УДК 338.45

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Денисова Ольга Викторовна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
магистрант

Аннотация
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные тенденции развития фармацевтического рынка в России в 2016 году. Выявлены ключевые особенности и тенденции его функционирования, определены главные ограничения дальнейшего развития.

Ключевые слова: производство, социальная значимость., стратегия развития фармацевтического рынка, фармацевтический рынок


TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN RUSSIA IN CONDITIONS OF MODERN ECONOMY

Denisova Olga Viktorovna
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
In this article are described and analyzed the main tendency and trends in the development of the pharmaceutical industry in Russia for 2016. Identified key features and tendencies of its functioning, identified the main constraints for further development.

Keywords: development strategy of the pharmaceutical market, pharmaceutical market, production, social significance


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Денисова О.В. Тенденции развития фармацевтического рынка в России в условиях современной экономики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73423 (дата обращения: 21.11.2016).

Научный руководитель:
Борисова Ольга Викторовна
к.э.н., доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Введение

Фармацевтический рынок является одним из самых динамично развивающихся рынков в мире. Сегодня Правительство РФ уделяет ему особое внимание, поскольку необходимо поддерживать отечественного производителя. Согласно федеральной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации»,  к 2020 году 90% стратегически значимых лекарственных средств должны составить лекарства, произведенные на территории России. А для этого необходима модернизация и обновление 75% фармацевтических и медицинских учреждений. Определим, возможно ли реализация поставленных перед фармацевтической отраслью задач и каковы и перспективы развития фармацевтической отрасли в России. С этой целью оценим текущее состояние фармацевтических компаний в России и проведем всесторонний анализ отрасли,в которой они функционируют, на базе чего определим существующие проблемы и угрозы.

Основная часть

На данный момент положение и статус российского фармацевтического рынка находится на стадии развития. Государственные закупки препаратов увеличиваются с каждым годом. Однако, на конец 2015 года, Россия не входит в десятку лидеров по продаже фармацевтической продукции. Данные результаты представлены на рисунке 1[4].

 

Рис 1. Объем продаж фармацевтической продукции (Rx и OTC), млн долларов США [4]

Как показывают прогнозы, сделанные аналитиками компании Deloitte к 2020 г. объемы продаж продукции изменятся не значительно и практически не окажут влияние на занимаемую позицию. Рост российского фармацевтического рынка  развивается медленее, по сравнению с ожиданиями и прогнозами. За последние 5 лет прирост составил 1 трл. 250  млдр. рублей.  В натуральном выражении наименьший прирост показал коммерческий рынок лекарственных препаратов. Нельзя не отметить влияние кризиса 2008-2009 годов на российский фармацевтический рынок.

В настоящее время существует целый комплекс проблем, который, по мнению специалистов, препятствует развитию фармацевтического рынка.Одной из главных проблем производителей российского фармацевтического рынка является проблема, связанная с состоянием российской экономики. На втором месте остается вопрос несовершенства законодательного регулирования. На третьем – валютный риск и девальвация рубля[4].Следует заметить, что в 2016 году, по сравнению с предыдущими годами, снизилась актуальность государственного финансирования. Однако, в связи с нестабильной и обостренной политической и экономической ситуацией в России и мире в 2016 году более остро ощущается проблема снижения платежеспособности населения. Однако, не смотря на это, многие западные производители планируют в ближайшие два года локализировать свое производство в России, а также выводить на российский рынок новые лекарственные средства. Таким образом, планируется строительство нового производства на территории России.

В то же время российские производители не ожидают и не прогнозируют ухудшения ситуации в фармацевтической отрасли. Многие иностранные компании планируют совместные проекты с российскими организациями, что увеличит долю инвестиций в отрасль. В целом, подобные вложения должны благотворно повлиять на фармацевтический рынок России.

В то же время, изменить ситуацию  в лучшую сторону можно за счет оптимизации расходов. Сегодня выделяют 3 главных способа оптимизации расходов на отечественном фармацевтическом рынке [3]:

- оптимизация бизнес- процессов;

- оптимизация расходов на персонал;

- оптимизация затрат на продвижение продукции и маркетинг.

Согласно торговой политике на фармацевтическом рынке в России и следуя федеральной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации», уже в первой половине 2016 года российские лекарства составляют 71,6% из перечня жизненно необходимых лекарственных средств. Большинство компаний на российском фармацевтическом рынке ожидают снижения доли импортной продукции в натуральном выражении [2].

Как известно, цели по импортозамещению заложены в государственной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации» [1, c. 329]. Для их достижения целесообразно:

- стимулировать иностранных производителей к переходу на использование производства полного цикла путем предоставления различных льгот и преференций, в том числе налоговых, а не путем установления дополнительных ограничений и запретов;

- дальнейшее ограничение или запрет на участие иностранных (нелокализованных) производителей в сфере государственных закупок;

- государственная поддержка российских производителей путем предоставления субсидий и различных льгот/ преференций (в том числе в сфере государственных закупок), а также увеличение инвестиций в российские инновационные фармацевтические производства.

Далее проведем краткий анализ российского фармацевтического рынка по состоянию на конец августа 2016 года.

Фармацевтический рынок состоит из двух сегментов – коммерческий и государственный. Коммерческий сегмент включает в себя все аптечные продажи лекарственных средств без учета продаж по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Государственный сегмент включает в себя аптечные продажи лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения, а также продажи через лечебно-профилактические учреждения. В среднем, за последние 3 года, рост государственного сектора составил около 5%, коммерческого сектора – на 10%[3]. На увеличение коммерческого сектора также влияет локализация импортных производителей в России. Как было отмечено ранее, локализация производства является эффективным инструментом в государственной политике регулирования фармацевтического рынка.

Далее подробнее рассмотрим объем коммерческого сегмента в России в период август 2015 по август 2016.

Рис. 2.Коммерческий рынок лекарственных препаратов России, август 2015 г. – август 2016 г.[3]

Как видно из рисунка 2, прослеживается скачкообразный роста рынка. Объем коммерческого рынка в августе 2016 года составил 47,7 млрд. руб.  По сравнению с аналогичным периодом 2015 года данный показатель вырос на 20%. Средняя стоимость упаковки лекарства снизилась на 0,6%, по сравнению с июлем, так как август это период «затишья». Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то можно отметить рост на 7%.

Заключение

В целом, хочется отметить положительную динамику темпов роста российских производителей на фармацевтическом рынке. Огромную роль в этом играет государственная поддержка и федеральная программа, направленная на поддержание и укрепление на рынке отечественных фармацевтических компаний. Помимо этого, изменение стратегий западных компаний, для которых российский рынок является одним из самых приоритетных по зоне покрытия, с целью локализации своего производства на российской территории, также приносит дополнительные инвестиции и благотворно влияет на экономику. Минпромторг предлагает ввести преференцию при госзакупках для стимуляции производителей, который будут локализировать производство, так преференцию в 15% могут получить компании, упаковывающие лекарства в России, 30% – производители готовых лекарственных форм, 40% – компании, которые наладят полный цикл производства. Локализация производства – один главных инструментов для увеличения отечественной доли рынка в фармацевтической индустрии. Основные трудности, с которыми сталкиваются отечественные производители находятся на пути преодоления, так как долгое состояние стагнации и отсутствие должных инвестиций в российский фармацевтический сектор оказали негативное воздействие на отечественного производителя.

Федеральная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации» оказывает мощное влияние на становление отечественного фармацевтического рынка и уже есть значительные улучшение в показателях по доле покрытия и количественного объема в продаж в аптечных сетях на российском рынке.


Библиографический список
  1. Лин А.А., Фармацевтический рынок: сектор научных исследований и разработок//Проблемы современной экономики. – 2015. – №3. – С. 327-332
  2. PWC. Фармацевтическая и медико-биологическая отрасль – 2016. – URL : pwc.ru.
  3. Фармацевтический рынок России // DSMGroup. -  2016. – №8.
  4. Оптимизация затрат и вывод на рынок новых лекарственных средств – приоритетные сценарии развития фармацевтической отрасли России в 2016 году// Делойт. – 2016.


Все статьи автора «Борисова Ольга Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация