В целях повышения эффективности управления компанией, снижения затрат, оптимизации использования оборотных средств необходимо контролировать и рационально управлять материальными потоками, циркулирующими в логистической системе, с учетом их свойств и характеристик. Для достижения этих целей чаще всего используют мониторинг материального и связанного с ним информационного потоков, который позволяет контролировать важность каждой позиции товара в ассортименте с учетом её доли в обороте и прибыли, динамикой продаж, и имеющихся рисков. В результате проведения анализа можно оптимизировать глубину ассортиментной матрицы и периодичность контроля товародвижения по отдельным позициям товаров. Как правило, в торговых компаниях, контролируется 1-2 показателя материального потока, тогда как в практике сетевых организаций анализируются большее количество параметров. К данным показателям относятся: регулярность продаж и спроса; равномерность продаж; сезонность продаж; ABC-анализ по доле в объеме продаж и прибыльности; ABC-анализ по доле в количестве запросов; риски отклонения от плана продаж (срывы поставок); риски отклонения от графика поставок.
Подробнее остановимся на причинах того, почему именно данные параметры рекомендуется анализировать при управлении материальными потоками.
Анализ данных о «Регулярности продаж и спросе» позволяет отнести позиции товаров к группам регулярных или нерегулярных продаж. Так к группе регулярных (стабильных) продаж относятся: молочные, мясные, рыбные продукты, хлебобулочные изделия и прочие товары ежедневного спроса. К группе нерегулярных продаж относят товаров, у которых между днями продаж с разной регулярностью случаются «перерывы». Например, к этой группе можно отнести непродовольственные товары из секций «МультиМедиа», «Одежда и обувь», «Домашний интерьер» и пр. Информация о непрерывности в продажах определенных товаров необходима для повышения точности управления, в частности: формирования графика поставок и страховых запасов.
«Сезонность продаж» – распределение спроса на товары между сезонами (временными периодами) внутри года или месяца. Это свойство материального потока характеризует сезонность продаж товарной позиции и определяется наличием запасов на начало и окончание сезона высоких продаж. Так, например, в продажах таких товаров как: напитки, вода, мороженое, наблюдается фактор сезонности. Этот показатель влияет на точность прогнозирования спроса и сроки начала увеличения запаса, т.е. минимизацию дефицита в сезон и освобождение избыточных оборотных средств, вложенных в товарные запасы в межсезонье.
«Равномерность продаж» – показатель, характеризующий несущественные отклонения от среднего объема продаж за отчетный период или шаг планирования. Равномерность продаж может определяться методом XYZ анализа. Если коэффициент вариации в пределах ν≤10% продажи товаров можно считать равномерными. Все остальные товары условно считаются позициями неравномерного спроса: сезонного, циклического, на подъеме и спаде жизненного цикла. Данный показатель позволяет учитывать равномерность материального потока для оптимизации трудозатрат на его управление и обеспечение трудовыми ресурсами.
В управлении материальными потоками на предприятии активно используется «ABC-анализ по доле в объеме продаж и прибыли», результаты которого позволяют классифицировать все товары по их весомости в обороте и прибыли, а также по значимости ошибки в их управлении. Особую важность имеет анализ ассортиментной связи для выявления товаров группы C, непосредственно влияющих на продажи товарных позиций группы A, т.е. вероятность совместных продаж исследуемых товаров. ABC-анализ позволяет оптимизировать распределение ресурсов при управлении закупками и запасами, при существенном повышении качества и точности управления. Например, группа C не требует частого контроля и точности управления, как товары группы A или B, а также страховых запасов для покрытия рисков, связанных с неопределённостью спроса. Группа B требует меньшей частоты контроля и запасов (даже при более высоких рисках отклонения от плана продаж) чем группа A и так далее [3, с. 354].
Проведение «ABC-анализа по признаку дифференциации: доля в запросах» проводится классическим образом, но в качестве объекта выбирается доля в общем количестве запросов по накладным, а для розничных предприятий по количеству чеков. Совмещение результатов анализа по запросам и по количеству отгруженного товара позволяет с одной стороны характеризовать материальный поток исходя из особенностей продаж, а с другой стороны оптимизировать размещение товаров на складе и в торговом зале.
Оценка «Рисков отклонения от плана продаж» основана на анализе невыполнения плана продаж и наиболее вероятного отклонения. Использование данного показателя в управлении запасами товаров основано на вероятностях потребности в страховом запасе. При этом вводятся параметры: точность планирования и исполнение плана продаж.
«Риски отклонения от графика поставок» определяются в процессе XYZ-анализа поставщиков по выполнению заявок на отгрузку и времени в пути. Анализ по этому показателю позволяет снизить риски дефицита материального потока и избежать избыточного запаса. Кроме того, данный параметр определяет риски, связанные с неаккуратностью в сроках поставки: вероятность отклонения от графика отгрузки и наиболее вероятный размер этого отклонения.
Кроме того, контроль жизненного цикла товара позволяет избежать затоваривания склада позициями товаров с низким спросом и, соответственно, низкой ликвидностью. Особенно важен контроль жизненного цикла для товаров с коротким или ограниченным жизненным циклом.
В связи с тем, что контроль и управление материальными потоками напрямую влияют на результаты деятельности предприятия, эти инструменты активно используют в сетевых торговых компаниях. В настоящее время торговля в России является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, которая обеспечивает более 20% ВВП страны, 37,7% всех предприятий в стране являются торговыми. Наряду с мелкими независимыми торговыми предприятиями, функционируют розничные торговые сети (ритейл), а также стремительно развиваются дистанционные способы продажи товаров населению страны. Поскольку сетевые структуры активно используются новые технологии, разрабатывают стандарты для основных операций, протекающих в логистических и технологических процессах, именно эти предприятия демонстрируют динамичное развитие [1, с.11]. В крупных торговых компаниях имеется собственная логистическая служба, которая обеспечивает надежность поставок и сокращение расходов на логистику. В зону ответственности логистической службы, как правило, входит: управление заказами, управление запасами и внутренними перемещениями товаров, а также управление собственными и привлеченными складами, транспортными средствами и пр. При этом контроль и управление материальными потоками осуществляется на базе информационных программ, таких как: SAP, WМS, технологии EDI и другие.
В собственных распределительных центрах сетевых компаний используются современные технологии грузопереработки товаров, позволяющие снижать издержки: стеллажное хранение, кросс-докинг (cross-docking), пик-бай-лайн (pick-by-line) – необходимые для ускорения комплектации и доставки партий товаров в магазины. При этом поставщики компании сокращают расходы на логистику за счет комплексной доставки товаров для нескольких магазинов (гипермаркетов) в распределительный центр, снижая количество и длину маршрутов [2, с.215]. Тщательная проверка прибывших грузов в распределительных центрах на соответствие логистических параметров, внутри тарных вложений, контроль качества товаров и проверка упаковки позволяют сократить логистические издержки.
Однако в управлении материальными потоками сетевых компаний в настоящее время можно выявить ряд проблем.
Во-первых, точность прогнозов объемов продаж оставляет желать лучшего, что влечет за собой погрешности в расчетах расходов на складирование, транспортировку, гарантийное обслуживание, сервис и т.д.
Во-вторых, при поставке товаров с распределительных центров в магазины сети имеются случаи несвоевременных поставок, так как распределительные центры расположены далеко не во всех регионах присутствия компании. Чтобы избежать проблем с товароснабжением сетевой компании приходится выбирать либо начать строительство собственного распределительного центра в регионе, либо передать запасы товаров на ответственное хранение операторам, имеющим современные складские площади. В этом случае ритейлер использует концепцию аутсорсинга для складирования товаров.
В-третьих, имеют место ошибки, допущенные при нанесении штрихового кода (ШК) на товары, которые влекут за собой дополнительные затраты не только со стороны торговой организации и производителя товара, но и со стороны изготовителя этикетки (упаковки). Проблемы считывания штрихового кода в автоматическом режиме ведут к снижению эффективности технологического процесса и простоям, связанным с заменой штрих кодов, повторным сканированием или ручным вводом данных. Поэтому качественные, легко читаемые штрих коды являются современным требованием к информационному потоку и предусматриваются контрактами.
Таким образом, четкая организация в управлении материальными потоками оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность и финансовое состояние, как независимой, так и сетевой компании. Неэффективное управление материальными потоками может привести к затовариванию складов, срывам поставок товаров, в результате чего возникает неудовлетворенность потребителей, потери прибыли и дополнительные логистические издержки.
Библиографический список
- Авдейчикова Е.В. Инновации в торговле. LAP LAMBERT Academic Publishing ist ein Imprint der Omni Scriptum GmbH & Co. KG, 2016.-190.
- Авдейчикова Е.В. Преимущества распределительного центра в организации системы товароснабжения ритейла. СТЭЖ – РЭУ им. Плеханова Омский институт (филиал), 2016.-№1(22).-С.214-217.
- Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок. – М.: Инфра-М, 2009.- 430с.