АКТУАЛИЗАЦИЯ EBITDA В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА И ТОРГОВЛИ

Ризванов Наиль Алтафович
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Статья посвящена вопросу оценки эффективности деятельности предприятий потребительского сектора и торговли на основе показателей финансовых результатов. Одним из таких инструментов является довольно популярный в зарубежной практике показатель EBITDA. Этот показатель носит универсальный характер, позволяющий сравнивать компании различных сфер и масштабов деятельности. Однако, у этого показателя есть определенные особенности, которые необходимо учитывать при принятии управленческого решения.

Ключевые слова: выручка, маржинальный анализ, потребительский сектор, прибыль, рентабельность по EBITDA, ритейл, финансовые результаты


ACTUALIZATION OF EBITDA IN THE EVALUATION OF THE RESULTS OF OPERATIONS IN THE CONSUMER SECTOR AND TRADE

Rizvanov Nail Altafovich
Finance University under the Government of The Russian Federation

Abstract
The article is devoted to the question of assessing the performance of companies in the consumer sector and trade-based indicators of financial results. One of these tools is quite popular in foreign practice EBITDA. This mark is universal, item-voleuse to compare companies of different sectors and scales of activity. However, this indicator has certain characteristics that must be considered when making management decisions.

Keywords: consumer markets, CVP analysis, EBITDA, EBITDA margin, financial results, profit, retail, revenue


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ризванов Н.А. Актуализация EBITDA в оценке результатов деятельности потребительского сектора и торговли // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74660 (дата обращения: 23.04.2024).

Научный руководитель: к.э.н., профессор Фролова В.Б.

Известно, что финансовые результаты деятельности компаний можно охарактеризовать получаемой прибылью или убытком, уровнем рентабельности, а также динамикой этих показателей. [1] Необходимость в анализе финансовых результатов предприятий потребительского сектора и розничной торговли во многом определяется в постоянном изменении тенденций и предпочтений на этом рынке, повышенной конкуренции, степенью диверсификации продукта и т.д.

Современные российские товары потребительского назначения можно разделить на две группы. В первую группу входят товары, производимые известными FMCG компаниями и холдингами, которые могут объединять под собой огромное множество брендов и товарных знаков. В таких компаниях практикуется западная модель ведения бизнеса, они вкладывают средства в ИТ-проекты и максимально совершенствуют автоматизированную систему управления производством. Ко второй группе относятся, в основном, региональные производители. [2] До введения санкций [3][4] таким предприятиям было сложно конкурировать с крупными игроками рынка, но все же они занимали свою долю. Помощь государства [5] и меняющиеся предпочтения наших соотечественников (например, спрос на отечественные натуральные товары и др.) во многом повлияли на рост доли этих предприятий.

Конечного потребителя и производителя связывают розничные торговцы. Розничная торговля – это бизнес, который сосредоточивает свои маркетинговые усилия на удовлетворении конечного потребителя путем организации продаж товаров и услуг. Российский розничный рынок появился сравнительно недавно, например, в начале 2000-х годов в стране еще не было ни одного сетевого ритейлера, а в США они появились еще в 60-х годах прошлого века. [6, с. 3]

Для того, чтобы оценить финансовые и операционные результаты деятельности, данные компании используют комплекс ключевых показателей эффективности. Такие показатели должны давать акционерам и аналитикам возможность сформировать точное и полное представление о финансовом состоянии. Большинство компаний оценивают финансовые результаты с помощью таких показателей, как продажи, прибыль на акцию, EBITDA, капитальные затраты и показатели чистого долга. [7, с. 15]

Анализ финансовых результатов производится на основе бухгалтерской отчетности предприятия. Эта информация позволяет проанализировать результаты хозяйственной деятельности и сделать вывод эффективно ли предприятие. [8] Такого рода информация полезна для контрагентов. Они принимают решения о сотрудничестве, тщательно изучив финансовую отчетность предполагаемого партнера. [9]

Руководству компаний для принятия управленческих решений необходимо пользоваться системой внутреннего учета. Внутренний учет дает информацию, позволяющий провести маржинальный анализ (CVP анализ), то есть изучить и выявить соотношение трех важнейших групп показателей: издержки – costs, объем производства – volume и прибыль – profit.  Задачами проведения данного анализа являются определение действия финансового и операционного рычагов, точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

По сравнению с другими отраслями FMCG сектор имеет предсказуемый и стабильный рост, начиная с 2003 года. Компании розничной торговли продолжают демонстрировать высокие темпы роста. Это и сделало данный сектор весьма привлекательным для инвесторов в период экономического спада. [10] Но сначала инвесторы должны детально проанализировать отрасль и выявить варианты, куда действительно стоит вкладывать свои ресурсы, соотнеся ожидаемые доходность и риск. [11]

Все более привлекательными становятся методы финансового анализа, оправдавшие свое предназначение в зарубежной практике. Один из таких методов основывается на показателе EBITDA, этот показатель исчисляется путем корректировки прибыли до налогообложения на величину процентов к уплате и амортизации основных средств и нематериальных активов и может быть вычислена следующим образом (см. ф.1):

,    (1)

где NP (Net Profit) – чистая прибыль компании,

I (Interests) – объем инвестиций,

T (Taxes) налог на прибыль,

DA (Depreciation & Amortization) – амортизационные отчисления.

При расчёте показателя необходимо пользоваться отчетом о финансовых результатах. Но так как зарубежная о отечественная практика бухгалтерского учета и формы отчетности имеют различия, то недостающую информацию о накопленной амортизации и износу основных средств и нематериальных активов следует извлекать из пояснений к бухгалтерской отчетности.

EBITDA активно используется для анализа финансистами, кредиторами, различными поставщиками и партнерами. Показатель достаточно популярен ввиду его универсальности применения. С помощью него можно сравнивать компании, у которых может быть разный размер, различные условия налогообложения или различные учетные политики. В России данный показатель популярен среди аналитиков, так как они могут сравнивать российские компании со схожими иностранными.  Например, далее представлены финансовые результаты нескольких ритейлеров, функционирующих в России. [12, с. 20-33]

Таблица 1. Финансовые результаты ритейлеров России за 2015 год

Показатель, в млрд.

российских рублей

X5 Retail Group

Дикси Групп

О’Кей

Разброс

показателя, %

Total Revenue

808,82

272

162,5

-

Gross Profit

198,39

79,708

38,4

-

Gross Margin, %

24,53

29,30

23,63

5,67

EBITDA

55,233

13,47

10,1

-

EBITDA Margin, %

6,829

4,952

6,215

1,877

Operating Profit

34,45

5,809

5,9

-

Operating Profit Margin, %

4,259

2,136

3,631

2,124

Net Profit

18,174

0,589

1,9

-

Net Profit Margin, %

2,247

0,217

1,169

2,030

В таблице 1 показаны основные показатели финансовых результатов деятельности ритейлеров России. Значения по EBITDA наиболее близки друг к другу, так как разница между максимальным и минимальным значением наименьшая. Этот факт доказывает, что данный показатель более полезен при сравнении финансовых результатов нескольких предприятий одной отрасли. EBITDA дает возможность оценить эффективность инвестиционных затрат, налогов, амортизационных отчислений и износ, не учитывая долг компании. Данный показатель показывает насколько эффективна операционная деятельность компании. То есть, если показатель EBITDA – отрицательный, то компания убыточна уже на операционной стадии.

При этом, нельзя забывать, что этот показатель не может дать полное представление о ситуации в компании. Многие используют его, чтобы «приукрасить» свое положение. Хотя, при этом у компании может быть большой уровень долгосрочного финансирования, но при этом чистой прибыли у компании может и не быть, поскольку средства будут направляться на погашение долга.

Игнорируя при анализе показатель EBITDA, допускается невозможное, т.е. то, что основные средства будут работать вечно и нет необходимости в капитальном ремонте, хотя он дорогостоящий. Инвесторам нужно быть внимательным, поскольку EBITDA позволяет приукрасить реальное положение компании. При долгосрочном прогнозировании доходности активов все-таки стоит принимать во внимание амортизацию. [13, с. 76-79]

Используя этот показатель, стоит детально анализировать каждую из составляющих прибыли. Если чистая прибыль компании подвержена существенным колебаниям, необходимо четко понимать, из-за чего это происходит, были ли это разовые поступления, рост бизнеса или какие-либо другие причины. Это нужно для того, чтобы в итоге получить стабильный прогноз по значению чистой прибыли и в дальнейшем использовать его для прогнозирования стоимости акций компании.

В заключении можно сделать ряд выводов:

  1. Потребительский сектор и торговля продуктов питания относится к сфере неэлеастичного спроса, поэтому финансовые результаты компаний можно характеризовать, как относительно стабильные.
  2. Различия в практике МСФО и РСБУ вызывают необходимость при определении EBITDA применять не только данные отчета о финансовых результатах, но и материалы пояснительной записки.
  3. EBITDA позволяет определить эффективность операционной деятельности, инвестиционных затрат, налогов, амортизационных отчислений и износа, не учитывая долг компании.
  4. Следует иметь ввиду, что один показатель не дает возможность сделать единственно правильный вывод, поэтому при принятии управленческого решения следует опираться на широкий спектр предлагаемых показателей.

Библиографический список
  1. Фролова В.Б. Финансовый менеджмент: понятийный аппарат // Экономика. Налоги. Право. 2011. № 5. С. 72-82.
  2. Финансовые аспекты регионального развития в посткризисный период // Бекойты А.Г., Максимова С.А., Новоселова Т.Н., Позмогов А.И., Рассохина Т.В., Рязанцева М.В., Уварова Н.В., Угурчиев Д.О., Угурчиев О.Б., Угурчиева Р.О., Фролова В.Б., Якушова Е.С. Монография / Под редакцией Л.А. Толстолесовой. Новосибирск, 2014.
  3. Фролова В.Б., Ивакина А.А. Влияние санкций на финансовый потенциал страхового бизнеса в России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-2 (43). С. 141-146.
  4. Фролова В.Б., Панкова О.Н. Финансовый потенциал России: негативные последствия // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 66-71.
  5. Фролова В.Б., Маргарян А.К. Государственная поддержка малого бизнеса: современная практика в России и за рубежом // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 169-175.
  6. Global consumer products executive survey, EY, 2013 «Margin unlocked» [Электронный ресурс].  URL: http://www.ey.com (дата обращения: 05.11.2016).
  7. Исследование КПМГ в области применения МСФО в секторе розничной торговли, 2013. – 22с.
  8. Паклеева Е.Д., Фролова В.Б. Оценка кредитоспособности российских авиакомпаний на фоне изменяющейся внешней среды бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 388-390.
  9. Фролова В.Б. Проблемы организации по привлечению кредитов банков как источников заемного финансирования // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2015. Т. 4. № 4. С. 28-32.
  10. Фролова В.Б., Бикеева Ю.Т. Влияние геополитического фактора на динамику иностранных инвестиций, как источника финансирования реального сектора // Со-временные научные исследования и инновации. 2014. № 11-2 (43). С. 155-159.
  11. Фролова В.Б. Доходность и риск – основные критерии принятия инвестиционного решения // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 2. № 2 (3). С. 334-337.
  12. Отраслевой отчет Национального Рейтингового агентства «Российский ритейл: итоги 2015 года», Москва, 2016. – 34с.
  13. Захаров А.А. Стоит ли применять EBITDA при оценке финансовых результатов. Планово-экономический отдел, 2012, №12. – 109с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ризванов Наиль Алтафович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация