ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ В СЕТЕВЫХ СТРУКТУРАХ

Авдейчикова Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Сибирская автомобильно-дорожная академия»
кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистика»

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам управления материальными потоками в сетевых торговых компаниях. Анализируются показатели, используемые в практике торговых компаний и их влияние на логистические издержки. Представленная проблема актуальна для всех компаний, функционирующих в условиях экономической нестабильности.

Ключевые слова: анализ продаж и прибыли, логистические издержки, материальный поток, параметры материального потока, поставки товаров., торговая сеть


INFLUENCE OF MATERIALS MANAGEMENT ON LOGISTICS COSTS IN NETWORKING STRUCTURE

Avdeichikova Elena Viktorovna
Siberian State Automobile and Road Academy
PhD in Technical Science, Assistant Professor of the Logistics Department

Abstract
This article focuses management material flows in the networking of trading companies. Analyzes the indicators used in the practice of trade companies and their impact on logistics costs. Presented a problem aktually for all companies operating in the conditions of economic instability.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Авдейчикова Е.В. Влияние организации управления материальными потоками на логистические издержки в сетевых структурах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74947 (дата обращения: 19.04.2024).

В целях повышения эффективности управления компанией, снижения затрат, оптимизации использования оборотных средств необходимо контролировать и рационально управлять материальными потоками, циркулирующими в логистической системе, с учетом их свойств и характеристик. Для достижения этих целей чаще всего используют мониторинг материального и связанного с ним информационного потоков, который позволяет контролировать важность каждой позиции товара в ассортименте с учетом её доли в обороте и прибыли, динамикой продаж, и имеющихся рисков. В результате проведения анализа можно оптимизировать глубину ассортиментной матрицы и периодичность контроля товародвижения по отдельным позициям товаров. Как правило, в торговых компаниях, контролируется 1-2 показателя материального потока, тогда как в практике сетевых организаций анализируются большее количество параметров. К данным показателям относятся: регулярность продаж и спроса; равномерность продаж; сезонность продаж; ABC-анализ по доле в объеме продаж и прибыльности; ABC-анализ по доле в количестве запросов; риски отклонения от плана продаж (срывы поставок); риски отклонения от графика поставок.

Подробнее остановимся на причинах того, почему именно данные параметры рекомендуется анализировать при управлении материальными потоками.

Анализ данных о «Регулярности продаж и спросе» позволяет отнести позиции товаров к группам регулярных или нерегулярных продаж. Так к группе регулярных (стабильных) продаж относятся: молочные, мясные, рыбные продукты, хлебобулочные изделия и прочие товары ежедневного спроса. К группе нерегулярных продаж относят товаров, у которых между днями продаж с разной регулярностью случаются «перерывы». Например, к этой группе можно отнести непродовольственные товары из секций «МультиМедиа», «Одежда и обувь», «Домашний интерьер» и пр. Информация о непрерывности в продажах определенных товаров необходима для повышения точности управления, в частности: формирования графика поставок и страховых запасов.

«Сезонность продаж» – распределение спроса на товары между сезонами (временными периодами) внутри года или месяца. Это свойство материального потока характеризует сезонность продаж товарной позиции и определяется наличием запасов на начало и окончание сезона высоких продаж. Так, например, в продажах таких товаров как: напитки, вода, мороженое, наблюдается фактор сезонности. Этот показатель влияет на точность прогнозирования спроса и сроки начала увеличения запаса, т.е. минимизацию дефицита в сезон и освобождение избыточных оборотных средств, вложенных в товарные запасы в межсезонье.

«Равномерность продаж» – показатель, характеризующий несущественные отклонения от среднего объема продаж за отчетный период или шаг планирования. Равномерность продаж может определяться методом XYZ анализа. Если коэффициент вариации в пределах ν≤10% продажи товаров можно считать равномерными. Все остальные товары условно считаются позициями неравномерного спроса: сезонного, циклического, на подъеме и спаде жизненного цикла. Данный показатель позволяет учитывать равномерность материального потока для оптимизации трудозатрат на его управление и обеспечение трудовыми ресурсами.

В управлении материальными потоками на предприятии активно используется «ABC-анализ по доле в объеме продаж и прибыли», результаты которого позволяют классифицировать все товары по их весомости в обороте и прибыли, а также по значимости ошибки в их управлении. Особую важность имеет анализ ассортиментной связи для выявления товаров группы C, непосредственно влияющих на продажи товарных позиций группы A, т.е. вероятность совместных продаж исследуемых товаров. ABC-анализ позволяет оптимизировать распределение ресурсов при управлении закупками и запасами, при существенном повышении качества и точности управления. Например, группа C не требует частого контроля и точности управления, как товары группы A или B, а также страховых запасов для покрытия рисков, связанных с неопределённостью спроса. Группа B требует меньшей частоты контроля и запасов (даже при более высоких рисках отклонения от плана продаж) чем группа A и так далее [3, с. 354].

Проведение «ABC-анализа по признаку дифференциации: доля в запросах» проводится классическим образом, но в качестве объекта выбирается доля в общем количестве запросов по накладным, а для розничных предприятий по количеству чеков. Совмещение результатов анализа по запросам и по количеству отгруженного товара позволяет с одной стороны характеризовать материальный поток исходя из особенностей продаж, а с другой стороны оптимизировать размещение товаров на складе и в торговом зале.

Оценка «Рисков отклонения от плана продаж» основана на анализе невыполнения плана продаж и наиболее вероятного отклонения. Использование данного показателя в управлении запасами товаров основано на вероятностях потребности в страховом запасе. При этом вводятся параметры: точность планирования и исполнение плана продаж.

«Риски отклонения от графика поставок» определяются в процессе XYZ-анализа поставщиков по выполнению заявок на отгрузку и времени в пути. Анализ по этому показателю позволяет снизить риски дефицита материального потока и избежать избыточного запаса. Кроме того, данный параметр определяет риски, связанные с неаккуратностью в сроках поставки: вероятность отклонения от графика отгрузки и наиболее вероятный размер этого отклонения.

Кроме того, контроль жизненного цикла товара позволяет избежать затоваривания склада позициями товаров с низким спросом и, соответственно, низкой ликвидностью. Особенно важен контроль жизненного цикла для товаров с коротким или ограниченным жизненным циклом.

В связи с тем, что контроль и управление материальными потоками напрямую влияют на результаты деятельности предприятия, эти инструменты активно используют в сетевых торговых компаниях. В настоящее время торговля в России является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, которая обеспечивает более 20% ВВП страны, 37,7% всех предприятий в стране являются торговыми. Наряду с мелкими независимыми торговыми предприятиями, функционируют розничные торговые сети (ритейл), а также стремительно развиваются дистанционные способы продажи товаров населению страны. Поскольку сетевые структуры активно используются новые технологии, разрабатывают стандарты для основных операций, протекающих в логистических и технологических процессах, именно эти предприятия демонстрируют динамичное развитие [1, с.11]. В крупных торговых компаниях имеется собственная логистическая служба, которая обеспечивает надежность поставок и сокращение расходов на логистику. В зону ответственности логистической службы, как правило, входит: управление заказами, управление запасами и внутренними перемещениями товаров, а также управление собственными и привлеченными складами, транспортными средствами и пр. При этом контроль и управление материальными потоками осуществляется на базе информационных программ, таких как: SAP, WМS, технологии EDI и другие.

В собственных распределительных центрах сетевых компаний используются современные технологии грузопереработки товаров, позволяющие снижать издержки: стеллажное хранение, кросс-докинг (cross-docking), пик-бай-лайн (pick-by-line) – необходимые для ускорения комплектации и доставки партий товаров в магазины. При этом поставщики компании сокращают расходы на логистику за счет комплексной доставки товаров для нескольких магазинов (гипермаркетов) в распределительный центр, снижая количество и длину маршрутов [2, с.215]. Тщательная проверка прибывших грузов в распределительных центрах на соответствие логистических параметров, внутри тарных вложений, контроль качества товаров и проверка упаковки позволяют сократить логистические издержки.

Однако в управлении материальными потоками сетевых компаний в настоящее время можно выявить ряд проблем.

Во-первых, точность прогнозов объемов продаж оставляет желать лучшего, что влечет за собой погрешности в расчетах расходов на складирование, транспортировку, гарантийное обслуживание, сервис и т.д.

Во-вторых, при поставке товаров с распределительных центров в магазины сети имеются случаи несвоевременных поставок, так как распределительные центры расположены далеко не во всех регионах присутствия компании. Чтобы избежать проблем с товароснабжением сетевой компании приходится выбирать либо начать строительство собственного распределительного центра в регионе, либо передать запасы товаров на ответственное хранение операторам, имеющим современные складские площади. В этом случае ритейлер использует концепцию аутсорсинга для складирования товаров.

В-третьих, имеют место ошибки, допущенные при нанесении штрихового кода (ШК) на товары, которые влекут за собой дополнительные затраты не только со стороны торговой организации и производителя товара, но и со стороны изготовителя этикетки (упаковки). Проблемы считывания штрихового кода в автоматическом режиме ведут к снижению эффективности технологического процесса и простоям, связанным с заменой штрих кодов, повторным сканированием или ручным вводом данных. Поэтому качественные, легко читаемые штрих коды являются современным требованием к информационному потоку и предусматриваются контрактами.

Таким образом, четкая организация в управлении материальными потоками оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность и финансовое состояние, как независимой, так и сетевой компании. Неэффективное управление материальными потоками может привести к затовариванию складов, срывам поставок товаров, в результате чего возникает неудовлетворенность потребителей, потери прибыли и дополнительные логистические издержки.


Библиографический список
  1. Авдейчикова Е.В. Инновации в торговле. LAP LAMBERT Academic Publishing ist ein Imprint der Omni Scriptum GmbH & Co. KG, 2016.-190.
  2. Авдейчикова Е.В. Преимущества распределительного центра в организации системы товароснабжения ритейла. СТЭЖ – РЭУ им. Плеханова Омский институт (филиал), 2016.-№1(22).-С.214-217.
  3. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок. – М.: Инфра-М, 2009.- 430с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Авдейчикова Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация