Законодательное обеспечение безопасности страны было и остается краеугольным камнем в государственном управлении. В настоящее время в России формируется правовая основа обеспечения национальной безопасности, представляющая собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями[1].
Безопасность обеспечивается соблюдением установленных правил, что устраняет опасность возникновения угроз, наступления негативных последствий. Разработка правил поведения, методов и средств защиты, организационно-правового механизма практической реализации защитных мер – функции, которые выполняются специализированными органами исполнительной власти.
Если обратиться к истории развития взглядов на обеспечение безопасности государства, то можно сказать, что взгляд на источники угроз и опасностей для России за последние два – три десятилетия коренным образом изменился. В советский период единственным источником угрозы государственной безопасности страны рассматривалась внешняя угроза. Так председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов в декабре 1977г. заявил, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать проведение идеологических диверсий, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[2]. Данное заявление не вызывает никаких сомнений, так как в России длительное время преобладало понимание экономической безопасности как одной их характеристик глобального военного противостояния социалистической и капиталистической систем, то есть экономическая безопасность рассматривалась обеспечение жизнеспособности национальных экономик в условиях возможных военных действий. В настоящее время в качестве основных угроз для Российского государства признаются как внутренние угрозы, так и внешние угрозы, исходя из общих положений «Стратегии национальной безопасности РФ» утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015г. №683.
Начатое в начале 90-х годов прошлого столетия изучение сущности безопасности личности, общества и государства обусловило дальнейшее теоретическое исследование явления национальной безопасности как методологической основы для решения правовых, организационных и правоприменительных задач.
Для определения предмета правового регулирования экономической безопасности РФ рассмотрим более детально, что из себя представляет механизм правового регулирования.
Правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений являются основными категориями механизма действия права.
С точки зрения функционирования правового регулирования (юридический механизм действия права) – это процесс, имеющий определенные стадии, а сточки зрения структуры – это элементарный состав каждого из его аспектов[3].
Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведения людей. Понятие МПР призвано отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны. Оно позволяет:
- собрать вместе явления правой действительности – нормы, правоотношения юридические акты и обрисовать их как целостность;
- представить их в работающем виде, что характеризует результативность правового регулирования.
- выявить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие[4].
Исходя из терминологии теории государства и права, можно сказать, что предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли, он представляет собой, качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права.
В отношении категории «безопасность» можно сказать, что предметом правового регулирования законодательства о безопасности являются общественные отношения во всех сферах обеспечения безопасности.
Если обратится к основополагающему закону о регулировании отношений в сфере безопасности – Федеральный закон от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О безопасности» (далее по тексту – Закон о безопасности 2010), то в соответствии со ст. 1 Закона о безопасности предметом правового регулирования являются:
1) Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – безопасность, национальная безопасность);
2) Полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности;
3) Статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности).
При этом стоит отметить, что указанный Закон о безопасности 2010г. в отличие от ранее действовавшего Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее по тексту – Закон о безопасности 1992г.) не содержит определение таких терминов как: «национальная безопасность», «национальные интересы», национальные приоритеты».
Определение указанных терминов содержится в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее по тексту – Стратегия национальной безопасности), где в ст. 6 указано, что национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ, в том числе и экономическую безопасность. Национальным интересом на долгосрочную перспективу являются повышение конкурентоспособности национальной экономики посредством реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе таких как – экономический рост (ст. 30 и ст. 31 Стратегии национальной безопасности).
Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики, складывающейся в последние 20 – 25 лет в России, основными субъектами, обеспечивающими экономический рост, являются хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности (предприятия, организации, юридические лица и т.п.).
На сегодняшний все указанные субъекты работают в условиях разных внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает многочисленные угрозы, поэтому проблема обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов является актуальной[5].
Стоит отметить, что действующее законодательство о безопасности не содержит в своем предмете правового регулирования, тех общественных отношений, которые складываются при взаимодействии государства и хозяйствующих субъектов.
В целом как в законодательстве РФ, так и в литературе происходит оперирование понятиями такого уровня, как национальная экономика, национальная безопасность, безопасность региона, а экономическая безопасность предприятий, как хозяйствующих субъектов на данном уровне не рассматривается.
Как отмечают в своей работе Гапоненко В.Ф., Беспалько А Л., Власков А.С. «Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы»:
«В законодательстве уровень экономической безопасности предприятия фактически «пропущен»[6].
Однако на уровне каждого предприятия существует возможность регулировать отношения, направленные на прогнозирование, предотвращение и устранение угроз экономической безопасности, посредством локальных – нормативных актов, но при условии соблюдения принципа законности, то есть в рамках правоотношений регулируемых гражданским, административным и финансовым законодательством.
Основным критерием деления права на отрасли является предмет правового регулирования. Вместе с тем существует еще и дополнительный критерий – метод правового регулирования.
Метод правового регулирования – это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения[7]. Для урегулирования общественных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный.
Категория метода правового регулирования применяется для характеристики регулирующего воздействия на общественные отношения различных правовых образований. В зависимости от вида последних следует различать: общий (общеправовой) метод регулирования, характеризующий регулирующее воздействие права в целом; отраслевой (общеотраслевой) метод, раскрывающий специфику регулирования отдельной отраслью права соответствующего рода общественных отношений; метод регулирования определенного вида или комплекса отношений правовым институтом и метод регулирования, присущий отдельной юридической норме[8].
Общий (общеправовой) метод регулирования отличает упорядочение общественных отношений с помощью права от других (неправовых) способов воздействия государства и уполномоченных им организаций на волю и сознание участников общественных отношений.
Таким методом является установление в изданных или санкционированных общеобязательных предписаниях для индивидуально не персонифицированных субъектов взаимных прав и обязанностей с последующей охраной их от нарушений возможностью государственного принуждения. Конкретизированное выражение данный метод получает в таких свойствах права, как общеобязательность и императивность. Использование этого метода воздействия гарантирует реализацию государственной воли общества. Данный метод является наиболее важной особенностью права отличающей его от других нормативных регулирующих систем (например, морали, обычаев) и от иных способов воздействия права на общественные отношения (в частности, воспитания, осуществляемого, кроме прочего, посредством деклараций, призывов, лозунгов, девизов).
Метод регулирования юридической нормы указывает на степень категоричности и вариантность правил поведения, соотношение и характер прав и обязанностей участников (субъектов) регулируемого отношения, а также вид и меру юридической ответственности. Поскольку норма права является первичным элементом его системы, методы регулирования норм, образующих институты и отрасли права, во многом предопределяют специфику регулятивного воздействия данных правовых образований, получая в них новое качество[9].
В зависимости от заложенных в юридической норме средств правового воздействия норме права присущ соответственно императивный, диспозитивный, поощрительный или рекомендательный метод регулирования.
Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:
1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;
2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;
4) рекомендательный, предлагающий адресату самостоятельно определить желательный для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей.
Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его характеристики.
Если рассматривать право экономической безопасности как самостоятельную отрасль права, то можно говорить и о характерном для отрасли методе правового регулирования.
С точки зрения общей теории права можно рассмотреть административно-правовой метод регулирования и гражданско-правовой метод регулирования.
Право экономической безопасности можно рассматривать как комплексную отрасль. Учитывая тезис о том, что комплексная отрасль права не имеет самостоятельного метода правового регулирования, ученые отмечают, что для каждой отрасли права характерны свои юридические особенности, которые в совокупности образуют особый юридический режим регулирования. По мнению Ю.А. Тихомирова, весьма актуальна проблема введения – на временной или постоянной основе – юридических режимов – как конституционных, так и административных, налоговых, таможенных и др. Речь идет о процедурах использования разных комбинаций правовых норм. Такие режимы представляют собой подвижные комбинации регуляторов – норм, статусов органов и организаций, процедур для решения устойчивых или временных задач[10].
Таким образом, правовой режим в юридической литературе, с одной стороны, совпадает с методом правового регулирования (С.С. Алексеев), с другой стороны, отождествляется с порядком правового регулирования[11].
Необходимо отметить, что с точки зрения обеспечения безопасности на уровне государства мы можем говорить об административно–правовом методе регулирования, которое в силу своего властного характера отличается принудительным, вертикальным характером и реализуется посредством обязательных предписаний, располагает для этого целым арсеналом административно – правовых средств влияния на общественные отношения.
В качестве примера можно привести запрет на осуществление ряда действий, которые могут привести к угрозам экономической безопасности РФ, ответственность за которые предусмотрена в Уголовном кодексе РФ и в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
С другой стороны методы правового регулирования в механизме правового обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов где наряду с административно-правовыми методами (запрет на осуществление деятельности запрещенной законом, запрет на осуществление деятельности подлежащей лицензированию без специального разрешения (лицензии)), используются и гражданско-правовые методы, например, дозволение (самостоятельно определять форму защиты экономических интересов хозяйствующего субъекта). Возможность создания специальных подразделений по обеспечение экономической безопасности внутри организации, либо право на передачу в аутсорсинг специализированной организации для заключения договора.
Однако несмотря на данный факт административно (публично)-правовые средства в механизме обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта являются определяющими, так как именно от их регулятивных последствий зависит поведение субъектов правоотношений в сфере обеспечения экономической безопасности организации[12]. На сегодняшний день разработано достаточное количество публично-правовых средств в законодательстве, которые могут обеспечить экономическую безопасность хозяйствующего субъекта как представителя общественных интересов и личных интересов.
[1] Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. 2014. N 5. С. 29 – 32.
[3] Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
[5] Шемонаева Л.А. Правовые средства обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. (Власть Закона, 2015, №1)
[6] Гапоненко В.Ф., Беспалько А. Л., Власков А.С. «Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы». – М.: Издательство «Ось-89», 2007. С. 2.
[7]Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
Библиографический список
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах» – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности». – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Федеральный закон №390-ФЗ от 28.12.2010г. «О безопасности». – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
- Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1979. С. 275.
- Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура. Журнал российского права, 2006, № 2. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Ворожихин В.В. «Об определении экономической безопасности в условиях глобализации». Безопасность бизнеса, 2014, №3. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Гапоненко В.Ф., Беспалько А. Л., Власков А.С. «Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы». – М.: Издательство «Ось-89», 2007.
- Дворядкина Е. Б. Экономическая безопасность [Текст: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Новикова; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. унта, 2010.
- Кардашова И.Б. «О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности». Административное право и процесс, 2014, №5. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Кудрявцев Ю.А. Государственные режимы. СПб: Юридический центр Пресс, 2012. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
- Мага А.А. «Понятийно-категориальный аппарат экономической безопасности в современной науке». Вестник – экономист ЗАБГУ 2014 №8 (Электронный научный журнал) http://vseup.ru.
- Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. – М.: Мир безопасности, 1999.
- Мансуров Г.З. «Новый закон о безопасности и старые проблемы законодательства о безопасности». Управленец №1-2(17-18)2011.
- Меламедов С.Л. Формирование стратегии экономической безопасности предпринимательских структур. Дис. канд. экон. наук: СПб., 2002.
- Половнев К.С. Механизм обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия. Дис. канд. эк. наук. Екатеринбург, 2002.
- Смирнов А.А. Критический анализ ревизионистских подходов к определению понятия "безопасность" // Административное право и процесс. 2015. № 5. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Судоплатов А.П., Лекарев С.В. «Безопасность предпринимательской деятельности». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
- Гражданское право Российской Федерации. Иванчак А.И.: Общая часть. М.: Статут, 2014. С.7.
- Корпоративная безопасность [Текст]: учеб. пособие / Б. И. Чайкин; [науч. ред. В. П. Иваницкий]; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. С. 10.
- Теория государства и права. Мелехин А.В.: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
- Экономическая безопасность: теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В.Г.; Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009.
- Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.