УДК 004.51

ДИСТАНЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ И ПРОДОЛЖЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Дмитриев Владислав Леонидович1, Дмитриева Светлана Геннадьевна2, Зайцева Нина Леонидовна3
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной информатики и программирования
2Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский межотраслевой колледж, преподаватель физики
3Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, студентка 4 курса факультета математики и информационных технологий

Аннотация
В работе обсуждаются достоинства и недостатки компьютеризированного тестирования, а также приводится компьютерная программа для проведения дистанционного тестирования. Отмечается, что дистанционное тестирование является логическим продолжением процесса обучения и приводит учащихся к более полному и глубокому усвоению материала изучаемой дисциплины. Положительные аспекты дистанционного тестирования обосновываются апробацией предложенного метода.

Ключевые слова: дистанционное тестирование, компьютеризированное тестирование, проверочный модуль, тестирующий модуль


DISTANCE TESTING AS A TOOL FOR CONTROL AND CONTINUATION OF THE PROCESS OF LEARNING

Dmitriev Vladislav Leonidovich1, Dmitrieva Svetlana Gennadyevna2, Zaytseva Nina Leonidovna3
1Sterlitamak branch of the Bashkir state University, Ph.D. (Physics and Mathematics), associate Professor of the Department of applied informatics and programming
2State budgetary vocational educational institution Sterlitamak interdisciplinary college, teacher of physics
3Sterlitamak branch of the Bashkir state University, 4th year student of the faculty of mathematics and information technology

Abstract
This paper discusses the advantages and disadvantages of computerized testing, and also provides a computer program for carrying out remote testing. It is noted that remote testing is a logical continuation of the process of learning and leads students to a fuller and deeper comprehension of the material studied discipline. Positive aspects of distance testing is justified by the approbation of the proposed method.

Keywords: computerized testing, distance testing, module is verifying, the testing module


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дмитриев В.Л., Дмитриева С.Г., Зайцева Н.Л. Дистанционное тестирование как инструмент контроля и продолжения процесса обучения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74179 (дата обращения: 24.11.2016).

Просмотреть статью на английском языке

Для управления учебным процессом и своевременного принятия решения о тех или иных мерах по его корректировке, требуется обладать регулярной объективной информацией о том, насколько хорошо усваивается материал учащимися и с какой степенью самостоятельности они могут применять полученные знания при решении практических задач. Это говорит о том, что в процессе обучения между преподавателем и учащимся (школьником, студентом) на всех стадиях процесса обучения должна существовать обратная связь. Поддерживая такую связь, преподаватель может не только оценивать динамику усвоения учебного материала, но и знать, как воздействовать на учащихся с целью организации корректировки хода учебного процесса. Особенное внимание следует обращать на начальный этап обучения, когда формируется система понятий, объектов и сущностей дисциплины, показываются основные взаимосвязи между ними.

В настоящее время существуют всевозможные формы и методы проверки и оценки знаний учащихся. Одной из широко распространенных форм проверки и оценки знаний является автоматизированное (компьютерное) тестирование [1-4]. Оно может применяться во всех видах контроля: предварительном, текущем, тематическом, итоговом. С одной стороны, тестирование позволяет оперативно, достаточно точно и непредвзято определить уровень знаний учащихся. С другой стороны, тестирование позволяет самим учащимся проводить самоконтроль, и выяснять, какие разделы дисциплины им необходимо повторить.

В представленной работе предлагается использовать компьютеризованное тестирование в дистанционной форме. На первый взгляд может показаться, что проводить тестирование в дистанционной форме нет смысла, т.к. учащийся может воспользоваться при своих ответах любым доступным ему источником информации (например, сеть Internet). Однако авторы и предлагают такую форму тестирования в предположении, что при ответах на вопросы теста учащиеся будут задействовать сторонние источники информации. Дело в том, что при таком подходе сам тест выступает как логическое продолжение процесса обучения: учащийся целенаправленно ищет ответы на вопросы, вызвавшие у него затруднения. При этом он, как правило, перед ответом на проблемный вопрос просматривает несколько источников информации, после чего проводит их анализ и выбирает ответ. Таким образом, прохождение теста в домашних условиях наталкивает обучающегося на изучение дополнительной, в том числе научно-популярной литературы по определенной дисциплине.

Как показала достаточно продолжительная практика одного из авторов статьи – Дмитриева В.Л. (предложенный метод апробировался им в течение 8 лет), такая форма проведения тестирования дает хорошие положительные результаты, особенно если тест состоит из достаточно большого количества вопросов (более 80). При этом тест следует давать на несколько дней, с тем, чтобы излишне не загружать учащегося. Интервал времени в несколько дней также играет существенную роль при проведении дистанционного тестирования: учащийся не спешит с ответом, у него есть возможность хорошо разобраться в тех вопросах, которые вызывают затруднения.

Ниже рассматривается компьютерная программа, написанная Дмитриевым В.Л., и используемая при проведении тестирования дистанционно (подразумевается, что тест и тестирующий модуль программы дается учащимся на дом).

Программа имеет целью автоматизировать проверку знаний и умений учащихся по различным изучаемым дисциплинам, а также показать, на какие разделы и темы дисциплины следует обратить внимание. Возможно создание тестов с любым количеством вопросов. При этом количество вариантов ответов ограничено – их должно быть четыре. Поддерживается два типа вопросов: вопросы с единственным верным вариантом ответа и вопросы с несколькими верными вариантами ответа (при этом верными могут оказаться и все четыре варианта).

Наличие независимых тестирующего и проверочного модулей программы дает возможность проведения тестирования в домашних условиях (учащемуся при этом передается тестирующий модуль). Для формирования теста используется текстовый редактор Microsoft Word, в котором набираются вопросы теста и варианты ответов к ним (каждый вопрос и вариант ответа набирается с пропуском одной строки). Пример фрагмента текста теста приведен ниже (он содержит 4 вопроса):

Почему при рассматривании в один и тот же телескоп различных

планет и Луны их яркость по мере все большего и большего

увеличения все более и более ослабевает?


сказывается поглощение света

Земной атмосферой


одно и то же количество света,

падающего на объектив телескопа,

распределяется по все большей и

большей поверхности изображения


воздушные потоки приводят к

«размазыванию» изображения


нет правильного ответа


Укажите вклад Клавдия Птолемея в изучение Солнечной системы


в 150 г. н. э. в книге “Альмагест”

описал геоцентрическую систему мира


на основе наблюдательных данных

вывел три эллиптических закона

планетных движений


первым использовал телескоп для

астрономических исследований и

открыл фазы Венеры


написал книгу, в которой изложил

гелиоцентрическую теорию планетных

движений. Она была опубликована

в год его смерти (1543)

 

Для вычисления массы каждого компонента двойной звезды:


достаточно знать большую полуось

орбиты и период двойной звезды


необходимо, кроме суммы масс,

знать еще отношение расстояний

компонентов от общего центра масс


необходимо знать расстояния

и светимости компонентов


необходимо знать периоды

обращения компонент


Белые карлики

масса меньше, чем у Солнца

масса, близкая к массе Солнца

низкая поверхностная температура

самые большие массы

Подготовленный таким образом текст теста необходимо сохранить в файл формата RTF (rich text format).

После формирования базы тестов необходимо создать ключевые файлы – для этого преподавателю нужно запустить тестирующий модуль, самому пройти тест, а результирующий файл сделать ключевым.

На рис. 1 приведен внешний вид тестирующего модуля программы в процессе прохождения теста. В данном случае тест содержит 101 вопрос.

После завершения теста файл с вариантами ответов должен быть отправлен преподавателю (например, по электронной почте). При этом учащийся может проходить тест сколько угодно раз, – программа всякий раз перезаписывает файл с результатами ответов, и позволяет сохранять только самый последний вариант прохождения теста.

Для подведения итогов тестирования преподавателю необходимо лишь запустить проверочный модуль и узнать результаты прохождения теста учащимся. Внешний вид проверочного модуля в процессе работы представлен на рис. 2. При этом проверочный модуль дает возможность просмотреть варианты ответов учащегося и варианты ответов по ключевому файлу.


Рисунок 1. Окно программы в процессе тестирования


Рисунок 2. Окно программы в процессе проверки тестов

Стоит отметить достаточно жесткую систему выставления оценки, принятую автором в программе: если учащийся в каком-либо вопросе выбрал не все варианты верных ответов, или выбрал неправильные варианты, то программа поставит отрицательный балл и за выбор неправильных вариантов, и за то, что не был выбран верный вариант (или варианты). Именно поэтому в случае, представленном на рис. 2, когда вопросов в тесте всего 101, общее количество верных и не верных ответов для разных учащихся превышают значение 101.

В заключение хотелось бы отметить основные принципы, которых нужно придерживаться при составлении теста. Во-первых, вопросы должны быть однозначными (не допускающими произвольного толкования тестового задания), правильными (исключающими возможность формулировки многозначных ответов, если, конечно, такое не предполагается в самом тесте) и краткосрочными (не содержать заданий, предполагающих громоздких и сложных вычислений). Нельзя также допускать, чтобы одни вопросы содержали в себе подсказки для ответов на другие. Во-вторых, варианты ответов должны отвечать следующим требованиям:

  • они не должны включать ответы, правильность или неправильность которых не может быть обоснована учащимися на момент тестирования (например, из-за того, что соответствующий материал еще не был полно изучен);
  • должно предусматриваться случайное перемешивание вариантов ответов (в случае рассмотренной программы это выполняется самой тестирующей программой);
  • неправильные ответы должны учитывать типичные ошибки учащихся и быть достаточно правдоподобными;
  • нужно обращать внимание на то, чтобы варианты ответов не являлись формулировками правил из учебников – любой вариант должен подразумевать мыслительную деятельность со стороны учащегося, а не простое запоминание.

Таким образом, правильно составленные вопросы теста призваны играть не только контролирующую, но и, в значительной степени, обучающую роль, а грамотная и интересная форма их представления позволят достичь высоких результатов обучения


Библиографический список
  1. Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1. – С. 79-81.
  2. Дмитриев В.Л. Тестирование в игровой форме как способ проверки усвоения учебного материала // Информатика в школе. 2012. № 10 (83). С. 41-43.
  3. Дмитриев В.Л. Компьютерная программа для проведения тестирования с поддержкой произвольного расположения материалов теста // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 74-77
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М: Интеллект-Центр. 2002.

References
  1. Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1. – С. 79-81.
  2. Дмитриев В.Л. Тестирование в игровой форме как способ проверки усвоения учебного материала // Информатика в школе. 2012. № 10 (83). С. 41-43.
  3. Дмитриев В.Л. Компьютерная программа для проведения тестирования с поддержкой произвольного расположения материалов теста // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 74-77
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М: Интеллект-Центр. 2002.


Все статьи автора «Дмитриев Владислав Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация