или август (47,6%), менее часто на июнь (11,9%),  редко на период межсезонья (9,5%) и остальные опрошенные не покупали вообще (21,4). Оптимальное количество дней для детского оздоровительного отдыха по ответам опрошенных составили путёвки на 21 день (76,2%), мало людей выбрали путёвки на 14 дней (19%) и всего лишь один человек отправляет своё чадо отдыхать на все 3 месяца. Предпочтение по месту отдыха опрошенные отдали Краснодарскому краю (57,1%), второе место разделил Крым и областные места отдыха (66,6%), путёвки за границу выбрали 26,2 % опрошенных.

По результатам опроса выяснилось, что 53,6% участников, большинство из которых мужчины, не хотели бы отправлять своего ребёнка на отдых далеко от дома. 42,9% людей, чьё большее количество составили женщины, ответили, что отдаленность от дома значение не имеет, главное, чтобы место отдыха было оздоровительным и полезным для их детей. По тематике опрашиваемые чаще покупают для своих детей путёвки просто с отдыхом и это преимущественно женщины (47,6%); одинаково мужчины и женщины выбирают путёвки с уклоном на спорт и иностранные языки (40,5%); далее с творческим уклоном (33,3%); с уклоном на информационные технологии (16,7%); на исследовательские работы (9,5%); на военную подготовку (7,1%) и ни один опрошенный не выбрал путёвку с религиозной направленностью.

Совсем не удивительно, что 69% респондентов выбрали для своих детей путёвки в места отдыха, находящиеся рядом с водоёмом. 31% опрошенных считает данный критерий для выбора места отдыха своему ребёнку необязательным.

По поводу питания во время детского оздоровительного отдыха явное преимущество у мужчин, которые за то,чтобы их детей кормили 5 раз в день (71,4%), остальные и практически все женщины за 4-разовое (28,3%) и 3-разовое (4,8%)  питание. В детский рацион по мнению опрошенных должны входить: фрукты (66,7%), витамины С и кальций (28,6%), минеральная вода (26,2%), соки (23,8%), кислородные коктейли (14,3%), сладости (9,5%).

В режим ребёнка во время детского оздоровительного отдыха должны входить, по мнению опрошенных, на первом месте вечерние мероприятия (69%), на втором месте – зарядка (66,7%), на третьем месте – творческие, спортивные, развивающие занятия (64,3%), четвёртом месте разделили ответы – дискотека и тренинги и игры на сплочение, выявление лидерских качеств (42,9%), на пятом месте – тихий час (33,3%), на шестом месте – лекции и проектная деятельность по научным дисциплинам (11,9%).

Результаты по нахождению детей за территорией лагеря в сопровождении вожатого весьма ярко отображают готовность родителей развивать и радовать своего ребёнка дополнительными активными и познавательными видами деятельности. Например, 42,9% выбрали путёвки с возможностью выходить/выезжать на познавательные экскурсии; 32,1% посещать дельфинарий, зоопарк, океанариум и т.д.; 17,9% участвовать в ежегодном слёте лагерей; 1 человек (девушка 23 лет) выбрал простые походы до магазина и 1 человек (мужчина) против того, чтобы его ребёнок покидал территорию лагеря даже с сопровождением.

Выводы и рекомендации

Анализ показал, что чаще всего в туристические агентства за путёвками для своих детей обращаются женщины от 20-50 лет.  По результатам проведенного маркетингового исследования для покупателей остаются востребованными путевки в детские оздоровительные лагеря для детей 10-13 лет на июль – август месяц с продолжительностью до 21 дня и 5-разовым питанием. Желательно, чтобы путёвка с целью детского оздоровительного отдыха была в Краснодарский край или места близкие к  водоёму.

Покупательская способность принадлежит молодёжи, которая может позволить покупать путёвки на сумму от 25-34 тысяч рублей. Частотой приобретения данного турпродукта отличаются взрослые. Они приобретают путёвки для своих 1-2 детей каждый год. Покупатели мужского пола предпочитают, чтобы место отдыха их детей было рядом с домом, но совместно с ними они отдыхают значительно реже, чем женщины. Для покупательниц женского пола роль играет оздоровительный и полезный эффект от места пребывания их детей, а отдалённость от дома значения не имеет.

Далее результаты анкетирования отразили значимость творческих, спортивных и развивающих мероприятий для детей, тренингов и игр на сплочение, выявление лидерских качеств. Также покупатели данного турпродукта считают привлекательной для своих детей возможность выйти за территорию места отдыха в сопровождении вожатого на познавательную экскурсию, в зоопарк, дельфинарий, океанариум и т.д., что необходимо прорабатывать при разработке турпакетов.

По результатам маркетингового исследования 66,7% опрошенных (чаще женского пола) проводят свой отпуск вместе со своими детьми в санаториях, пансионатах, оздоровительных центрах и базах отдыха. Следовательно, спрос на путёвки с целью детского оздоровительного отдыха подкреплён социальным заказом общества. Актуальным является финансирование и продвижение турфирм специализирующихся на детском оздоровительном и экскурсионно-познавательном туризме в России. Мы рекомендуем провести рекламную акцию по раннему бронированию на летний сезон 2017 года путёвок в региональные ДОЛ, места размещения Краснадарского края и Крыма, находящиеся рядом с водоёмом . А также заключить договор с несколькими региональными ДОЛ, пансионатами, санаториями, базами отдыха  и согласовать взаимовыгодные условия сотрудничества.


Библиографический список
  1. Булганина С.В., Ананьева К.В., Тюмина Н.С., Шутова Ю.Г.  МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЁЖИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА //Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 4 (35). С. 6.
  2. Булганина С.В., Зубарева Н.А. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МЕСТ ОТДЫХА СРЕДИ ТУРИСТОВ // В сборнике: Экономика, право, образование: региональный аспект сборник научных трудов IX межвузовской научно-практической конференции. 2015. С. 140-144.
  3. Лебедева Т.Е., Егоров Е.Е.  ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС “РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ И ПРОГРАММ” (НАПРАВЛЕНИЕ 43.04.02 – “ТУРИЗМ ”, ПРОФИЛЬ – МАГИСТРАТУРА) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 7 (86). С. 9.


Все статьи автора «Булганина Светлана Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: