УДК 376.3

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ СРЕДЕ КОРЧАКОВСКОГО ЛАГЕРЯ

Шипова Алина Валерьевна
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Москва, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Аннотация
В статье раскрываются специфические возможности интеграционной среды корчаковского лагеря «Наш Дом» для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются педагогические идеи Я. Корчака, лежащие в основе практики воспитании в интеграционном лагере. Анализируются особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лагеря.

Ключевые слова: воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья, интеграционная среда, корчаковский лагерь, Януш Корчак


EDUCATION OF DISABLED CHILDREN IN THE INTEGRATION ENVIRONMENT OF THE KORZAK CAMP

Shipova Alina Valeryevna
Academy of Professional Development and Professional Retraining of Educators
Moscow, PhD in Рedagogical sciences, senior teacher of the Department of pedagogy and psychology

Abstract
The article deals with the special features of the integration environment of the Korczak camp «Nash Dom» for the education of disabled children. The pedagogical ideas of Ya. Korzak which are the cornerstone of practice education in the integration camp are considered. Features of education of disabled children in the conditions of the camp are analyzed.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шипова А.В. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в интеграционной среде корчаковского лагеря // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74079 (дата обращения: 24.11.2016).

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в корчаковском интеграционном лагере «Наш дом» основано на концептуальных педагогических идеях Я. Корчака: важности изучения детей и организации детского самоуправления, необходимости приближения позиции педагога к позиции врача, основная обязанность которого создавать условия для развития ребенка, идеи самоценности детства, уважения прав ребенка и его свободы в воспитательном пространстве [1]. Я. Корчак считал, что успех воспитания обеспечивается знанием ребенка, созданием условий его самореализации, вовлечением его в активную творческую деятельность, утверждением чувства защищенности в детском сообществе. Столь же важными для развития педагогики оказались идеи Я. Корчака о положении ребенка в обществе, о сущности процесса воспитания, о смысле воспитательной деятельности педагога [2].

Более 20-ти лет в России существует Российское общество Я. Корчака (РОЯК), в котором состоят педагоги и врачи, журналисты и ученые, студенты из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Курска, Перми, Ульяновска, Саратова, Улан-Удэ и др. С 1993 года основным проектом РОЯК стал детский интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом» для разных групп детей, в том числе и детей с ОВЗ. История лагеря «Наш Дом» – это история о поисках смысла того, что было названо его создателями «интеграцией». Анализ архивов лагеря (фото и видеоматериалов, текстов газет лагеря, писем вожатых и детей «О лагере после лагеря», ответов детей на вопросы анкет и др.) позволяет проследить путь развития интеграционного лагеря как гуманистической воспитательной системы [3].

Первый лагерь был организован в 1993 году в Таганроге. Идеей создания лагеря как интеграционного пространства для больных и здоровых детей появилась при ознакомлении в 1992 году студентов, активных членов корчаковского движения, с опытом работы с детьми-инвалидами в лагерях, которые были организованы Детским орденом милосердия.

Корчаковская «линия» – константа лагеря. В 1993 году лагерь был  назван «Наш Дом», сделан флаг, повторивший корчаковский (золотой клевер на зеленом поле). В лагере начали праздноваться День рождения Я. Корчака и отмечаться День его памяти, были освоены знаменитые корчаковские «доска объявлений», газета-дневник, «списки драк» [4].

Одновременно рождались формы работы, соответствующие специфическим условиям интеграции: «одомашнивалась» среда (дети жили не в отрядах, а в «семьях» по 10-12 человек). В каждой семье были «мама» и «папа», чью фамилию носили все дети. В «семье» старшие помогали младшим, здоровые – больным, взрослые – детям, а дети – педагогам. Был введен гибкий режим, обеспечивающий достаточно высокую степень свободы, так ребенок мог в любое время перейти в другую «семью», поселиться в другую комнату, решить, в каком мероприятии участвовать и др. Началась вестись кружковая работа, складывалась система праздников и традиций.

В последующие года интеграция приобрела международное направление (в лагере работали вожатые из России, Украины, Германии и Голландии), что обнаружило массу новых сложнейших проблем: обнаружились расхождения в понимании вожатской работы. Стали очевидными языковые проблемы, обнаружилась разница в режиме питания и стиле жизни. В то же время стало ясно, что международная интеграция несет в себе огромный позитивный потенциал: впервые были проведены ставшие позже традиционными Дни Голландии, Германии, Украины, Татарстана; усилилась мотивация изучения английского языка, который постепенно стал вторым языком лагеря. В это время произошли события, стратегически важные в развитии лагеря как воспитательной системы – начало работать самоуправление: в лагере был избран детский Парламент, принята Конституция лагеря – Права и обязанности гражданина «Нашего Дома».

Для нас особое значение имеет то, что Я. Корчак имел дело с детьми  разных социальных групп – это были варшавская беднота, дети салона, дети в летних лагерях, дети в условиях войны, дети, родившиеся в Палестине, дети в гетто и т.д. Именно здесь берет начало универсальный характер взглядов Я. Корчака на детство и детей.

В корчаковский интеграционный лагерь «Наш Дом» ежегодно приезжают от 5 до 20 детей с ОВЗ: с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра и др.

Каждый ребенок с ОВЗ, приезжая в «Наш Дом», попадает в интеграционное сообщество. Как всякое сообщество, оно сложно по организации, взаимосвязям и отношениям. Подобное сообщество не является возникшим спонтанно, оно выступает как результат целенаправленной воспитательной деятельности команды взрослых, которые объединены идеологически и владеют технологией организации совместной жизни детей разных групп и с различными уровнями физического здоровья, способных к постоянному творческому поиску. Каждый новый ребенок быстро становится частью интеграционного сообщества, и оно для него становится на время совместного проживания действительным центром его жизнедеятельности, ценностей и ответственности.

Интеграционная среда – это особая атмосфера, которая позволяет создать широкий спектр воспитательных ситуаций, включающих в себя освоение нового практического и эмоционального опыта. При этом обращается внимание на то, чтобы дети с ОВЗ не были перегружены, но и не находились под гнетом  излишней опеки. Дети с ОВЗ в полной мере принимают участие во всех событиях лагеря, приобретая опыт как позитивных, так и негативных переживаний.

Выполнение задачи создания условий для реализации индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка осуществляется с учетом их личных предпочтений путем организации разнообразных культурных практик общения, деятельности и познания с помощью игровых ситуаций, практических занятий, коммуникативных тренингов и др., направленных на раскрытие потенциала каждого ребенка, стимуляцию его инициативы и творчества для включения в лагерную жизнь [5]. Очень полезным оказывается постоянное наблюдение и подведение итогов, которое позволяет своевременно заметить и укрепить инициативу, исходящую от детей. Главный упор делается на такие социальные формы, в которых по мере возможности могут участвовать дети с ОВЗ.

В интеграционной среде лагеря активизируются связи ребенка с ОВЗ с окружающими, проявляются новые способы мышления и поведения, возникающие из-за этой совместной деятельности, целенаправленного объединения людей, владеющих уникальным объемом знаний, умений, навыков, переживаний, что и позволяет получить результат.

В творческой  атмосфере корчаковского интеграционного лагеря «Наш дом» происходит раскрытие творческих возможностей детей с ОВЗ, их эмоциональное раскрепощение, расширение запаса представлений об окружающем, формирование навыков общения, развитие интересов и познавательных потребностей, становление личности, осуществляется позитивная социализация и интеграция в социокультурное пространство.


Библиографический список
  1. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М.: ЦНПРО, 2013. 200 с.
  2. Валеева Р.А. Педагогическое кредо Януша Корчака // Народное образование. 2003. № 10. С. 205-213.
  3. Шипова А.В. Основные идеи педагогической концепции Я. Корчака // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 10. С. 39-42.
  4. Демакова И.Д.Бородина А.А.Кажевина Ю.И.Киржой Е.В. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом» // Народное образование. 2011. № 3. С.246-254.
  5. Шипова А.В. Культурные практики подростков в процессе социализации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 60-68.


Все статьи автора «Шипова Алина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация