Научный руководитель: к.э.н., профессор Фролова В.Б.
Известно, что финансовые результаты деятельности компаний можно охарактеризовать получаемой прибылью или убытком, уровнем рентабельности, а также динамикой этих показателей. [1] Необходимость в анализе финансовых результатов предприятий потребительского сектора и розничной торговли во многом определяется в постоянном изменении тенденций и предпочтений на этом рынке, повышенной конкуренции, степенью диверсификации продукта и т.д.
Современные российские товары потребительского назначения можно разделить на две группы. В первую группу входят товары, производимые известными FMCG компаниями и холдингами, которые могут объединять под собой огромное множество брендов и товарных знаков. В таких компаниях практикуется западная модель ведения бизнеса, они вкладывают средства в ИТ-проекты и максимально совершенствуют автоматизированную систему управления производством. Ко второй группе относятся, в основном, региональные производители. [2] До введения санкций [3][4] таким предприятиям было сложно конкурировать с крупными игроками рынка, но все же они занимали свою долю. Помощь государства [5] и меняющиеся предпочтения наших соотечественников (например, спрос на отечественные натуральные товары и др.) во многом повлияли на рост доли этих предприятий.
Конечного потребителя и производителя связывают розничные торговцы. Розничная торговля – это бизнес, который сосредоточивает свои маркетинговые усилия на удовлетворении конечного потребителя путем организации продаж товаров и услуг. Российский розничный рынок появился сравнительно недавно, например, в начале 2000-х годов в стране еще не было ни одного сетевого ритейлера, а в США они появились еще в 60-х годах прошлого века. [6, с. 3]
Для того, чтобы оценить финансовые и операционные результаты деятельности, данные компании используют комплекс ключевых показателей эффективности. Такие показатели должны давать акционерам и аналитикам возможность сформировать точное и полное представление о финансовом состоянии. Большинство компаний оценивают финансовые результаты с помощью таких показателей, как продажи, прибыль на акцию, EBITDA, капитальные затраты и показатели чистого долга. [7, с. 15]
Анализ финансовых результатов производится на основе бухгалтерской отчетности предприятия. Эта информация позволяет проанализировать результаты хозяйственной деятельности и сделать вывод эффективно ли предприятие. [8] Такого рода информация полезна для контрагентов. Они принимают решения о сотрудничестве, тщательно изучив финансовую отчетность предполагаемого партнера. [9]
Руководству компаний для принятия управленческих решений необходимо пользоваться системой внутреннего учета. Внутренний учет дает информацию, позволяющий провести маржинальный анализ (CVP анализ), то есть изучить и выявить соотношение трех важнейших групп показателей: издержки – costs, объем производства – volume и прибыль – profit. Задачами проведения данного анализа являются определение действия финансового и операционного рычагов, точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.
По сравнению с другими отраслями FMCG сектор имеет предсказуемый и стабильный рост, начиная с 2003 года. Компании розничной торговли продолжают демонстрировать высокие темпы роста. Это и сделало данный сектор весьма привлекательным для инвесторов в период экономического спада. [10] Но сначала инвесторы должны детально проанализировать отрасль и выявить варианты, куда действительно стоит вкладывать свои ресурсы, соотнеся ожидаемые доходность и риск. [11]
Все более привлекательными становятся методы финансового анализа, оправдавшие свое предназначение в зарубежной практике. Один из таких методов основывается на показателе EBITDA, этот показатель исчисляется путем корректировки прибыли до налогообложения на величину процентов к уплате и амортизации основных средств и нематериальных активов и может быть вычислена следующим образом (см. ф.1):
, (1)
где NP (Net Profit) – чистая прибыль компании,
I (Interests) – объем инвестиций,
T (Taxes) налог на прибыль,
DA (Depreciation & Amortization) – амортизационные отчисления.
При расчёте показателя необходимо пользоваться отчетом о финансовых результатах. Но так как зарубежная о отечественная практика бухгалтерского учета и формы отчетности имеют различия, то недостающую информацию о накопленной амортизации и износу основных средств и нематериальных активов следует извлекать из пояснений к бухгалтерской отчетности.
EBITDA активно используется для анализа финансистами, кредиторами, различными поставщиками и партнерами. Показатель достаточно популярен ввиду его универсальности применения. С помощью него можно сравнивать компании, у которых может быть разный размер, различные условия налогообложения или различные учетные политики. В России данный показатель популярен среди аналитиков, так как они могут сравнивать российские компании со схожими иностранными. Например, далее представлены финансовые результаты нескольких ритейлеров, функционирующих в России. [12, с. 20-33]
Таблица 1. Финансовые результаты ритейлеров России за 2015 год
Показатель, в млрд. российских рублей |
X5 Retail Group |
Дикси Групп |
О’Кей |
Разброс показателя, % |
Total Revenue |
808,82 |
272 |
162,5 |
- |
Gross Profit |
198,39 |
79,708 |
38,4 |
- |
Gross Margin, % |
24,53 |
29,30 |
23,63 |
5,67 |
EBITDA |
55,233 |
13,47 |
10,1 |
- |
EBITDA Margin, % |
6,829 |
4,952 |
6,215 |
1,877 |
Operating Profit |
34,45 |
5,809 |
5,9 |
- |
Operating Profit Margin, % |
4,259 |
2,136 |
3,631 |
2,124 |
Net Profit |
18,174 |
0,589 |
1,9 |
- |
Net Profit Margin, % |
2,247 |
0,217 |
1,169 |
2,030 |
В таблице 1 показаны основные показатели финансовых результатов деятельности ритейлеров России. Значения по EBITDA наиболее близки друг к другу, так как разница между максимальным и минимальным значением наименьшая. Этот факт доказывает, что данный показатель более полезен при сравнении финансовых результатов нескольких предприятий одной отрасли. EBITDA дает возможность оценить эффективность инвестиционных затрат, налогов, амортизационных отчислений и износ, не учитывая долг компании. Данный показатель показывает насколько эффективна операционная деятельность компании. То есть, если показатель EBITDA – отрицательный, то компания убыточна уже на операционной стадии.
При этом, нельзя забывать, что этот показатель не может дать полное представление о ситуации в компании. Многие используют его, чтобы «приукрасить» свое положение. Хотя, при этом у компании может быть большой уровень долгосрочного финансирования, но при этом чистой прибыли у компании может и не быть, поскольку средства будут направляться на погашение долга.
Игнорируя при анализе показатель EBITDA, допускается невозможное, т.е. то, что основные средства будут работать вечно и нет необходимости в капитальном ремонте, хотя он дорогостоящий. Инвесторам нужно быть внимательным, поскольку EBITDA позволяет приукрасить реальное положение компании. При долгосрочном прогнозировании доходности активов все-таки стоит принимать во внимание амортизацию. [13, с. 76-79]
Используя этот показатель, стоит детально анализировать каждую из составляющих прибыли. Если чистая прибыль компании подвержена существенным колебаниям, необходимо четко понимать, из-за чего это происходит, были ли это разовые поступления, рост бизнеса или какие-либо другие причины. Это нужно для того, чтобы в итоге получить стабильный прогноз по значению чистой прибыли и в дальнейшем использовать его для прогнозирования стоимости акций компании.
В заключении можно сделать ряд выводов:
- Потребительский сектор и торговля продуктов питания относится к сфере неэлеастичного спроса, поэтому финансовые результаты компаний можно характеризовать, как относительно стабильные.
- Различия в практике МСФО и РСБУ вызывают необходимость при определении EBITDA применять не только данные отчета о финансовых результатах, но и материалы пояснительной записки.
- EBITDA позволяет определить эффективность операционной деятельности, инвестиционных затрат, налогов, амортизационных отчислений и износа, не учитывая долг компании.
- Следует иметь ввиду, что один показатель не дает возможность сделать единственно правильный вывод, поэтому при принятии управленческого решения следует опираться на широкий спектр предлагаемых показателей.
Библиографический список
- Фролова В.Б. Финансовый менеджмент: понятийный аппарат // Экономика. Налоги. Право. 2011. № 5. С. 72-82.
- Финансовые аспекты регионального развития в посткризисный период // Бекойты А.Г., Максимова С.А., Новоселова Т.Н., Позмогов А.И., Рассохина Т.В., Рязанцева М.В., Уварова Н.В., Угурчиев Д.О., Угурчиев О.Б., Угурчиева Р.О., Фролова В.Б., Якушова Е.С. Монография / Под редакцией Л.А. Толстолесовой. Новосибирск, 2014.
- Фролова В.Б., Ивакина А.А. Влияние санкций на финансовый потенциал страхового бизнеса в России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-2 (43). С. 141-146.
- Фролова В.Б., Панкова О.Н. Финансовый потенциал России: негативные последствия // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 66-71.
- Фролова В.Б., Маргарян А.К. Государственная поддержка малого бизнеса: современная практика в России и за рубежом // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 169-175.
- Global consumer products executive survey, EY, 2013 «Margin unlocked» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com (дата обращения: 05.11.2016).
- Исследование КПМГ в области применения МСФО в секторе розничной торговли, 2013. – 22с.
- Паклеева Е.Д., Фролова В.Б. Оценка кредитоспособности российских авиакомпаний на фоне изменяющейся внешней среды бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 388-390.
- Фролова В.Б. Проблемы организации по привлечению кредитов банков как источников заемного финансирования // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2015. Т. 4. № 4. С. 28-32.
- Фролова В.Б., Бикеева Ю.Т. Влияние геополитического фактора на динамику иностранных инвестиций, как источника финансирования реального сектора // Со-временные научные исследования и инновации. 2014. № 11-2 (43). С. 155-159.
- Фролова В.Б. Доходность и риск – основные критерии принятия инвестиционного решения // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 2. № 2 (3). С. 334-337.
- Отраслевой отчет Национального Рейтингового агентства «Российский ритейл: итоги 2015 года», Москва, 2016. – 34с.
- Захаров А.А. Стоит ли применять EBITDA при оценке финансовых результатов. Планово-экономический отдел, 2012, №12. – 109с.
Количество просмотров публикации: Please wait