УДК 378.14

ПЕДАГОГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР

Шкунова Анжелика Аркадьевна1, Логинова Софья Петровна2, Коробкова Екатерина Николаевна3
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
2Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Нижегородской области, ГБУДО ЦРТД и Ю НО, педагог дополнительного образования
3Муниципальное бюджетное учреждение средняя школа №18, учитель изобразительного искусства и технологии

Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации работы педагога дополнительного образования в контексте менеджмента. Представлены виды, содержание учебно - познавательной деятельности педагога. Выявлено сходство функций педагога с функциями менеджера.

Ключевые слова: деятельность, координация, менеджер, педагог, управление


THE TEACHER AS AN EFFECTIVE MANAGER

Shkunova Angelika Arkadievna1, Loginova Sofia Petrovna2, Korobkova Ekaterina Nikolaevna3
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of innovative technologies of management
2State budget institution additional education «Center of development of children and youth creativity» of Nizhny Novgorod region, teacher of additional education
3Municipal budget institution secondary school №18, мaster of fine arts and technology

Abstract
The article considers the peculiarities of the organization work of the teacher of additional education in the context of management. The types, the content of the educational - cognitive activity of the teacher are presented. The similarity of the teacher functions with the functions of a manager are found out.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шкунова А.А., Логинова С.П., Коробкова Е.Н. Педагог как эффективный менеджер // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75584 (дата обращения: 03.06.2017).

Главную роль в развитии и образовании подрастающего поколения занимает учитель. Успехи учеников напрямую зависят от умения наставника управлять учебным процессом, располагать к культуре и регулировать достижения. Управленческая деятельность является одной из важнейших ролей для педагога.

Современное общество ставит перед педагогом более широкие и разнообразные задачи, по сравнению с недавним прошлым.

Во-первых, педагог не только координирует процессы воспитания и образования, но и осуществляет мониторинг качества образования, проводит методическое исследование деятельности, важной составляющей жизни работника образования является обмен опытом с коллегами.

Во-вторых, педагог теперь это скорее организатор учебной деятельности, нежели источник знаний. Каждый учитель представляет собой не просто педагога, но и управляющего в коллективе, за который он несет ответственность.

Управление это деятельность субъекта по изменению объекта для достижения поставленной  цели [2].

На данный момент в сфере образования требуется учитель, не только компетентный в своей дисциплине, способный объяснить тему и спланировать свою деятельность, но и умеющий грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. В работах В. С. Лазарева, об управленческой деятельности педагога говорится, как о “непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия”[1].

В менеджменте понятия «управление» и «руководство» расходятся. «Управление» – более широкое понятие, чем «руководство».  В.М. Шепель трактует это понятия так: «Управлять – это значит «озаботить» себя…; «Руководить» – это «озаботить» других…» [4]. В учебном процессе педагог объединяет понятия руководить и управлять, объединяя их под известным негласным правилом обучения: «не навредить».

Эффективный менеджер берет на себя множество организационных ролей: планирование и анализ, организация, создание социально – психологического климата в коллективе учащихся, построение коммуникационных связей, поддержание  и оказание помощи администрации,- все они весьма схожи с концепцией работы современного педагога.

Рассмотрим построение работы в дополнительном образовании на примере Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования – Центра развития творчества детей и юношества  по Нижегородской  области. Педагоги разрабатывают перспективное планирование, учебно – тематические и календарные планы с целью организации и реализации образовательного процесса, что так же включает  и организацию методической работы.

Планирование и подготовка к занятиям для педагога состоит из таких составляющих как подготовка методических и раздаточных материалов, составление планов-конспектов занятий, что способствует развитию профессиональных качеств педагога. Очень важно грамотно организовать свое рабочее время, продумать и сложности, которые могут возникнуть в процессе выполнения заданий, тогда результат и качество урока будут высокими, обучающиеся будут более эффективно  вовлечены в учебный процесс. В целях повышения качества и результативности образовательного процесса необходима подготовка наглядного, демонстрационного, раздаточного дидактического материала по определенной теме. Особенно это важно для педагогов, осуществляющих программы декоративно-прикладного и художественного направлений.

В настоящее время актуальными являются социально-психологические мероприятия на сплочение, которые особенно хорошо реализовывать в системе дополнительного образования. В работе творческого объединения по изобразительному искусству действенными заданиями на сплочение коллектива являются групповые творческие задания с использованием метода проектов, где работа выполняется коллективно, по этапам, где каждый является частью общего, разрабатывая идеи, ища результат, и добиваясь воплощения идеи.  Например, для оформления кабинета к Новому году, в начале учебного года проводятся мероприятия, направление на знакомство и сплочение, так же ознакомление с творческими объединениями учреждения.

Взаимодействие администрации с педагогическими работниками осуществляется в рамках реализации программ развития учреждения: проводится контроль за проведением образовательного процесса педагогическими работниками, с целью развития детского контингента. Непрерывно  администрация проводит работу, направленную на повышение квалификации сотрудников.

Процесс управления  познавательной и развивающей деятельностью учеников с целью организации эффективного педагогического взаимодействия исследовался в трудах О.В. Акуловой,  А.П. Тряпициной,  В.Н. Максимовой, С.А. Писаревой [3]. Реализация управленческой функции учителя по следующим направлениям: 1) участие учителя представлена  в образовательной системе на уровне школы (во время проектирования образовательной программы) и на уровне местного сообщества, 2) на уровне страны (участие в общественных дискуссиях, координация деятельности субъектов образовательного процесса). Со всеми характеристиками эффективного менеджмента прослеживается связь в деятельности директора, завуча, методиста, педагога образовательного учреждения (далее – ОУ). Директор берет на себя функции по организации педагогической, хозяйственной, экономической, социальной и многих схожих видов деятельности, он ставит задачи, выявляет перспективные области не только на местном уровне, но и в отношении внешних связей миссии ОУ. Завуч или администратор берут на себя многие функции координации и управления для достижения наиболее продуктивного результата, например, распределение учебной нагрузки, подбор персонала, организация учебного процесса,- все это является задачами эффективной работы менеджера.

Безусловно, роль человеческого фактора в управлении образовательными системами, заметно усилилась. В теории управления появилось понятие  педагогический  менеджмент. Педагогический менеджмент  –  это: – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития;  научно-организованное управление со своеобразной иерархией;

Первый уровень этой иерархии включает  управление деятельностью педагогического коллектива, второй уровень – управление деятельностью учащихся. Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах.

В заключение, следует отметить, что время не стоит на месте, несмотря на то, что профессия учитель – одна из древнейших в нашем социуме, она видоизменяется, как и само общество.  Учебная организация ставит перед собой задачи в соответствии с потребностями общества, а для их решения очень важно иметь эффективных педагогов управителей.


Библиографический список
  1. Шкунова А.А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина». Н.Новгород, 2014, С.125-130.
  2. Шкунова А.А. Измерение и оценивание качества подготовки студентов по организационному поведению в системе дистанционного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54752 (дата обращения: 28.11.2016).
  3. Лебедева Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании экономических дисциплин //ФЭн-наука.2012. Т. 1. № 9 (12). С. 48-49.
  4. Булганина С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41359.


Все статьи автора «Шкунова Анжелика Аркадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: