УДК 377

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Маштаков Дмитрий Олегович1, Перова Татьяна Валентиновна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент Факультета управления и социально-технических сервисов
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена обзору современных тенденций профессионального самоопределения школьников. Выявлена значимость осуществления профориентационной работы школьников через организацию и проведение профориентационной игры. Выделены схема построения и основные условия проведения профориентационной игры. Рассмотрены основные результаты проведения профориентационной игры в НГПУ им. К. Минина.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, профессиональный выбор, профориентационная игра, профориентационная работа, профориентация


MODERN TRENDS IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLBOYS

Mashtakov Dmitry Olegovich1, Perova Tatiana Valentinovna2
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), student of the Faculty of Management and Social and technical services
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), сandidate of pedagogical sciences, associate professor of innovation technology management

Abstract
This article provides an overview of current trends of professional self-determination of students. Revealed the importance of the vocational guidance of schoolchildren through the organization and holding of professional orientation of the game. Obtained scheme of construction and the basic conditions for the career-oriented games. The main results of the career-oriented game NSPU them. Kuzma Minin.

Keywords: career guidance, career guidance play professional choice, professional self-determination of students, vocational guidance work


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Маштаков Д.О., Перова Т.В. Современные тенденции профессионального самоопределения школьников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/75198 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время под профессиональным самоопределением понимается многоплановая деятельность, основывающуюся на познании многообразия профессий, их нормативно-правовых основ, возможностей и перспектив развития в случае их выбора школьниками.

При этом профессиональное самоопределение включает в себя профориентационную работу, групповые и индивидуальные профессиональные консультации, профессиональное просвещение.

Профессиональная работа выступает основой профессионального самоопределения школьников при выборе ими профессии.

С целью активизации школьников в процессе профессионального самоопределения широкое распространение получили игровые методики, подразумевающие создание непринужденной, доброжелательной, естественной атмосферы взаимодействия со школьниками, а также моделирование конкретных аспектов профессионального, личностного и жизненного самоопределения.

В современных условиях возрастает необходимость организации личного общения между обучающимися и их родителями, студентами и представителями вузов, представителей ведущих работодателей региона в игровой форме.

Профориентационная игра может стать универсальным и многофункциональным психолого-педагогическим инструментом, который позволяет в доступной каждому школьнику форме осуществить самостоятельный выбор собственного профессионального пути с момента получения профессионального образования до его применения на рынке труда, а также самоанализ результатов игровой профессиональной деятельности [1].

При организации профориентационной игры необходимо соблюдать общую схему ее построения:

-цель профориентационной игры, выражающаяся в прогнозируемом результате – принятие решения о выборе профессии;

-условия проведения игры, включающие в себя количество и возраст обучающихся, временные рамки игры;

-материально-техническое обеспечение игры;

-этапы профориентационной игры (определение ролей ведущего и участников на каждом этапе в соответствии с целями игры);

-комментарии, дополнения и разъяснения для ведущего профориентационной игры с целью осуществления целей игры в процессе ее подготовки и проведения [2].

Выделяют следующие условия эффективной организации профориентационных игр:

-     высокая динамика проведения профориентационной игры, направленная на моделирование проблемной ситуации как целостного явления, а также поддержание дисциплины в плохо организованных группах, избегая ситуации отвлечения внимания на посторонние вопросы;

-     акцентирование внимания на положительных, правильных и успешных высказываниях и действиях участников профориентационной игры, а не на ошибках или промахах;

-     соблюдение условия добровольности участия в игровых заданиях и ситуациях (предоставление возможности «наблюдать» со стороны, если остальные играющие участники профориентационной игры дали на это согласие);

-     использование простых, не требующих большого количества времени для выполнения игровых упражнений не более 3-5 раз с целью избегания потери интереса к нему со стороны участников профориентационной игры;

-     предоставление возможности участникам профориентационной игры самостоятельно принимать решения, высказываться, избегая навязывания мнения ведущего;

-     наличие большого количества альтернативных игровых заданий на случай отсутствия желания или способностей выполнить упражнение участниками профориентационной игры;

-     избегание попыток подводить «итог» каждому игровому упражнению, стремление к самостоятельному осознанию проблемы и принятию решения каждым участником профориентационной игры, возможно, с эффектом последействия [3].

В рамках профориентационной работы со школьниками Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К. Минина была разработана и проведена в рамках «Дня открытых дверей» профориентационная игра «Путь к профессии».

Профориентационная игра «Путь к профессии» была направлена на повышение у участников уровня осознания специфики трудовой деятельности в наиболее престижных в настоящее время сферах деятельности.

Цель профориентационной игры – построение пути профессионального развития учащихся средней школы в условиях актуальной модели профессионального сообщества с учетом максимального набора факторов, оказывающих влияние на процесс осуществления профессионального выбора и профессиональной самореализации.

Условиями игры являлись увлекательное, интерактивное позиционирование каждого из факультетов НГПУ им. К. Минина и ограничение участия родителей и учителей только на этапе первоначального выбора факультета и направления обучения.

Таким образом, к  практической значимости данной игры для участников – школьников следует отнести:

-     конструирование и развитие мотивации к получению профессионального образования;

-     научение и развитие профессионального самопознания, профессиональной идентичности личности, целеполагание в области профессиональных и жизненных стратегий;

-     формирование самостоятельной активной жизненной позиции в совершении профессионального выбора, ответственного отношения к полученному образованию, умения решать производственное задание с учетом полученных знаний в условиях коллектива;

-     повышение значимости ценностей «профессионализм», «профессиональная самореализация», «карьера», «призвание», «труд», «коллектив», «достижения» и т.п.;

-     конструирование стратегий применения полученного образования на рынке труда;

формирование представления о психологических и социальных механизмах выбора профессии, образовательной организации, работодателя, способа достижения профессиональных целей в коллективе в условиях влияния референтных групп (одноклассников, родителей, учителей).


Библиографический список
  1. Леонтьев Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии. 2001. № 1. С.57-66.
  2. Перова Т.В. Профессиональное развитие персонала как фактор развития туристской организации // Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 40-42.
  3. Перова Т.В. Профессиональный тренинг в процессе подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 172-174.


Все статьи автора «Перова Татьяна Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: