Для управления учебным процессом и своевременного принятия решения о тех или иных мерах по его корректировке, требуется обладать регулярной объективной информацией о том, насколько хорошо усваивается материал учащимися и с какой степенью самостоятельности они могут применять полученные знания при решении практических задач. Это говорит о том, что в процессе обучения между преподавателем и учащимся (школьником, студентом) на всех стадиях процесса обучения должна существовать обратная связь. Поддерживая такую связь, преподаватель может не только оценивать динамику усвоения учебного материала, но и знать, как воздействовать на учащихся с целью организации корректировки хода учебного процесса. Особенное внимание следует обращать на начальный этап обучения, когда формируется система понятий, объектов и сущностей дисциплины, показываются основные взаимосвязи между ними.
В настоящее время существуют всевозможные формы и методы проверки и оценки знаний учащихся. Одной из широко распространенных форм проверки и оценки знаний является автоматизированное (компьютерное) тестирование [1-4]. Оно может применяться во всех видах контроля: предварительном, текущем, тематическом, итоговом. С одной стороны, тестирование позволяет оперативно, достаточно точно и непредвзято определить уровень знаний учащихся. С другой стороны, тестирование позволяет самим учащимся проводить самоконтроль, и выяснять, какие разделы дисциплины им необходимо повторить.
В представленной работе предлагается использовать компьютеризованное тестирование в дистанционной форме. На первый взгляд может показаться, что проводить тестирование в дистанционной форме нет смысла, т.к. учащийся может воспользоваться при своих ответах любым доступным ему источником информации (например, сеть Internet). Однако авторы и предлагают такую форму тестирования в предположении, что при ответах на вопросы теста учащиеся будут задействовать сторонние источники информации. Дело в том, что при таком подходе сам тест выступает как логическое продолжение процесса обучения: учащийся целенаправленно ищет ответы на вопросы, вызвавшие у него затруднения. При этом он, как правило, перед ответом на проблемный вопрос просматривает несколько источников информации, после чего проводит их анализ и выбирает ответ. Таким образом, прохождение теста в домашних условиях наталкивает обучающегося на изучение дополнительной, в том числе научно-популярной литературы по определенной дисциплине.
Как показала достаточно продолжительная практика одного из авторов статьи – Дмитриева В.Л. (предложенный метод апробировался им в течение 8 лет), такая форма проведения тестирования дает хорошие положительные результаты, особенно если тест состоит из достаточно большого количества вопросов (более 80). При этом тест следует давать на несколько дней, с тем, чтобы излишне не загружать учащегося. Интервал времени в несколько дней также играет существенную роль при проведении дистанционного тестирования: учащийся не спешит с ответом, у него есть возможность хорошо разобраться в тех вопросах, которые вызывают затруднения.
Ниже рассматривается компьютерная программа, написанная Дмитриевым В.Л., и используемая при проведении тестирования дистанционно (подразумевается, что тест и тестирующий модуль программы дается учащимся на дом).
Программа имеет целью автоматизировать проверку знаний и умений учащихся по различным изучаемым дисциплинам, а также показать, на какие разделы и темы дисциплины следует обратить внимание. Возможно создание тестов с любым количеством вопросов. При этом количество вариантов ответов ограничено – их должно быть четыре. Поддерживается два типа вопросов: вопросы с единственным верным вариантом ответа и вопросы с несколькими верными вариантами ответа (при этом верными могут оказаться и все четыре варианта).
Наличие независимых тестирующего и проверочного модулей программы дает возможность проведения тестирования в домашних условиях (учащемуся при этом передается тестирующий модуль). Для формирования теста используется текстовый редактор Microsoft Word, в котором набираются вопросы теста и варианты ответов к ним (каждый вопрос и вариант ответа набирается с пропуском одной строки). Пример фрагмента текста теста приведен ниже (он содержит 4 вопроса):
Почему при рассматривании в один и тот же телескоп различных
планет и Луны их яркость по мере все большего и большего
увеличения все более и более ослабевает?
сказывается поглощение света
Земной атмосферой
одно и то же количество света,
падающего на объектив телескопа,
распределяется по все большей и
большей поверхности изображения
воздушные потоки приводят к
«размазыванию» изображения
нет правильного ответа
Укажите вклад Клавдия Птолемея в изучение Солнечной системы
в 150 г. н. э. в книге “Альмагест”
описал геоцентрическую систему мира
на основе наблюдательных данных
вывел три эллиптических закона
планетных движений
первым использовал телескоп для
астрономических исследований и
открыл фазы Венеры
написал книгу, в которой изложил
гелиоцентрическую теорию планетных
движений. Она была опубликована
в год его смерти (1543)
Для вычисления массы каждого компонента двойной звезды:
достаточно знать большую полуось
орбиты и период двойной звезды
необходимо, кроме суммы масс,
знать еще отношение расстояний
компонентов от общего центра масс
необходимо знать расстояния
и светимости компонентов
необходимо знать периоды
обращения компонент
Белые карлики
масса меньше, чем у Солнца
масса, близкая к массе Солнца
низкая поверхностная температура
самые большие массы
Подготовленный таким образом текст теста необходимо сохранить в файл формата RTF (rich text format).
После формирования базы тестов необходимо создать ключевые файлы – для этого преподавателю нужно запустить тестирующий модуль, самому пройти тест, а результирующий файл сделать ключевым.
На рис. 1 приведен внешний вид тестирующего модуля программы в процессе прохождения теста. В данном случае тест содержит 101 вопрос.
После завершения теста файл с вариантами ответов должен быть отправлен преподавателю (например, по электронной почте). При этом учащийся может проходить тест сколько угодно раз, – программа всякий раз перезаписывает файл с результатами ответов, и позволяет сохранять только самый последний вариант прохождения теста.
Для подведения итогов тестирования преподавателю необходимо лишь запустить проверочный модуль и узнать результаты прохождения теста учащимся. Внешний вид проверочного модуля в процессе работы представлен на рис. 2. При этом проверочный модуль дает возможность просмотреть варианты ответов учащегося и варианты ответов по ключевому файлу.
Рисунок 1. Окно программы в процессе тестирования
Рисунок 2. Окно программы в процессе проверки тестов
Стоит отметить достаточно жесткую систему выставления оценки, принятую автором в программе: если учащийся в каком-либо вопросе выбрал не все варианты верных ответов, или выбрал неправильные варианты, то программа поставит отрицательный балл и за выбор неправильных вариантов, и за то, что не был выбран верный вариант (или варианты). Именно поэтому в случае, представленном на рис. 2, когда вопросов в тесте всего 101, общее количество верных и не верных ответов для разных учащихся превышают значение 101.
В заключение хотелось бы отметить основные принципы, которых нужно придерживаться при составлении теста. Во-первых, вопросы должны быть однозначными (не допускающими произвольного толкования тестового задания), правильными (исключающими возможность формулировки многозначных ответов, если, конечно, такое не предполагается в самом тесте) и краткосрочными (не содержать заданий, предполагающих громоздких и сложных вычислений). Нельзя также допускать, чтобы одни вопросы содержали в себе подсказки для ответов на другие. Во-вторых, варианты ответов должны отвечать следующим требованиям:
- они не должны включать ответы, правильность или неправильность которых не может быть обоснована учащимися на момент тестирования (например, из-за того, что соответствующий материал еще не был полно изучен);
- должно предусматриваться случайное перемешивание вариантов ответов (в случае рассмотренной программы это выполняется самой тестирующей программой);
- неправильные ответы должны учитывать типичные ошибки учащихся и быть достаточно правдоподобными;
- нужно обращать внимание на то, чтобы варианты ответов не являлись формулировками правил из учебников – любой вариант должен подразумевать мыслительную деятельность со стороны учащегося, а не простое запоминание.
Таким образом, правильно составленные вопросы теста призваны играть не только контролирующую, но и, в значительной степени, обучающую роль, а грамотная и интересная форма их представления позволят достичь высоких результатов обучения
Библиографический список
- Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1. – С. 79-81.
- Дмитриев В.Л. Тестирование в игровой форме как способ проверки усвоения учебного материала // Информатика в школе. 2012. № 10 (83). С. 41-43.
- Дмитриев В.Л. Компьютерная программа для проведения тестирования с поддержкой произвольного расположения материалов теста // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 74-77
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М: Интеллект-Центр. 2002.