УДК 346.57

О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ

Аникин Станислав Юрьевич
ФБГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
студент

Аннотация
Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами:
Во-первых, тем фактом, что законодательное обеспечение безопасности страны было и остается краеугольным камнем в государственном управлении
Во-вторых, на федеральном уровне действующее законодательство не содержит в своем предмете правового регулирования, тех общественных отношений, которые складываются при взаимодействии государства и хозяйствующих субъектов. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов на законодательном уровне не рассматривается.
В-третьих, необходимость решения существующих проблем правового регулирования экономической безопасности в РФ как нормами международного права, так и нормами национального права позволит прогнозировать стратегические направления дальнейшего совершенствования правового регулирования экономической безопасности в условиях очень негативных внешних экономических тенденций.

Ключевые слова: безопасность, метод правого регулирования, предмет правого регулирования, экономическая безопасность страны, экономическая безопасность хозяйствующего субъекта


ON THE SUBJECT AND METHOD OF LEGAL REGULATION OF ECONOMIC SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Anikin Stanislav Yurevich
Ural State University of Economics
student

Abstract
The relevance of the research topic is due to the following circumstances:
First, the fact that the legislative security of the country was and remains the cornerstone in governance
Second, at the Federal level, the legislation does not contain in its subject of legal regulation of the social relationships that develop in the interaction between the state and businesses. Economic security of business entities at the legislative level is not considered.
Thirdly, the need to address the existing problems of legal regulation of economic security of the Russian Federation as international law and national law will predict strategic directions of further improvement of legal regulation of economic security in a very negative external economic trends.

Keywords: economic security, economic security business, right method of regulation, security, subject of legal regulation


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аникин С.Ю. О предмете и методе правового регулирования экономической безопасности в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/72882 (дата обращения: 04.10.2017).

Законодательное обеспечение безопасности страны было и остается краеугольным камнем в государственном управлении. В настоящее время в России формируется правовая основа обеспечения национальной безопасности, представляющая собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями[1].

Безопасность обеспечивается соблюдением установленных правил, что устраняет опасность возникновения угроз, наступления негативных последствий. Разработка правил поведения, методов и средств защиты, организационно-правового механизма практической реализации защитных мер – функции, которые выполняются специализированными органами исполнительной власти.

Если обратиться к истории развития взглядов на обеспечение безопасности государства, то можно сказать, что взгляд на источники угроз и опасностей для России за последние два – три десятилетия коренным образом изменился. В советский период единственным источником угрозы государственной безопасности страны рассматривалась внешняя угроза. Так председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов в декабре 1977г. заявил, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать проведение идеологических диверсий, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[2]. Данное заявление не вызывает никаких сомнений, так как в России длительное время преобладало понимание экономической безопасности как одной их характеристик глобального военного противостояния социалистической и капиталистической систем, то есть экономическая безопасность рассматривалась обеспечение жизнеспособности национальных экономик в условиях возможных военных действий.  В настоящее время в качестве основных угроз для Российского государства признаются как внутренние угрозы, так и внешние угрозы, исходя из общих положений «Стратегии национальной безопасности РФ» утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015г. №683.

Начатое в начале 90-х годов прошлого столетия изучение сущности безопасности личности, общества и государства обусловило дальнейшее теоретическое исследование явления национальной безопасности как методологической основы для решения правовых, организационных и правоприменительных задач.

Для определения предмета правового регулирования экономической безопасности РФ рассмотрим более детально, что из себя представляет механизм правового регулирования.

Правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений являются основными категориями механизма действия права.

С точки зрения функционирования правового регулирования (юридический механизм действия права) – это процесс, имеющий определенные стадии, а сточки зрения структуры – это элементарный состав каждого из его аспектов[3].

Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведения людей. Понятие МПР призвано отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны. Оно позволяет:

- собрать вместе явления правой действительности – нормы, правоотношения юридические акты и обрисовать их как целостность;

- представить их в работающем виде, что характеризует результативность правового регулирования.

- выявить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие[4].

Исходя из терминологии теории государства и права, можно сказать, что предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли, он представляет собой, качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права.

В отношении категории «безопасность» можно сказать, что предметом правового регулирования законодательства о безопасности являются общественные отношения во всех сферах обеспечения безопасности.

Если обратится к основополагающему закону о регулировании отношений в сфере безопасности – Федеральный закон от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О безопасности» (далее по тексту – Закон о безопасности 2010), то в соответствии со ст. 1 Закона о безопасности предметом правового регулирования являются:

1) Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – безопасность, национальная безопасность);

2) Полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности;

3) Статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности).

При этом стоит отметить, что указанный Закон о безопасности 2010г. в отличие от ранее действовавшего Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее по тексту – Закон о безопасности 1992г.) не содержит определение таких терминов как: «национальная безопасность», «национальные интересы», национальные приоритеты».

Определение указанных терминов содержится в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее по тексту – Стратегия национальной безопасности), где в ст. 6 указано, что национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ, в том числе и экономическую безопасность. Национальным интересом на долгосрочную перспективу являются повышение конкурентоспособности национальной экономики посредством реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе таких как – экономический рост (ст. 30 и ст. 31 Стратегии национальной безопасности).

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики, складывающейся в последние 20 – 25 лет в России, основными субъектами, обеспечивающими экономический рост, являются хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности (предприятия, организации, юридические лица и т.п.).

На сегодняшний все указанные субъекты работают в условиях разных внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает многочисленные угрозы, поэтому проблема обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов является актуальной[5].

Стоит отметить, что действующее законодательство о безопасности не содержит в своем предмете правового регулирования, тех общественных отношений, которые складываются при взаимодействии государства и хозяйствующих субъектов.

В целом как в законодательстве РФ, так и в литературе происходит оперирование понятиями такого уровня, как национальная экономика, национальная безопасность, безопасность региона, а экономическая безопасность предприятий, как хозяйствующих субъектов на данном уровне не рассматривается.

Как отмечают в своей работе Гапоненко В.Ф., Беспалько А Л., Власков А.С. «Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы»:

«В законодательстве уровень экономической безопасности предприятия фактически «пропущен»[6].

Однако на уровне каждого предприятия существует возможность регулировать отношения, направленные на прогнозирование, предотвращение и устранение угроз экономической безопасности, посредством локальных – нормативных актов, но при условии соблюдения принципа законности, то есть в рамках правоотношений регулируемых гражданским, административным и финансовым законодательством.

Основным критерием деления права на отрасли является предмет правового регулирования. Вместе с тем существует еще и дополнительный критерий – метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения[7]. Для урегулирования общественных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный.

Категория метода правового регулирования применяется для характеристики регулирующего воздействия на общественные отношения различных правовых образований. В зависимости от вида последних следует различать: общий (общеправовой) метод регулирования, характеризующий регулирующее воздействие права в целом; отраслевой (общеотраслевой) метод, раскрывающий специфику регулирования отдельной отраслью права соответствующего рода общественных отношений; метод регулирования определенного вида или комплекса отношений правовым институтом и метод регулирования, присущий отдельной юридической норме[8].

Общий (общеправовой) метод регулирования отличает упорядочение общественных отношений с помощью права от других (неправовых) способов воздействия государства и уполномоченных им организаций на волю и сознание участников общественных отношений.

Таким методом является установление в изданных или санкционированных общеобязательных предписаниях для индивидуально не персонифицированных субъектов взаимных прав и обязанностей с последующей охраной их от нарушений возможностью государственного принуждения. Конкретизированное выражение данный метод получает в таких свойствах права, как общеобязательность и императивность. Использование этого метода воздействия гарантирует реализацию государственной воли общества. Данный метод является наиболее важной особенностью права отличающей его от других нормативных регулирующих систем (например, морали, обычаев) и от иных способов воздействия права на общественные отношения (в частности, воспитания, осуществляемого, кроме прочего, посредством деклараций, призывов, лозунгов, девизов).

Метод регулирования юридической нормы указывает на степень категоричности и вариантность правил поведения, соотношение и характер прав и обязанностей участников (субъектов) регулируемого отношения, а также вид и меру юридической ответственности. Поскольку норма права является первичным элементом его системы, методы регулирования норм, образующих институты и отрасли права, во многом предопределяют специфику регулятивного воздействия данных правовых образований, получая в них новое качество[9].

В зависимости от заложенных в юридической норме средств правового воздействия норме права присущ соответственно императивный, диспозитивный, поощрительный или рекомендательный метод регулирования.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:

1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;

2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;

4) рекомендательный, предлагающий адресату самостоятельно определить желательный для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей.

Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его характеристики.

Если рассматривать право экономической безопасности как самостоятельную отрасль права, то можно говорить и о характерном для отрасли методе правового регулирования.

С точки зрения общей теории права можно рассмотреть административно-правовой метод регулирования и гражданско-правовой метод регулирования.

Право экономической безопасности можно рассматривать как комплексную отрасль.  Учитывая тезис о том, что комплексная отрасль права не имеет самостоятельного метода правового регулирования, ученые отмечают, что для каждой отрасли права характерны свои юридические особенности, которые в совокупности образуют особый юридический режим регулирования. По мнению Ю.А. Тихомирова, весьма актуальна проблема введения – на временной или постоянной основе – юридических режимов – как конституционных, так и административных, налоговых, таможенных и др. Речь идет о процедурах использования разных комбинаций правовых норм. Такие режимы представляют собой подвижные комбинации регуляторов – норм, статусов органов и организаций, процедур для решения устойчивых или временных задач[10].

Таким образом, правовой режим в юридической литературе, с одной стороны, совпадает с методом правового регулирования (С.С. Алексеев), с другой стороны, отождествляется с порядком правового регулирования[11].

Необходимо отметить, что с точки зрения обеспечения безопасности на уровне государства мы можем говорить об административно–правовом методе регулирования, которое в силу своего властного характера отличается принудительным, вертикальным характером и реализуется посредством обязательных предписаний, располагает для этого целым арсеналом административно – правовых средств влияния на общественные отношения.

В качестве примера можно привести запрет на осуществление ряда действий, которые могут привести к угрозам экономической безопасности РФ, ответственность за которые предусмотрена в Уголовном кодексе РФ и в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

С другой стороны методы правового регулирования в механизме правового обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов где наряду с административно-правовыми методами (запрет на осуществление деятельности запрещенной законом, запрет на осуществление деятельности подлежащей лицензированию без специального разрешения (лицензии)), используются и гражданско-правовые методы, например, дозволение (самостоятельно определять форму защиты экономических интересов хозяйствующего субъекта). Возможность создания специальных подразделений по обеспечение экономической безопасности внутри организации, либо право на передачу в аутсорсинг специализированной организации для заключения договора.

Однако несмотря на данный факт административно (публично)-правовые средства в механизме обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта являются определяющими, так как именно от их регулятивных последствий зависит поведение субъектов правоотношений в сфере обеспечения экономической безопасности организации[12]. На сегодняшний день разработано достаточное количество публично-правовых средств в законодательстве, которые могут обеспечить экономическую безопасность хозяйствующего субъекта как представителя общественных интересов и личных интересов.


[1] Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. 2014. N 5. С. 29 – 32.

[2] Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1979. С. 275.

[3] Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.

[4] Там же.

[5] Шемонаева Л.А. Правовые средства обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. (Власть Закона, 2015, №1)

[6]  Гапоненко В.Ф., Беспалько А. Л., Власков А.С. «Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы». – М.: Издательство «Ось-89», 2007. С. 2.

[7]Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.

[8] Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура. Журнал российского права, 2006, № 2.

[9] Там же.

[10] Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007.

[11] Кудрявцев Ю.А. Государственные режимы. СПб: Юридический центр Пресс, 2012.

[12]  Камышанский В.П. Применение иностранного права: понятие и правовая характеристика // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. N 5. С. 61.


Библиографический список
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах» – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  4. Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности». – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  5. Федеральный закон №390-ФЗ от 28.12.2010г. «О безопасности». – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
  6. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1979. С. 275.
  7. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура. Журнал российского права, 2006, № 2. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  8. Ворожихин В.В. «Об определении экономической безопасности в условиях глобализации». Безопасность бизнеса, 2014, №3. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  9. Гапоненко В.Ф., Беспалько А. Л., Власков А.С. «Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы». – М.: Издательство «Ось-89», 2007.
  10. Дворядкина Е. Б. Экономическая безопасность [Текст: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Новикова; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. унта, 2010.
  11. Кардашова И.Б. «О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности». Административное право и процесс, 2014, №5. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  12. Кудрявцев Ю.А. Государственные режимы. СПб: Юридический центр Пресс, 2012. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
  13. Мага А.А. «Понятийно-категориальный аппарат экономической безопасности в современной науке». Вестник – экономист ЗАБГУ 2014 №8 (Электронный научный журнал) http://vseup.ru.
  14. Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. – М.: Мир безопасности, 1999.
  15. Мансуров Г.З. «Новый закон о безопасности и старые проблемы законодательства о безопасности». Управленец №1-2(17-18)2011.
  16. Меламедов С.Л. Формирование стратегии экономической безопасности предпринимательских структур. Дис. канд. экон. наук: СПб., 2002.
  17. Половнев К.С. Механизм обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия. Дис. канд. эк. наук. Екатеринбург, 2002.
  18. Смирнов А.А. Критический анализ ревизионистских подходов к определению понятия "безопасность" // Административное право и процесс. 2015. № 5. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  19. Судоплатов А.П., Лекарев С.В. «Безопасность предпринимательской деятельности». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  20. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
  21. Гражданское право Российской Федерации. Иванчак А.И.: Общая часть. М.: Статут, 2014. С.7.
  22. Корпоративная безопасность [Текст]: учеб. пособие / Б. И. Чайкин; [науч. ред. В. П. Иваницкий]; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. С. 10.
  23. Теория государства и права. Мелехин А.В.: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
  24. Экономическая безопасность: теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В.Г.; Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009.
  25. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.


Все статьи автора «Cnfc1976»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: