УДК 338

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ: ПУТЬ К УСПЕХУ ИЛИ БАНКРОТСТВУ ФИРМЫ?

Бокарева Алина Андреевна1, Соколова Юлия Дмитриевна1
1Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, студент II курса ФЭФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация
В статье рассматривается роль и функции инноваций в обеспечении устойчивого существования и развития фирмы. При этом авторы исходят из оригинальной идеи о том, что сама по себе инновационная активность еще не является гарантией успешности фирмы в будущем. Проанализирован как опыт успешных, так и неудачных инноваций, внедрение которых вынудило фирмы уходить с рынка.

Ключевые слова: банкротство, инновации, инновационная активность фирмы, прибыль


INTRODUCTION OF INNOVATIONS: THE WAY TO SUCCESS OR BANKRUPTCY OF THE COMPANY?

Bokareva Alina Andreevna1, Sokolova Yulia Dmitriyevna1
1North-West Management Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, student II course, Saint Petersburg

Abstract
The article deals with the role and function of innovation in ensuring sustainable existence and development of the company. The authors come from an original idea that is itself innovative activity does not guarantee the success of the company in the future. Analyzed how the experience of successful and unsuccessful innovation, the introduction of which forced the company to leave the market.

Keywords: bankruptcy, innovation, innovation activity of the company, profit


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бокарева А.А., Соколова Ю.Д. Внедрение инноваций: путь к успеху или банкротству фирмы? // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74699 (дата обращения: 29.09.2017).

Научный руководитель:

Десятниченко Дмитрий Юрьевич

Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов,

г. Санкт-Петербург

Десятниченко Олеся Юрьевна

Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов,

г. Санкт-Петербург

Предпринимательскую деятельность можно сравнить с творчеством. Владельцы предприятий, основываясь на свой талант и фантазию, стремятся создать продукт, который будет иметь спрос у потребителей и приносить прибыль. Как художник, завершив свою картину получает вознаграждение, так и предприниматель строит свой бизнес с целью получения прибыли за производство реализованной продукции. Как и картина, бизнес строится таким образом, чтобы в будущем его можно было продать. И сходство художника и предпринимателя состоит в том, что они постоянно должны фантазировать и уметь реализовывать свои фантазии в реальность, чтобы удовлетворить постоянно меняющиеся вкусы потребителей. Из этого следует вывод, что для сохранения экономической устойчивости, предприятие должно идти в ногу с потребителем, осуществляя совершенствование производимой продукции или внедрение совершенно нового продукта. Что же представляют собой инновации в бизнесе?

В соответствии с Руководством Фраскати «инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.» [1, с. 44]. Иными словами, инновации в бизнесе можно определить, как новшество, которое внедрили для обеспечения качественного роста эффективности продукции или процессов ее создания.

Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений [2, с. 85]:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Таким образом, компании могут работать с разными видами инноваций, выбирая для себя оптимальный вариант. Одни могут быть нацелены на разработку новых изобретений в той или иной отрасли, другие будут использовать инновации для обновления производимой продукции.

Ещё одна классификация подразделяет инновации на революционные и поддерживающие [3, с. 61]. Суть первых состоит в коренном преобразовании одной или нескольких отраслей. В качестве примера в свое время был радикальный инновационный продукт – первый микропроцессор, кассетный видеомагнитофон, цифровой фотоаппарат. Вторые остаются практически незаметными для общества. Они представляют собой незначительные усовершенствования существующих на рынке изделий и бизнес-процессов.

В условиях рынка признаком инновации является ее потребительская новизна. При этом продукция должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех). Главной особенностью инновации является получение коммерческой выгоды от практического использования [4, с. 92].

Отметим, что любое производство, ставит для себя определенные стратегические задачи. Как известно, к главным из них относятся: максимизация прибыли, минимизация затрат на производство продукции, удовлетворение запросов потребителей и повышение эффективности труда и производства [5, с. 151-153], [6, с. 88-89].

Даже, если компания в настоящее время находится на пике успеха, она не сможет выполнять все эти задачи долгое время, не продолжая развиваться, не внедряя с течением времени в производство новые технологии и изобретения [7, с. 103].

Рассмотрим инновационную стратегию известной фирмы «Kodak». Сделать фотоаппарат таким же удобным, как карандаш» – эта фраза принадлежит основателю Eastman Kodak Джорджу Истману [8]. Почти 100 лет «Кодак» был признанным лидером на рынке фототехники. Он производил не только фотокамеры, но весь спектр аксессуаров, связанных с фотографией. В 80-90-тых годах прошлого века «Кодак» достиг своего расцвета, поставляя фототехнику и оборудование по всему миру. Специалистами компании также была изобретена цифровая фотокамера. Так «Кодак» успешно существовал на рынке в течение 130 лет. Затем инновационная деятельность компании прекратилась, и ее сразу же вытеснили интенсивно развивающиеся азиатские компании «Canon» и «Nikon». С этого момента дела компании начали стремительно ухудшаться.

А теперь рассмотрим положительный эффект влияния инновационной деятельности в бизнесе на примере компании «Disney». Каждый хотя бы раз смотрел фильм или мультипликационный фильм, произведенный этой компанией, слышал о телевизионном канале и парках развлечений, которые разбросаны по всему миру. Продолжая оставаться одной из самых известных компаний «Дисней» не намерена останавливаться и в этом можно убедиться. Несмотря на то, что свободные капиталы позволяют «Диснею» приобретать инновационные компании (как это случилось с анимационной студией Pixar, с империей Джорджа Лукаса, компанией Marvel), в последнее время корпорация всё больше времени уделяет собственным разработкам. В 2008 году компания создала сеть научно-технических лабораторий Disney Research. Данная сеть специализируется на разработках инновационных технологий в самых разных сферах: мультимедиа, робототехники, электронно-вычислительных систем, космонавтики и других. Мы видим, что предприятие не обязано осуществлять свою деятельность только в одной отрасли, если есть идеи и возможность их воплотить, то нужно использовать этот шанс, иначе есть вероятность «опуститься на дно» [9, с. 84].

Приведем ещё один пример американской компании General Electric. Компания была основана в 70-е годы 19 века и по сей день занимает лидирующие позиции на рынке. Всё началось с появления первой лампы накаливания, которую создал Томас Эдисон. Именно его изобретение принесло первую прибыль компании. Чтобы увеличить спрос, фирма приняла решение расширять свою деятельность и начала осуществлять производство бытовой техники, медицинской аппаратуры, авиационных двигателей. На сегодняшний день General Electric представляет собой крупнейшую многоотраслевую корпорацию.

Успешная деятельность известных по всему миру фирм позволяет убедиться в том, что в условиях постоянно меняющейся экономики, а также в кризисных ситуациях стремительно возрастает роль инноваций [10, с. 127-129]. Сегодня производство чего-то нового является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Многие предприниматели считают, что для успешного развития организации, ее деятельность должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами [11, с. 129-130]. В противном случае, через некоторое время может появиться риск становления фирмой неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли.

На первый взгляд все выглядит очень просто: внедряй инновации и твой бизнес ждет успех. Но все не так очевидно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Рассмотрим примеры неудачных инноваций.

Американская фирма Harley Davidson, осуществляющая производство мотоциклов в 2000 году решила выпустить свой аромат для мужчин. Однако этот эксперимент закончился провалом. Дело в том, что потребители привыкли к иной продукции этой фирмы и не были готовы к продукции совершенно не связанной с мотоциклами.

Наглядным примером неэффективных инноваций в России является вывод на рынок в 2014 году русского смартфона YotaPhone. На первый взгляд смартфон имел множество новшеств. Было создано два высокотехнологичных дисплея. Преимущество смартфона состояло в потреблении небольшого количества энергии и наличии второго дисплея, который отображал картинку, легко различимую даже на ярком солнце. Но внедренные новшества не смогли компенсировать качество работы самого смартфона в целом. В результате, он проиграл всем ведущим мировым производителям аналогичных устройств по всем остальным характеристикам и ушел с рынка.

Изучив истории различных фирм, мы задались вопросом: «Почему внедрение инноваций одними фирмами привело их к успеху, а других к провалу?»

Ответ на этот вопрос дал генеральный директор консалтинговой фирмы Strategyn, Энтони Ульвик. На протяжении двенадцати лет Энтони Ульвик со своими коллегами, изучая примеры десятков компаний из разных стран, работающих в разных отраслях, старались определить факторы, ставящие под угрозу его успех. Ими были выделены факторы, которые делали инновационные прорывы в этих компаниях скорее случайными, нежели закономерными (см. рис. 2). Эти дестабилизирующие факторы являются ключевыми причинами провала многих инновационных инициатив [12, с. 72].

 

Рисунок 1. Основные причины неудачи инновационных проектов.

Итак, теперь мы видим противоречивость внедрения инноваций в бизнесе. Они могут привести компанию как к успеху, мировой известности, так и к падению. Необязательно, что фирму ждет банкротство, неудачные инновации претерпевали и самые знаменитые на сегодняшний день бренды. Например, всемирно известный журнал Cosmopolitan в какой-то момент решил производить йогурты. Очевидно, что данная продукция не принесла успеха, так как не пользовалась спросом покупателей. В качестве ещё одного примера приведем производителя спортивной обуви Nike. В начале 80-х компания приняла решение расширить свой ассортимент и производить не только спортивную, но и повседневную обувь под той же маркой. Продажи новой коллекции шли плохо. К тому же, внедрение инновации привело к падению спроса на прежний ассортимент.

Таким образом, выявлен парадокс инновационной деятельности. Она не всегда является решающим фактором успешной деятельности. Компания, внедряя новый продукт в производство, рискует потерпеть неудачу, так как не может точно предсказать, как отреагирует на новшество потребитель. Именно поэтому, чтобы избежать риска, многие компании занимаются эксплуатацией. Эксплуатация здесь понимается, как полная противоположность поиска нового. Компании, занимающиеся эксплуатацией, стремятся к тому, чтобы усовершенствовать то, что уже сделано.

Встает вопрос: «Направить деятельность фирмы на качественную эксплуатацию или идти на риск и внедрять новый продукт?»  На конференции Technology Entertainment Design управляющий директор консалтинговой фирмы BCG Geneva Кнут Хаанес утверждает, что существует только две причины банкротства фирм:

1)               Выпуск однотипных товаров и услуг;

2)               Стремление к постоянной модернизации производства.

В качестве решения проблемы он выдвигает совмещения новых идей и старых работающих схем для успешного ведения бизнеса.

Однако, это не так-то просто. Важно помнить, что любое новшество принесет доход производителю только в случае его реальной ценности для потребителя. Именно поэтому в первую очередь необходимо провести работу с клиентами, чтобы определить их потребности и желания. Это позволит определить новые возможности для роста, выявить способы преодоления проблем и получения прибыли в дальнейшем. Прежде чем изобретать и выводить новый товар на рынок, нужно в соответствии с бюджетом фирмы подсчитать и направить денежные средства на закупку, рекламу и продажи.

На сегодняшний день существует множество правил и схем по успешному внедрению инноваций. На наш взгляд, одной из самых практичных является модель NTVB, разработанная ведущей мировой консалтинговой компанией «Lucintel». Данная модель состоит из 4 сфер, которые необходимо исследовать [13]:

  1. Анализ потребности клиентов;
  2. Анализ рыночных тенденций;
  3. Проведение соотносительного анализа;
  4. Проведение анализа преимуществ.

Кратко рассмотрим каждую из этих сфер в схеме, представленной на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Модель NTVB-анализа.

Таким образом, успешное внедрение инновации зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать. Успех в изобретении и внедрении нововведения можно сравнить с составлением пазла. Каждый фрагмент виден ясно, но, чтобы сложить целую картинку, нужно вложить немало усилий. Руководитель фирмы обязан структурировать весь процесс, чтобы создать единый образ. Очевидно, что если человек не будет видеть целостную картинку, он не сможет сложить пазл. Аналогично и в бизнесе, если руководитель не исследует информацию на рынке, не будет иметь представления о результате и плана достижения цели, ему непросто будет добиться успеха в сфере инноваций.

Самая трудная цель – обеспечение стабильных высоких результатов от внедрения инноваций. Многим компаниям это оказывается не под силу. Большинство компаний могут только время от времени внедрять отдельные инновации, а поддерживать постоянное внедрение инноваций, приносящих высокую прибыль оказывается для них очень трудным процессом. Проанализируем опыт фирмы, которая несмотря на упадок, смогла вновь завоевать рынок. Успешная деятельность компании Cisco связана с выпуском маршрутизаторов, которые позволяют связывать компьютеры в единое целое. В начале 21 века фирма чуть было не обанкротилась и не прекратила свое существование. Однако уже в 2010 году компания справилась со всеми финансовыми потрясениями, и снова заняла лидирующие позиции в мире по производству и реализации оборудования информационной защиты [14, с. 12-25]. Сегодня Cisco является лидером в сфере сетевых технологий. В штат компании входит огромное количество сотрудников, разрабатывающих все более новые технологии в научно-исследовательских лабораториях по всему миру.

Можно с уверенностью сказать, что инновации – это движущая сила развития бизнеса. Их внедрение необходимо для долгосрочного существования предприятия. Однако этот процесс требует больших финансовых вложений и огромных усилий [15, с. 178, 187]. В компании, взявшей курс на инновации, должна быть особая атмосфера, где каждый может чувствовать себя носителем новых идей. Так формируется особая система мотивации и поощрений, создаются идеи, принимаемые от всех сотрудников безотносительно иерархической лестницы. Вместе с тем, не стоит забывать, что принимая решение о внедрении инноваций, предприниматель идет на риск, ведь никто не может с уверенностью сказать, получит ли новый продукт спрос у потребителей. Мы рассмотрели примеры предприятий, которые потерпели неудачу, внедрив производство нового продукта. Таким образом, инновация – явление противоречивое и ее конечный результат зависит от таланта и опыта руководителя, состояния на рынке, подробной изученности желаний потребителя и множества других факторов.


Библиографический список
  1. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент, 4-е издание, переработанное и дополненное, СПб, 2003
  2. Ильинкова С.Д. Инновационный менеджмент, М. 1997
  3. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций в регионе. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, Изд-во Астерион, 2014, 171 с.
  4. Десятниченко Д.Ю. Федерализм и местное самоуправление в РФ (мониторинг и регулирование социально-экономического развития в регионе; на материалах Ленинградской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2001
  5. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе // Управленческое консультирование. – 2016. №4 (88). С. 150-157.
  6. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости учета ресурсных ограничений микроуровня при реализации стратегии модернизации экономики России // Управленческое консультирование. – 2015. №9 (81). С. 87-95.
  7. Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Санкт-Петербург, 2013.
  8. Сайт о фотографии и фототехнике. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fotoisland.ru (дата обращения: 20.11.2016)
  9. Микроэкономика: технология эффективного изучения. Десятниченко Д.Ю., Федорков А.И. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, 2012, 130 с.
  10. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости использования дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов // Управленческое консультирование. – 2015. №10 (82). С. 126-132.
  11. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. Туристско-рекреационные зоны как объект управления пространственным развитием и субъект инновационной инфраструктуры региональной экономики. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 328-332.
  12. Энтони Ульвик Чего хотят потребители. Киев, 2007
  13. Бизнес идеи. Что такое инновационный товар? [Электронный ресурс]. – URL: http://vse-temu.org (дата обращения: 20.11.2016)
  14. Статистика. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Учебно-методическое пособие / ФГОУ ВПО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации”; Сосновоборский филиал. Санкт-Петербург, 2015., 248 с.
  15. Великая Е.В., Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Об использовании программно-целевого подхода при планировании расходов бюджета г. Санкт-Петербурга в 2015-2020 гг. как способе повышения эффективности управления государственными финансами на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 (63). С. 178-187.


Все статьи автора «Глебов Артем Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: