УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОНЯТИЙ ОБ ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Агеева Елена Львовна1, Васючкова Татьяна Николаевна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека
2Школа №2 г.Бор, учитель

Аннотация
В статье представлена методическая система формирование у обучаю-щихся основной школы понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях при-родного характера. Методический уровень системы объединяет целевой, со-держательный, процессуальный, технологический и рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов. Целевое назначение системы обосновывает необходимость формирования у учащихся понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера как неотъемлемого условия освоения культуры безопасности жизнедеятельности. Опытно-экспериментальная работа подтвердила успешное внедрение разработанной методической системы, основанной на основе технологии развития критического мышления.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, методическая система, опасные и чрезвычайные ситуации природного характера, технология критического мышления


FORMING AT STUDENTS OF THE MAIN SCHOOL OF CONCEPTS ABOUT DANGEROUS AND EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL NATURE

Ageeva Elena Lvovna1, Vasyuchkova Tatyana Nikolaevna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin, candidane of biology sciences, docent head of chair physiology and the safety of human life
2School No. 2, Bor, Nizhny Novgorod Region, teacher

Abstract
In article the methodical system forming at students of the main school of concepts about dangerous and emergency situations of natural nature is provided. Methodical level of system unites the target, substantial, procedural, technological and reflexive and estimative components reflecting all process of interaction of the teacher and trainees from training goal setting to the analysis of its results. The purpose of system proves need of forming at pupils of concepts about dangerous and emergency situations of natural nature as integral condition of development of culture of health and safety. Experienced and experimental work confirmed successful implementation of the developed methodical system based on a basis of technology of development of critical thinking.

Keywords: dangerous and emergency situations of natural nature, health and safety, methodical system, technology of critical thinking


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Е.Л., Васючкова Т.Н. Формирование у обучающихся основной школы понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/75192 (дата обращения: 02.06.2017).

Современная социокультурная ситуация диктует необходимость пересмотра системы образования школьников в  области  безопасности жизнедеятельности, ориентированного на освоение культуры безопасности. Такой подход способствует снижению негативного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и  государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными  чрезвычайными ситуациями.

Формирование культуры безопасности является общепедагогической задачей, так как изучение всех школьных дисциплин вносит свой вклад в достижение обозначенного результата, но при этом предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» принадлежит ведущая роль. Именно основы безопасности жизнедеятельности через систему образовательных модулей способствует подготовке учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной. Ключевое значение в данной ситуации принадлежит понятийному аппарату. Именно он является необходимым базисом формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся основной школы. В связи с этим мы выявили противоречия между основополагающей ролью понятийного аппарата курса безопасности жизнедеятельности и недостаточной разработанностью методики его формирования.

Выдвинутая нами гипотеза предполагает, что формирование у обучающихся понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера будет эффективным, если определить теоретико-методологические основания организации данного процесса, сконструировать систему формирования понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, а для формирования понятий будет применена технология развития критического мышления.

 Анализ психолого-педагогической литературы показал, что исторически сложились различные взгляды на проблему определения сущности понятия.

По мнению Кобылиной И.В., понятие – это фундаментальная форма обобщения научного знания [12].

В  работах А.С. Арсеньева, В.С. Библера, А.Д. Гетманова, Д.П. Горского, В.С. Готта, Б.М. Кедрова, Е.А. Хоменко и других философов отмечается, что понятие выступает как предмет познания, способ понимания, средство познания, орудие мыслительной деятельности [2]. В современной литературе понятие трактуется как одна из форм абстрактного мышления, способ воспроизведения предметов и явлений действительности в мышлении (Е.К. Войшвилло, В.И. Кирилов, А.А. Старченко, А.П. Шептулин и др.).

Таким образом, процесс формирования и развития понятий по безопасности жизнедеятельности, является сложным и осуществляется на протяжении всего непрерывного школьного образования. Процесс формирования предметных понятия включает четыре основных этапа:

1. Введение понятий:

а)индуктивный метод (от частного к общему);

б)дедуктивный метод (от общего к частному).

2. Расширение и углубление объема понятия;
3. Тренировочные упражнения для закрепления понятий;
4. Приведение понятий в систему и использование их в повседневной жизни [5,12].

В научно-педагогических работах Н.П. Абаскаловой раскрываются основополагающие принципы формирования понятий, составляющих тезаурус общеобразовательного курса основ безопасности жизнедеятельности, представленные интегративностью, системностью, целостностью, функциональной полнотой, культурологичностью, фундаментальностью, практичностью, эвристичностью, деятельностью [1]. В работе Н.П. Абаскаловой охарактеризованы стадии возникновения понятий по основам безопасности жизнедеятельности: ощущение, восприятие, представление, обобщенные представления. Обращено внимание на причины неполного усвоения понятий по основам безопасности жизнедеятельности, среди которых основные состоят в том, что знания по учебной дисциплине остаются на стадии ощущения и восприятия, не получая дальнейшего развития, не принимается во внимание пролонгированность процесса формирования понятийного каркаса курса [1].

В исследованиях М.А. Картавых также обращено внимание на важность освоения обучающимися при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» тезауруса учебной дисциплины, для формирования у них культуры безопасности жизнедеятельности [7,8,9,10]. В исследованиях автора раскрыта типология понятий по безопасности жизнедеятельности, приведены методические рекомендации поэтапного формирования понятий, включающих введение данного понятия индуктивным или дедуктивным путем; этап расширения и углубления объема понятия с применением приемов развития критического мышления (в частности прием «кластер»); этап тренировочных упражнений и этап самостоятельного применения понятия в нужном контексте. Особенности формирования у обучающихся понятий по основам безопасности жизнедеятельности с использованием игровой технологии были раскрыты Н.А. Захаровой, А.А. Михайловым, Л.А. Сорокиной.

Серьезный вклад в процесс формирования у обучающихся понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера внесен авторскими коллективами вариативных линий школьных учебников «Основы безопасности жизнедеятельности», где представлены наглядные материалы, реализующие принцип визуализации при обучении основам безопасности жизнедеятельности, разработана система разноуровневых вопросов и заданий, необходимая для освоения понятий обучающимися.

Для настоящего исследования значительный интерес представляет диссертационная работа С.В. Горбачева, посвященная формированию знаний о природоопасных явлениях с использованием электронных образовательных ресурсов в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» седьмого класса [5]. Использование в процессе обучения технологии развития критического мышления, нами было установлено, что между учителем и обучающимися выстраиваются партнерские отношения в плане общения и преподаватель уже не является главным источником информации, а процесс обучения превращается в совместный и интересный поиск.

Учителю, работающему по технологии критического мышления, необходимо понимать, что его работа будет иметь результат, только тогда когда будут правильно подобраны информативный материал, способствующий развитию критического мышления и метод (отдельный приём, стратегия) занятия.

Данная технология, являясь общепедагогической, представляет собой целостную систему способствующую формированию навыков работы с информацией в процессе чтения и письма. Предлагаемые данной технологией конкретные методические приемы, могут использоваться в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Технология имеет вид образовательного цикла, который можно представить виде схемы: вызов→ осмысление→ рефлексия.

Нами была разработана и реализована методическая система формирования понятий об опасных и чрезвычайных ситуаций (на примере опасностей природного характера), представляющая собой двухуровневый конструкт. В нем выделяют теоретико-методологический и методический уровни.

Теоретико-методологический уровень объединяет ведущие идеи, подходы, принципы и функции. В качестве стратегической нами определена идея превентивности, смысл которой состоит в необходимости предотвращения ущерба от природных угроз и опасностей путем принятия упреждающих мер, нацеленных на сохранение жизни и здоровья человека, надлежащего качества окружающей среды и материальных ценностей. Среди основных подходов, на которых базируется методическая система выбраны культурологический, личностно-деятельностный, технологический. Методическая система формирования у обучающихся понятий об опасностях природного характера реализует принципы стандартизации, фундаментализации, опоры на субъектный опыт обучающихся, соответствия познавательным возможностям обучающихся, визуализации [4,9].

Методическая система формирование у обучающихся основной школы понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера реализует такие функции как ценностно-ориентировочные, теоретико-мировоззренческие, конструктивно-деятельностные и рефлексивно-оценочные.

Методический уровень системы объединяет целевой, содержательный, процессуальный, технологический и рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

Целевое назначение системы обосновывает необходимость формирования у учащихся понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера как неотъемлемого условия освоения культуры безопасности жизнедеятельности. Содержательный компонент методической системы объединяет шесть смысловых линий: геофизические опасности, геологические опасности, метеорологические и агрометеорологические опасности, гидрологические опасности, природные пожары, биологические опасности и способы защиты от них. Процессуальный компонент строится на основе цикличной схемы и сопряжен с технологическим компонентом, представленным технологией развития критического мышления, которая представляется нам наиболее адекватной для решения поставленных образовательных задач.

Подчеркнем, что в технологии развития критического мышления используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии проведения урока в целом.

Рефлексивно-оценочный компонент методической системы позволяет определить результативность процесса формирования у обучающихся понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. На основании подхода И.Я. Лернера нами определены уровни освоения понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера: высокий, средний, низкий. В качестве индикаторов использовались: глубина, обобщенность, осознанность освоения понятий. Позитивные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность выбранной нами стратегии.

Созданная методика формирования понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера представлена в логике технологии развития критического мышления, определенной нами в качестве организационно-технологического условия образовательного процесса.

Обозначенная логика формирования понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера имеет вид образовательного цикла и разработана в универсальной для обозначенной технологии схеме: вызов→ осмысление→ рефлексия.

Представленные методические рекомендации разработаны для формирования данных понятий у обучающихся седьмого класса, изучающих дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности», согласно программным материалам.

Изучение опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера происходит в начале курса седьмого класса с создания у обучающихся общих понятий. Мы исходим из позиции, что каждая тема ориентирована на освоение обучающимися понятийного аппарата и представляет собой образовательный цикл, фазовая логика которого адекватна этапам технологии развития критического мышления [3,11,13].

Предлагаемые нами методические рекомендации формирования понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера рассмотрены с позиций логического построения уроков в обозначенной технологии.

В работе данная методика раскрывает основные моменты семнадцати уроков, в качестве примера приведем некоторые из них.

Созданию у обучающихся общих представлений об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера посвящается урок «Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера».

На стадии вызова обучающимся предлагается составить кластер, то есть графически систематизировать информацию. По указанию учителя, обучающиеся индивидуально в своей тетради оформляют кластер, где главным звеном является тема урока. Прочитав текст учебника, обучающиеся заполняют другие фрагменты кластера, выделив при этом основные элементы: вид опасного природного явления, его разновидности, причины возникновения, поражающие факторы, возможные последствия, алгоритм поведения. Каждый фрагмент расположить в квадрате или круге, обозначить стрелками их причинно-следственные связи, по инициативе обучающихся, можно оформить отдельные рисунки и надписи.

На стадии осмысления для лучшего усвоения текста и с обязательной опорой на составленный кластер используется прием «Тонкие и толстые вопросы»,  т.е. с однозначным ответом (тонкие вопросы), и вопросы, на которые сложно ответить столь определенно (толстые вопросы).

На стадии рефлексии обучающимся предлагается выполнить творческое задание. По любому виду опасного природного явления сделать рисунок или фотографию.

При изучении темы «Землетрясения», на стадии вызова учитель предлагает обучающимся выбрать верные и неверные утверждения. Этот прием проводится фронтально, идет активная работа со всем классом, выслушивается мнение каждого учащегося.

После активного обсуждения, на стадии осмысление, учитель использует прием «Инсерт», это требует от учащихся более внимательно и вдумчиво читать предложенный текст.

На стадии рефлексии, для закрепления изученной информации, обучающимся предлагается составить синквенйн (пятистишие).

На стадии вызова, при изучении темы «Вулканы», обучающиеся заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно» (ПМИ). Работа индивидуальная, обучающиеся вдумчиво прорабатывают текст учебника, делая соответствующие записи в тетради.

На стадии осмысления, логической отработки таблицы, происходит чтение с остановками. Учитель читает абзац из текста и делает паузу, после чего задает вопрос: «Что будет дальше», или «Это относится к положительным моментам или отрицательным?».

Использование данного приема на этапе осмысления имеет большое значение для раскрытия ключевых понятий, выделенных самими обучающимися на стадии вызова.

Для закрепления изученного материала по теме, на стадии рефлексии, предлагается  по известной картине К.Брюллова «Последний день Помпеи» написать эссе: «Я наблюдал извержение вулкана», или «Мои впечатления о картине».

Опытно-экспериментальная работа проводилось нами для проверки целесообразности выбранной технологии формирования у обучающихся понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Диагностика усвоения обучающимися понятий основывалась на анализе процесса формирования ведущих понятий, входящих в тезаурус технологии развития критического мышления. В качестве когнитивных критериев усвоения понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера нами определены глубина, обобщенность и осознанность понятий, характеристика которых приведена в исследованиях И.Я. Лернера.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы заключался в  анализе учебно-программных и методических документов, психолого-педагогической литературы по формированию понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Основываясь на анализе данных, разработана методическая система формирования понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера с использованием технологии развития критического мышления. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы показаны преимущества разработанной методической системы над традиционной работой.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила успешное внедрение разработанной методической системы, основанной на основе технологии развития критического мышления. Это выражено в увеличении уровня самостоятельности обучающихся по решению заданий разных уровней. Таким образом, мы получили экспериментальное подтверждение успешного внедрения разработанной методической системы формирования понятий, что выражается положительной динамикой результатов количественного и качественного анализа ответов обучающихся экспериментального и контрольного классов.


Библиографический список
  1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2008. – 135 с.
  2. Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б.М. Анализ развивающего понятия Текст. / А.С. Арсеньев B.C. Библер Б.М. Кедров Б. М.: Наука, 1967.-439 с.
  3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика/А.В. Бутенко, Е.А. Ходос . – Красноярск: 2001. – 102 с.
  4. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2010. – 336 с.
  5. Горбачев, С. В., Соломин, В. П. Формирование знаний о природных опасностях на основе приемов организационно-деятельностной интеграции в курсе ОБЖ,  Безопасность жизнедеятельности, 2012, № 8. – С. 47-53
  6. Камерилова Г.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности/Г.С.Камерилова,М.А.Веряскина,А.С.Варламов// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения: 04.11.2016).
  7. Картавых М.А. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, О.М. Филатова // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3 (7). – С. 17. ; [Электронный ресурс]. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-09%203/Kartavyx_M.A.__Filatova_O.pdf
  8. Картавых М.А. Профессиональное образование учителя безопасности жизнедеятельности: исторические аспекты и современные тенденции развития / М.А. Картавых // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XVII Международной научно-практической конференции. – Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2014. – С. 83-86.
  9. Картавых М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии / М.А. Картавых, Е.М. Рубан, М.А. Веряскина // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 6-5 (50). – С. 53-57.
  10. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (учебный курс для будущих педагогов) / М.А. Картавых // ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2009. – № 1. – С. 26-34.
  11. Картавых М.А., Васючкова Т.Н. Технология развития критического мышления при формировании понятий в курсе основ безопасной жизнедеятельности/М.А.Картавых, Т.Н.Васючкова//Международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции.- Стерлитамак: РИЦ АМИ,2016
  12. Кобылина И.В. Подготовка будущего учителя к работе по формированию научных понятий у учащихся: дис. . канд. пед. наук . / И.В. Кобылина. -Тула, 1997. 217 с.
  13. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  14. Рубан Е.М., Васючкова Т.Н. Методическая система курса безопасности жизнедеятельности/Е.М.Рубан,Т.Н.Васючкова//Научный альманах.-2015.-№12-1


Все статьи автора «Агеева Елена Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: