СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Вылегжанина Анастасия Олеговна
Тюменский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике

Аннотация
Успешная реализация развертывающейся сегодня программы стратегического развития Арктической зоны РФ во многом зависит от социально-психологической атмосферы в регионах Арктики, в частности от степени вовлеченности жителей данных регионов в процессы социально-экономического развития и возможностей конструктивно влиять на эти процессы. Исследование посвящено вопросам анализа социальной активности в арктических регионах на основе данных платформы «Российская Общественная инициатива» (РОИ). Целью исследования является определение социального вклада жителей арктической зоны РФ в формирование национальных интернет-инициатив, а также уровня и специфики направленности их социальной активности. Изначальное предположение о крайне низком уровне социальной активности жителей арктических регионов было частично опровергнуто. Хотя малая заселенность циркумполярной зоны объективно обуславливает крайне незначительный социальный вклад арктических регионов в социальные преобразования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях посредством РОИ, однако уровень социальной активности Арктических регионов на РОИ значительно выше среднего по регионам РФ. Новые технологии интернет-коммуникаций существенно ослабляют, как минимум, влияние фактора территориальной удаленности и низкой плотности заселенности территорий и предоставляют возможности для максимальной включенности в общественные социальные процессы. При этом, общий уровень социальной активности посредством Интернет в РФ в целом, в том числе в Арктике, остается недостаточным для устойчивого развития процессов сотрудничества различных социальных групп в социоконструировании. Результаты данного исследования применимы в социальной сфере и сфере государственного управления в целях совершенствования инструментов развития сотрудничества в процессах общего социально-экономического развития, а также разработки программ мероприятий по повышению уровня социальной активности жителей арктической зоны РФ и совершенствованию интернет-инструментов социального сотрудничества.

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, гражданская ответственность, Российская Общественная Инициатива, социальная активность, социальные инновации, социальный вклад


SOCIAL INNOVATIVE ACTIVENESS IN RUSSIAN ARCTIC ON EXAMPLE OF WEB PORTAL RUSSIAN SOCIAL INITIATIVE

Vylegzhanina Anastasia Olegovna
Tyumen State University
candidate of economic science, docent, associate professor at the chair of math methods, information technologies and management systems in economy

Abstract
Successful realization of the Arctic strategic development program depends a lot on social-psychological atmosphere in the Arctic zone, in particular – on the extent of a social involvement of the local people into the social-economic development and on their possibilities of the constructive influence on these processes. This research contains analysis of social activeness at the Arctic territories, using data of web platform “Russian Social Initiative” (ROI). It is aimed to defining a social input of arctic inhabitants in generating social initiatives and to identifying a level and specifics of their social activeness. Initial hypothesis about a drastically low level of social activeness of arctic inhabitants was partially refuted. Low population density in circumpolar zone stipulates very little social input of the arctic inhabitants in social modernization on the local, regional and national level, at the same time, level of a social activeness of arctic regions’ citizens is much higher than average national one at the ROI. New technologies of internet communications considerably decline an influence of “remoteness” and “low population density” factors, providing opportunities of maximum social involvement in any area. Nevertheless, level of a national social activeness, including Arctic territories, remains insufficient for sustainable development through collaboration between different social groups in the aims of common social modernization. Results of this research can be applied in social and government sphere for refining instruments of collaborative social-economic development, for creating and implementing social programs, which increase the level of social activeness in the Arctic, and for improving internet techniques of social cooperation.

Keywords: civil responsibility, Russian Arctic, Russian social initiative, social activeness, social input


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вылегжанина А.О. Социальная инновационная активность регионов Арктической зоны РФ на примере интернет-портала Российской Общественной Инициативы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74042 (дата обращения: 14.03.2024).

Введение. Арктическая зона (см. рис.1) сегодня находится в «фарваторе» современных социально-экономических преобразований, правительством РФ разработана стратегическая программа развития Арктической зоны РФ [1]. Между тем, устойчивое развитие Арктики требует повышенного внимания и учета специфики условий ее развития. Она является территорией с особым экологическим и социально-экономическим «статусом» по многим объективным причинам: высокий уровень экологической уязвимости, проживание на территории Арктики малочисленных коренных народов Севера, затрудненные условия развития инфраструктуры и добычи полезных ископаемых и прочее.

Рис. 1. Арктическая зона РФ

Арктическая зона, в целом, характеризуется низкой плотностью заселенности, удаленностью от «центральных» территорий. Общими трендами для мировой Арктической зоны является половозрастной дисбаланс населения [2], вызывающий еще большее снижение плотности заселенности на данной территории [3] и отрицательно влияющий на темпы ее социально-экономического развития. Устойчивость и рост уровня заселенности Арктики является одним из критических факторов для долгосрочного выживания Арктических сообществ [4]. Жизнеспособность Арктических территорий также во-многом определяется социально-психологическими факторами: уровнем лидерского потенциала жителей, их сплоченности, объединения для достижения общих целей, развитости социальных отношений и связей, социального единства [5, 94], возможностями «найти источники дохода и смысл существования» [6, 139]. Уровень жизнеспособности территории повышается в процессе совместной деятельности социально активных граждан и организаций, готовых взять на себя ответственность за судьбу города и быть активно вовлеченными в решение местных вопросов [7, c.157] Таким образом, интенсификация участия жителей Арктики в планировании и реализации совместного социально-экономического развития является системным стратегическим фактором улучшения «социального самочувствия», долгосрочного и устойчивого благополучия жителей региона и одним из базовых условий успешной реализации программы стратегического развития Арктики.

Результаты последних социологических исследований в отдельных арктических регионах указывают на достаточно неблагоприятный социально-психологический климат в регионе и низкий уровень социальной активности: отмечается «критический уровень социального пессимизма, уверенность граждан в сохранении негативной социально-экономической динамики, отсутствие мотивации и готовности к активному участию в решении вопросов развития территорий» [8], усугубляющийся неадекватно низкой восприимчивостью социальных и экологических угроз [9], что является существенным фактором риска в удержании устойчивого «социального каркаса» российской Арктики как необходимой платформы ее устойчивого социально-экономического развития.

В то же время, развитие интернет-технологий способно существенно увеличить уровень активности участия жителей Арктики в общественной жизни страны и региона, за счет снижения значимости фактора удаленности от «центра» и малой плотности заселенности. Целью данного исследования является определение уровня и направленности социальной активности в Арктических регионах посредством интернет-технологий (на примере РОИ), а также поиск способов увеличения социальной вовлеченности жителей Арктических регионов в процессы модернизации и социальных преобразований посредством интернет-технологий.

Методология. Категория социальной активности может быть определена исходя из разных научных парадигм. С точки зрения субъективной парадигмы – как «социально-психологическая, ценностная, профессиональная установка субъекта, реализуемая в его деятельности» [10, 34]. Исходя из целей нашего исследования, направленного, в конечном итоге, на поиск способов повышения уровня социальной активности жителей Арктической зоны РФ, мы опираемся на определение социальной активности исходя из формирующей парадигмы [11] – как «меры социальной преобразующей деятельности, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями» [12, 67]. Потребности являются одной из составляющих структуры мотивов социальной активности [13, 181], осознание причин социальной напряженности, формирование социальных потребностей и психологической готовности – необходимая внутренняя работа каждого человека для осуществления проактивной социальной деятельности проактивного характера. Соответственно, повышение уровня социальной активности зависит от множества внутренних и внешних факторов, влияющих на Человека на разных этапах его психической деятельности, условий и культуры социальной деятельности на конкретной территории. В рамках данного исследования мы сфокусировались на особенностях реализации социальной активности жителей российской Арктики посредством новых интернет-технологий на примере РОИ[1].

Анализ социальной активности регионов Арктической зоны осуществлялся на основе данных интернет-платформы создания инициатив и голосования за инициативы «Российская общественная инициатива». Введение и масштабное распространение такой формы социальной активности, как «инициатива» в государственном масштабе в РФ было официально закреплено Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»[14]. Информационно-технологическая платформа для реализации данного Указа была реализована в виде интернет-платформы «Российская общественная инициатива» (РОИ). Указом Президента от 4 марта 2013 года РФ № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» были определены основные правила использования ресурса. Платформа РОИ начала работу со 2 апреля 2013 года [15]. Данная платформа была выбрана нами не только как официальный инструмент социальной активности, но и по нижеследующим причинам:

- является независимым инструментом создания инициатив (инициативы формулируются самими пользователями, формулировка инициативы не корректируется модератором);

- является корректным и достаточно удобным инструментом с точки зрения методической и технологической реализации: для создания инициативы и голосования пользователь должен быть авторизован через ЕСИА, что гарантирует персональную ответственность за формулировку предложения и аргументацию, корректный учет голосов (без возможности голосовать с разных аккаунтов от одного человека, проверку на совершеннолетие, а также региональную и муниципальную принадлежность для определения возможности голосовать за инициативы соответствующего уровня), предусмотрена автоматическая передача инициативы на рассмотрение при достижении определенного количества голосов, «прозрачность» хода рассмотрения инициативы, в том числе обязательное прикрепление официальных решений в виде файлов; имеется версия для слабовидящих.

- обеспечивает открытость и доступность информации, минимально необходимой для анализа социальной активности в Арктической зоне РФ. На сегодня на сайте существует возможность фильтрации по уровню инициатив (федеральный, региональный, муниципальный) и по тематическим разделам («транспорт и дороги», «наука и образование» и т.п.). Есть возможность отдельно просмотреть архивные, текущие инициативы. Тем не менее, пока не предусмотрено специальных фильтров по регионам, по стадии решения, по тематическим разделам внутри решенных инициатив, по годам. Однако, возможность идентификации региональной принадлежности инициативы заложена в номере инициативы, первые две цифры которого соответствуют официальному коду региона.

Анализ социальной активности жителей Арктической зоны РФ проводился в три этапа:

  1. Анализ «социального вклада» жителей Арктики в общую социальную активность по РФ на портале РОИ. Используемый для анализа показатель – «количество инициатив на портале РОИ в разрезе регионов». Сопоставление «социального вклада» арктических регионов проводилось методом ранжирования общего списка регионов РФ по количеству инициатив и сравнительного анализа «социального вклада» между Арктическими регионами и «центральными», наиболее активными территориями – г. Москвой и Московской областью.
  2. Дальнейший анализ уровня социальной активности проводился с помощью коэффициента социальной активности (КСА), рассчитываемый как «количество инициатив на 100 000 чел. в возрасте от 15 лет и более» в разрезе регионов. Хотя правила использования РОИ в качестве инструмента социальной активности допускают участие граждан возрастом более 18 лет, имеющаяся статистическая база позволяет нам использовать для расчета коэффициента только показатель количества населения в разрезе регионов по возрастным группам «мужчины и женщины 0 – 15 лет», «мужчины 16-59, женщины 16-54» и «мужчины 60 и более, женщины 55 и более» [16]. При наличии статистических данных о населении «18 лет и более» в разрезе регионов, расчет данного коэффициента может быть скорректирован. По показателю КСА был проведен сравнительный анализ между арктическими регионами, сопоставление уровня социальной активности по Арктике и по территории РФ в целом, а также сравнительный анализ уровней социальной активности в арктических регионах, в г. Москва и в Московской области.
  3. Дополнительно был проведен анализ направленности социальной активности жителей Арктических регионов по количеству инициатив в разрезе тематических разделов РОИ и по уровню инициатив (федеральный, региональный, муниципальный). Данные показатели были проранжированы в целях определения преобладающих направлений социальной активности.

Период, за который анализировались данные: апрель 2013 г. (начало работы РОИ) – сентябрь 2016 г. (фиксированная дата сбора данных – 28.09.2016 г.).

Результаты и обсуждение результатов. Вследствие объективных трудностей проживания и развития инфраструктуры в Арктике, для данных территорий характерна крайне низкая заселенность. Несмотря на большие территории, занимаемые Арктическими регионами (см. рис. 1), их плотность заселенности на 1кв.км является одной из наиболее низких на территории РФ. Так, население г. Москвы на 2015 год составляло 10 479 186 чел., в 14,5 раз больше, чем население наибольшего Арктического региона – Республики Саха (Якутия), которое составляет всего 723 718 чел. [16]. При этом на территории Якутии, площадью 3 083 523 кв. км. смогли бы поместится около 1 240 таких городов, как Москва, площадь которой составляет 2 561,5 кв. км.

Таблица 1. Количество инициатив на платформе РОИ за апрель 2013 г. – сентябрь 2016 г.в разрезе регионов и уровня инициатив

 Регионы Арктической зоны, г. Москва, Московская область Количество инициатив Место в рейтинге
Федерального уровня Региональ-ного уровня Муниципаль-ного уровня Итого
г. Москва

1728

258

67

2053

1

Московская область

630

61

64

755

2

Красноярский край

67

4

7

78

27

Мурманская область

64

0

1

65

30

Ямало-Ненецкий автономный округ

41

4

9

54

42

Республика Карелия

48

2

3

53

43

Архангельская область

39

0

2

41

47

Республика Саха (Якутия)

30

6

4

40

50

Республика Коми

29

2

6

37

54

Ненецкий автономный округ

11

0

0

11

72

Чукотский автономный округ

1

1

0

2

83

Итого по регионам Арктической зоны

330

19

32

381

Итого по всем регионам РФ

7600

654

484

8738

% инициатив регионов Арктической зоны в общем объеме инициатив по РФ

4,34

2,91

6,61

4,36

Наибольший рейтинг социальной активности по показателю количества инициируемых предложений среди Арктических регионов занимает Красноярский край: его жители сформулировали 78 инициатив, из них 67 – федерального уровня. Тем не менее такое количество инициатив, в сравнении, является всего лишь примерно 10-й частью всех инициатив, сгенерированных гражданами Московской области и 26-й частью – инициатив жителей г. Москва. Красноярский край по количеству зарегистрированных через РОИ инициатив занимает 27 место из 85-ти регионов РФ. Одно из последних мест в рейтинге регионов РФ по количеству инициатив занимает Чукотский АО, жители которого подали за все время существования РОИ всего 2 инициативы. Также небольшой численностью поданых инициатив отличается Ненецкий АО – всего 11 с 2013 по 2016 гг. (см. Табл. 1).

Таблица 2. Коэффициент социальной активности в разрезе регионов по данным за апрель 2013 г. – сентябрь 2016 г.

 Регионы Арктической зоны, г. Москва, Московская область Население в возрасте от 15 лет и более, чел. Количество инициатив на 100 000 чел. в возрасте от 15 лет и более.(КСА) Место в рейтинге
Ненецкий автономный округ

32956

33,4

1

г. Москва

10479186

19,6

2

Ямало-Ненецкий автономный округ

415236

13

5

Московская область

6078038

12,4

6

Мурманская область

630647

10,3

9

Республика Карелия

522176

10,1

11

Республика Саха (Якутия)

723718

5,53

37

Республика Коми

696839

5,31

41

Чукотский автономный округ

39129

5,11

42

Архангельская область

935117

4,38

52

Красноярский край

2325085

3,35

59

Несмотря на очевидный малый вклад Арктических регионов общем количестве инициатив по РФ, который составляет в абсолютном выражении 381 или 4,36% от общего количества инициатив по РФ (8 738 инициатив), результаты социальной активности по показателю количества инициатив на 100 000 чел. в возрасте от 15-ти лет и более открывают новый взгляд на уровень социальной активности в регионах Арктики. Ненецкий АО, имея наименьшее среди арктических регионов количество жителей в возрасте 15-ти и более лет, «опередил» г. Москва по показателю коэффициента социальной активности (КСА) и занял 1-е место в рейтинге регионов РФ. Ямало-ненецкий АО в рейтинге регионов РФ по показателю КСА поднялся на строчку выше, чем Московская область. В то же время, Красноярский край, генерирующий наибольшее количество инициатив (см. Таблицу 1), по показателю КСА оказался последним в списке Арктических регионов и 59-м в общем рейтинге регионов РФ. Таким образом, имея очень незначительную долю инициатив в общем объеме инициатив РОИ по РФ, регионы Арктики, тем не менее, демонстрируют относительно высокий уровень социальной активности по сравнению с другими регионами РФ. Коэффициент суммарной социальной активности арктических регионов на платформе РОИ (9,54) значительно превышает коэффициент суммарной социальной активности по РФ в целом (7,25), что может являться следствием повышенной необходимости и готовности жителей Севера использовать интернет-платформу для реализации имеющегося потенциала социальной активности.

При этом, интерес жителей регионов Арктики далеко не ограничивается кругом инициатив муниципального уровня, которые составляют всего 8,4% от всех инициатив РОИ жителей регионов Арктики (всего – 381 инициатива). Большую часть инициатив составляют инициативы федерального уровня – 86,6% от общего количества инициатив РОИ жителей Арктики, а региональные инициативы составляют оставшиеся 5% (см. Табл. 3).

Таблица 3. Количество инициатив на платформе РОИ за апрель 2013 г. – сентябрь 2016 г. в разрезе тематических разделов РОИ и уровня инициатив

Раздел Количество инициатив РОИ Ранг
Федерального уровня Регионального уровня Муниципального уровня Итого
Итого

330

19

32

381

Транспорт и дороги

48

5

11

64

1

Чиновники и гос. услуги

54

0

1

55

2

Потребители и сервис

38

2

2

42

3

Государственное управление

32

0

3

35

4

Государственная поддержка

30

2

0

32

5

Инфраструктура города

12

2

7

21

6

Здравоохранение

19

1

1

21

7

Бизнес

18

0

0

18

8

Безопасность

15

0

1

16

9

Экология

9

4

3

16

10

Образование и наука

15

0

0

15

11

ЖКХ, УК, ТСЖ

12

0

1

13

12

Экономика

7

1

0

8

13

Население и миграция

6

1

0

7

14

Избирательное право

5

1

1

7

15

Жилые дома и дворы

5

0

1

6

16

Уголовный кодекс

5

0

0

5

17

Наибольший интерес жители Арктической зоны РФ проявляют к вопросам «транспорта и дорог» – 64 инициативы; 2-е и 3-е место занимают темы «Чиновников и гос. услуг» (55 инициатив) и «Потребители и сервис» (42 инициативы). Предложения по совершенствованию избирательного права и уголовного кодекса, а также по вопросам жилых домов и дворов, населения и миграции, экономики являются наиболее редкими (от 5-ти до 8-ми предложений за весь период). Для более углубленного изучения причин такого «распределения» инициатив по темам требуется качественный анализ содержания самих инициатив и дополнительные социологические опросы населения.

Заключение. По результатам изучения уровня социальной активности в Арктических регионах можно сделать следующие общие выводы:

  1. На сегодняшний день вклад арктических регионов в количество создаваемых инициатив на портале РОИ крайне низкий – 4, 36% от общего количества инициатив по всем регионам РФ. Незначительность «социального вклада» в абсолютном показателе количества инициатив обусловливается, в основном, объективными причинами низкой заселенности данных территорий.
  2. В то же время, интенсивность формирования инициатив (количество инициатив на 100 000 чел. населения в возрасте 15-ти лет и более) посредством интернет-платформы РОИ в арктических регионах – выше среднего уровня по РФ, что говорит о востребованности таких инструментов как РОИ для реализации потенциала социальной активности удаленных территорий. Учитывая относительно повышенный интерес жителей региона в использовании интернет-платформы для реализации социальных инноваций, возможен дальнейший рост «социального вклада» данных территорий в условиях социальной политики, направленной на увеличение заселенности территорий и повышения эффективности использования РОИ.
  3. Результаты данного исследования в сочетании с результатами других социологических исследований в регионах Арктики позволяют выявить и эффективно использовать «ресурсы» улучшения социально-экономического климата в Арктической зоне. В частности, неудовлетворенность жителей Архангельской области «возможностями участия в принятии решений по жизни поселения и трудоустройства, медицинского обслуживания и условий для воспитания детей, услуг ЖКХ и благоустройства, наличия спортивных сооружений и качества работы банковских учреждений» [8] может быть снижена за счет активизации процессов формирования инициатив и голосования на платформе РОИ, а также за счет интенсификации работы администрации с инициативами, в том числе не набравшими формально необходимое количество голосов, однако имеющими большую социальную значимость и положительную социальную поддержку (значительное преимущество положительных голосов). Мероприятия, направленные на повышение социальной активности посредством РОИ также способны значительно повысить сегодняшнюю «низкую оценку возможностей личного влияния на сферы общественной жизни в своем населенном пункте (6,4%) и в стране (0,5%)» [8]. Формирование инициатив и голосование за инициативы посредством Интернет-технологий существенно повышает возможности личного участия жителей арктических регионов во всех значимых общественных сферах не только в пределах муниципального образования и региона, но и всей страны путем как формирования собственных инициатив, так и голосования за конструктивные федеральные инициативы жителей других регионов. Кроме того, отмечается достаточная осознанность необходимости участия в процессах совместного социально-экономического развития региона и системы управления регионом – по результатам социологических опросов, жители Архангельской области, в частности отмечали, что «многие проблемы были бы решены, если бы жители активно участвовали в их решении» (89,1%); декларируется достаточно высокая готовность людей к объединению для совместных действий в общих интересах и решения приоритетных проблем с односельчанами (68,8%) и органами МСУ (64,4%), а также согласием с тем, что «люди не должны надеяться на власть, нужно брать инициативу в свои руки» (66,9%) [8]. С другой стороны, имеются трудности с формированием психологической готовности сотрудничать и проявлять социальную активность в решении общих проблем на практике «свыше 68% опрошенных признали собственную пассивность в общественной жизни поселения» в Архангельской области [8], о высоком уровне пассивности также говорит и общее малое количество инициатив, сформированных жителями Арктики за 2013 – 2017 гг.
  4. Результаты работы позволили проявить достаточно высокий потенциал использования интернет-технологий для повышения уровня социальной активности Арктических регионов, хотя данное исследование имеет ряд ограничений (см. в разделе «Метод») и может быть существенно расширено за счет совершенствования метода анализа, ввода новых аналитических разрезов и показателей, дополнительных социологических опросов, а также углубленного качественного анализа содержания и направленности инициатив.

В целом, интернет-платформа РОИ, как инновационная социальная технология предоставляет новые возможности решения проблемы гармонизация интересов различных социальных групп и развития паритетного сотрудничества органов власти и общества в достижении общих целей роста благосостояния общества в целом. Однако, сегодняшние общие результаты ее использования говорят о необходимости повышения технологической эффективности данного инструмента, совершенствования функционала платформы, а также повышения результативности работы чиновников с предлагаемыми инициативами. За весь период существования РОИ из приблизительно восьми с половиной тысяч поданых инициатив «фильтр» по количеству голосов прошли лишь 12. Хотя некоторые инициативы рассматриваются еще до набора ими необходимого количества голосов (всего за период были приняты решения по 23-м инициативам), тем не менее показатель рассмотренных инициатив остается на крайне низком уровне, а решение о принятии инициативы к рассмотрению в случае «недобора» голосов пока носит субъективный характер.

В целях повышения уровня социальной вовлеченности жителей Арктики в процессы социально-экономических преобразований необходим комплекс системных мероприятий по:

- информатизации населения о возможностях интернет для активной социальной деятельности, в том числе о возможностях портала РОИ;

- увеличению числа реализованных инициатив и широкое освещение «обратной связи» о рассмотренных и реализованных инициативах, зарегистрированных жителями региона;

- повышению компьютерной грамотности, в том числе «социальной» интернет грамотности населения, включающей в себя приобретение знаний и развитие навыков использования web-инструментов для «проактивной» вовлеченности в процессы социальных преобразований;

- просвещению населения о значимости и о роли активной гражданской позиции в социальных процессах, о необходимости совместных преобразований в формате сотрудничества;

- повышению уровня социальной гражданской ответственности, готовности к сотрудничеству в осуществлении процессов социально-экономических преобразований и гражданской активности посредством специальных комплексных мер в сфере культуры, образования;

- проведению исследований в области социальной и экономической психологии, направленных на поиск эффективных методов и средств повышения социальной ответственности, социальной «деинфантилизации» и «пессимизма», повышения уровня личной заинтересованности в развитии региона и страны, развития атмосферы сотрудничества, партнерства между различными социальными группами в целях гармоничного и эффективного совместного социально-экономического развития.

Отдельным важным вопросом остается необходимость вовлечения коренного населения Арктики в процессы активного влияния на формирование социокультурного пространства региона, что требует, их высокого уровня социальной активности, как минимум, в голосовании за инициативы муниципального и регионального уровня. Также важно совершенствовать и сами инструменты социальной вовлеченности в процессы социальных преобразований: разрабатывать удобные мобильные приложения, форумы для обсуждения инициатив, реализовывать дифференцированный учет голосов, в частности коренного Арктического населения, постоянных жителей региона и «трудовых мигрантов» в целях более сбалансированного учета интересов различных социальных групп при рассмотрении инициатив разного типа.

Благодарность:Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект №14-38-00009).  Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.


[1] Официальный сайт РОИ – https://www.roi.ru/


Библиографический список
  1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. 20 февраля 2013 г. URL: http://www.government.ru/docs/22846 (дата обращения: 20.09.2016).
  2. Megatrends / Rasmussen, R.O. (ed) at al. Nordic Council of Ministers, Copenhagen. – 2011. – 206 p. URL: http://www.norden.org/en/publications/publications/2011-527 (дата обращения: 25.09.2016).
  3. Martin S. The effects of female out-migration on Alaska villages. Polar Geography. – 2009. – 32(1–2). – P. 61–67. URL: http://dx.doi.org/10.1080/10889370903000455 (дата обращения: 20.07.2016).
  4. Arctic Human Development Report. Regional Processes and Global Linkages. Nordic Council of Ministers 2014. 503 p. URL: http://www.norden.org/en/publications (дата обращения: 30.05.2016).
  5. Skerratt S. A critical analysis of rural community leadership: Towards systematised understanding and dialogue across leadership domains // J. of Contemporary Issues in Business and Government. – 2011. – 17(1). – Р. 87.
  6. Aarsaether N., L. Riabova, et al. Community Viability. Arctic Human Development Report. N. Einarsson, J. Nymand Larsen, A. Nilsson and O. R. Young. Akureyri, Stefansson Arctic Institute, 2004. Р. 139–154.
  7. Нуйкина Е. Социальная жизнеспособность северного города в современных условиях: лидерство и низовая активность населения. // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2015 – № 3(23). – С.156-160.
  8. Подоплёкин А.О. Социально-психологическое самочувствие сельского населения прибрежной зоны Беломорья как фактор риска для арктической политики России // Арктика и Север. – 2016. – № 24. С.27-39. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2016.24.27
  9. Вылегжанина А.О., Ромашкина, Г.Ф. Антропогенное воздействие в циркумполярной зоне: проблема восприятия // Регион: экономика и социология, 2016, № 2 (90), с. 121–132.
  10. Потапова С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города (на материалах г. Нижнекамска). [Текст] / С.А.Потапова. – СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2005.
  11. Левкин В.Е. Основные парадигмы в психологии
    Вестник Тюменского государственного университета. // Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2007. – № 4. – С. 165-174.
  12. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь: основные термины и понятия по социологии: в 2 т. Пер. с англ. Н.Н. Марчук. Т. 2. М.: АСТ, Вече. – 2001. – 528 с.
  13. Машрапова Х. К. Теоретические основания социальной активности студенческой молодежи // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2012. – №24-2. – С. 180-184.
  14. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35265 (дата обращения: 15.09.2016).
  15. Указ Президента РФ от 04.03.2013 N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36853 (дата обращения: 15.09.2016).
  16. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. М.: Федеральная служба государственной статистики. – 2015. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138625359016 (дата обращения: 20.09.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вылегжанина Анастасия Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация