В настоящее время под профессиональным самоопределением понимается многоплановая деятельность, основывающуюся на познании многообразия профессий, их нормативно-правовых основ, возможностей и перспектив развития в случае их выбора школьниками.
При этом профессиональное самоопределение включает в себя профориентационную работу, групповые и индивидуальные профессиональные консультации, профессиональное просвещение.
Профессиональная работа выступает основой профессионального самоопределения школьников при выборе ими профессии.
С целью активизации школьников в процессе профессионального самоопределения широкое распространение получили игровые методики, подразумевающие создание непринужденной, доброжелательной, естественной атмосферы взаимодействия со школьниками, а также моделирование конкретных аспектов профессионального, личностного и жизненного самоопределения.
В современных условиях возрастает необходимость организации личного общения между обучающимися и их родителями, студентами и представителями вузов, представителей ведущих работодателей региона в игровой форме.
Профориентационная игра может стать универсальным и многофункциональным психолого-педагогическим инструментом, который позволяет в доступной каждому школьнику форме осуществить самостоятельный выбор собственного профессионального пути с момента получения профессионального образования до его применения на рынке труда, а также самоанализ результатов игровой профессиональной деятельности [1].
При организации профориентационной игры необходимо соблюдать общую схему ее построения:
-цель профориентационной игры, выражающаяся в прогнозируемом результате – принятие решения о выборе профессии;
-условия проведения игры, включающие в себя количество и возраст обучающихся, временные рамки игры;
-материально-техническое обеспечение игры;
-этапы профориентационной игры (определение ролей ведущего и участников на каждом этапе в соответствии с целями игры);
-комментарии, дополнения и разъяснения для ведущего профориентационной игры с целью осуществления целей игры в процессе ее подготовки и проведения [2].
Выделяют следующие условия эффективной организации профориентационных игр:
- высокая динамика проведения профориентационной игры, направленная на моделирование проблемной ситуации как целостного явления, а также поддержание дисциплины в плохо организованных группах, избегая ситуации отвлечения внимания на посторонние вопросы;
- акцентирование внимания на положительных, правильных и успешных высказываниях и действиях участников профориентационной игры, а не на ошибках или промахах;
- соблюдение условия добровольности участия в игровых заданиях и ситуациях (предоставление возможности «наблюдать» со стороны, если остальные играющие участники профориентационной игры дали на это согласие);
- использование простых, не требующих большого количества времени для выполнения игровых упражнений не более 3-5 раз с целью избегания потери интереса к нему со стороны участников профориентационной игры;
- предоставление возможности участникам профориентационной игры самостоятельно принимать решения, высказываться, избегая навязывания мнения ведущего;
- наличие большого количества альтернативных игровых заданий на случай отсутствия желания или способностей выполнить упражнение участниками профориентационной игры;
- избегание попыток подводить «итог» каждому игровому упражнению, стремление к самостоятельному осознанию проблемы и принятию решения каждым участником профориентационной игры, возможно, с эффектом последействия [3].
В рамках профориентационной работы со школьниками Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К. Минина была разработана и проведена в рамках «Дня открытых дверей» профориентационная игра «Путь к профессии».
Профориентационная игра «Путь к профессии» была направлена на повышение у участников уровня осознания специфики трудовой деятельности в наиболее престижных в настоящее время сферах деятельности.
Цель профориентационной игры – построение пути профессионального развития учащихся средней школы в условиях актуальной модели профессионального сообщества с учетом максимального набора факторов, оказывающих влияние на процесс осуществления профессионального выбора и профессиональной самореализации.
Условиями игры являлись увлекательное, интерактивное позиционирование каждого из факультетов НГПУ им. К. Минина и ограничение участия родителей и учителей только на этапе первоначального выбора факультета и направления обучения.
Таким образом, к практической значимости данной игры для участников – школьников следует отнести:
- конструирование и развитие мотивации к получению профессионального образования;
- научение и развитие профессионального самопознания, профессиональной идентичности личности, целеполагание в области профессиональных и жизненных стратегий;
- формирование самостоятельной активной жизненной позиции в совершении профессионального выбора, ответственного отношения к полученному образованию, умения решать производственное задание с учетом полученных знаний в условиях коллектива;
- повышение значимости ценностей «профессионализм», «профессиональная самореализация», «карьера», «призвание», «труд», «коллектив», «достижения» и т.п.;
- конструирование стратегий применения полученного образования на рынке труда;
формирование представления о психологических и социальных механизмах выбора профессии, образовательной организации, работодателя, способа достижения профессиональных целей в коллективе в условиях влияния референтных групп (одноклассников, родителей, учителей).
Библиографический список
- Леонтьев Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии. 2001. № 1. С.57-66.
- Перова Т.В. Профессиональное развитие персонала как фактор развития туристской организации // Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 40-42.
- Перова Т.В. Профессиональный тренинг в процессе подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 172-174.