Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в корчаковском интеграционном лагере «Наш дом» основано на концептуальных педагогических идеях Я. Корчака: важности изучения детей и организации детского самоуправления, необходимости приближения позиции педагога к позиции врача, основная обязанность которого создавать условия для развития ребенка, идеи самоценности детства, уважения прав ребенка и его свободы в воспитательном пространстве [1]. Я. Корчак считал, что успех воспитания обеспечивается знанием ребенка, созданием условий его самореализации, вовлечением его в активную творческую деятельность, утверждением чувства защищенности в детском сообществе. Столь же важными для развития педагогики оказались идеи Я. Корчака о положении ребенка в обществе, о сущности процесса воспитания, о смысле воспитательной деятельности педагога [2].
Более 20-ти лет в России существует Российское общество Я. Корчака (РОЯК), в котором состоят педагоги и врачи, журналисты и ученые, студенты из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Курска, Перми, Ульяновска, Саратова, Улан-Удэ и др. С 1993 года основным проектом РОЯК стал детский интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом» для разных групп детей, в том числе и детей с ОВЗ. История лагеря «Наш Дом» – это история о поисках смысла того, что было названо его создателями «интеграцией». Анализ архивов лагеря (фото и видеоматериалов, текстов газет лагеря, писем вожатых и детей «О лагере после лагеря», ответов детей на вопросы анкет и др.) позволяет проследить путь развития интеграционного лагеря как гуманистической воспитательной системы [3].
Первый лагерь был организован в 1993 году в Таганроге. Идеей создания лагеря как интеграционного пространства для больных и здоровых детей появилась при ознакомлении в 1992 году студентов, активных членов корчаковского движения, с опытом работы с детьми-инвалидами в лагерях, которые были организованы Детским орденом милосердия.
Корчаковская «линия» – константа лагеря. В 1993 году лагерь был назван «Наш Дом», сделан флаг, повторивший корчаковский (золотой клевер на зеленом поле). В лагере начали праздноваться День рождения Я. Корчака и отмечаться День его памяти, были освоены знаменитые корчаковские «доска объявлений», газета-дневник, «списки драк» [4].
Одновременно рождались формы работы, соответствующие специфическим условиям интеграции: «одомашнивалась» среда (дети жили не в отрядах, а в «семьях» по 10-12 человек). В каждой семье были «мама» и «папа», чью фамилию носили все дети. В «семье» старшие помогали младшим, здоровые – больным, взрослые – детям, а дети – педагогам. Был введен гибкий режим, обеспечивающий достаточно высокую степень свободы, так ребенок мог в любое время перейти в другую «семью», поселиться в другую комнату, решить, в каком мероприятии участвовать и др. Началась вестись кружковая работа, складывалась система праздников и традиций.
В последующие года интеграция приобрела международное направление (в лагере работали вожатые из России, Украины, Германии и Голландии), что обнаружило массу новых сложнейших проблем: обнаружились расхождения в понимании вожатской работы. Стали очевидными языковые проблемы, обнаружилась разница в режиме питания и стиле жизни. В то же время стало ясно, что международная интеграция несет в себе огромный позитивный потенциал: впервые были проведены ставшие позже традиционными Дни Голландии, Германии, Украины, Татарстана; усилилась мотивация изучения английского языка, который постепенно стал вторым языком лагеря. В это время произошли события, стратегически важные в развитии лагеря как воспитательной системы – начало работать самоуправление: в лагере был избран детский Парламент, принята Конституция лагеря – Права и обязанности гражданина «Нашего Дома».
Для нас особое значение имеет то, что Я. Корчак имел дело с детьми разных социальных групп – это были варшавская беднота, дети салона, дети в летних лагерях, дети в условиях войны, дети, родившиеся в Палестине, дети в гетто и т.д. Именно здесь берет начало универсальный характер взглядов Я. Корчака на детство и детей.
В корчаковский интеграционный лагерь «Наш Дом» ежегодно приезжают от 5 до 20 детей с ОВЗ: с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра и др.
Каждый ребенок с ОВЗ, приезжая в «Наш Дом», попадает в интеграционное сообщество. Как всякое сообщество, оно сложно по организации, взаимосвязям и отношениям. Подобное сообщество не является возникшим спонтанно, оно выступает как результат целенаправленной воспитательной деятельности команды взрослых, которые объединены идеологически и владеют технологией организации совместной жизни детей разных групп и с различными уровнями физического здоровья, способных к постоянному творческому поиску. Каждый новый ребенок быстро становится частью интеграционного сообщества, и оно для него становится на время совместного проживания действительным центром его жизнедеятельности, ценностей и ответственности.
Интеграционная среда – это особая атмосфера, которая позволяет создать широкий спектр воспитательных ситуаций, включающих в себя освоение нового практического и эмоционального опыта. При этом обращается внимание на то, чтобы дети с ОВЗ не были перегружены, но и не находились под гнетом излишней опеки. Дети с ОВЗ в полной мере принимают участие во всех событиях лагеря, приобретая опыт как позитивных, так и негативных переживаний.
Выполнение задачи создания условий для реализации индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка осуществляется с учетом их личных предпочтений путем организации разнообразных культурных практик общения, деятельности и познания с помощью игровых ситуаций, практических занятий, коммуникативных тренингов и др., направленных на раскрытие потенциала каждого ребенка, стимуляцию его инициативы и творчества для включения в лагерную жизнь [5]. Очень полезным оказывается постоянное наблюдение и подведение итогов, которое позволяет своевременно заметить и укрепить инициативу, исходящую от детей. Главный упор делается на такие социальные формы, в которых по мере возможности могут участвовать дети с ОВЗ.
В интеграционной среде лагеря активизируются связи ребенка с ОВЗ с окружающими, проявляются новые способы мышления и поведения, возникающие из-за этой совместной деятельности, целенаправленного объединения людей, владеющих уникальным объемом знаний, умений, навыков, переживаний, что и позволяет получить результат.
В творческой атмосфере корчаковского интеграционного лагеря «Наш дом» происходит раскрытие творческих возможностей детей с ОВЗ, их эмоциональное раскрепощение, расширение запаса представлений об окружающем, формирование навыков общения, развитие интересов и познавательных потребностей, становление личности, осуществляется позитивная социализация и интеграция в социокультурное пространство.
Библиографический список
- Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М.: ЦНПРО, 2013. 200 с.
- Валеева Р.А. Педагогическое кредо Януша Корчака // Народное образование. 2003. № 10. С. 205-213.
- Шипова А.В. Основные идеи педагогической концепции Я. Корчака // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 10. С. 39-42.
- Демакова И.Д., Бородина А.А., Кажевина Ю.И., Киржой Е.В. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом» // Народное образование. 2011. № 3. С.246-254.
- Шипова А.В. Культурные практики подростков в процессе социализации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 60-68.