Научный руководитель:
Борисова Ольга Викторовна
к.э.н., доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Введение
Фармацевтический рынок является одним из самых динамично развивающихся рынков в мире. Сегодня Правительство РФ уделяет ему особое внимание, поскольку необходимо поддерживать отечественного производителя. Согласно федеральной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации», к 2020 году 90% стратегически значимых лекарственных средств должны составить лекарства, произведенные на территории России. А для этого необходима модернизация и обновление 75% фармацевтических и медицинских учреждений. Определим, возможно ли реализация поставленных перед фармацевтической отраслью задач и каковы и перспективы развития фармацевтической отрасли в России. С этой целью оценим текущее состояние фармацевтических компаний в России и проведем всесторонний анализ отрасли,в которой они функционируют, на базе чего определим существующие проблемы и угрозы.
Основная часть
На данный момент положение и статус российского фармацевтического рынка находится на стадии развития. Государственные закупки препаратов увеличиваются с каждым годом. Однако, на конец 2015 года, Россия не входит в десятку лидеров по продаже фармацевтической продукции. Данные результаты представлены на рисунке 1[4].
Рис 1. Объем продаж фармацевтической продукции (Rx и OTC), млн долларов США [4]
Как показывают прогнозы, сделанные аналитиками компании Deloitte к 2020 г. объемы продаж продукции изменятся не значительно и практически не окажут влияние на занимаемую позицию. Рост российского фармацевтического рынка развивается медленее, по сравнению с ожиданиями и прогнозами. За последние 5 лет прирост составил 1 трл. 250 млдр. рублей. В натуральном выражении наименьший прирост показал коммерческий рынок лекарственных препаратов. Нельзя не отметить влияние кризиса 2008-2009 годов на российский фармацевтический рынок.
В настоящее время существует целый комплекс проблем, который, по мнению специалистов, препятствует развитию фармацевтического рынка.Одной из главных проблем производителей российского фармацевтического рынка является проблема, связанная с состоянием российской экономики. На втором месте остается вопрос несовершенства законодательного регулирования. На третьем – валютный риск и девальвация рубля[4].Следует заметить, что в 2016 году, по сравнению с предыдущими годами, снизилась актуальность государственного финансирования. Однако, в связи с нестабильной и обостренной политической и экономической ситуацией в России и мире в 2016 году более остро ощущается проблема снижения платежеспособности населения. Однако, не смотря на это, многие западные производители планируют в ближайшие два года локализировать свое производство в России, а также выводить на российский рынок новые лекарственные средства. Таким образом, планируется строительство нового производства на территории России.
В то же время российские производители не ожидают и не прогнозируют ухудшения ситуации в фармацевтической отрасли. Многие иностранные компании планируют совместные проекты с российскими организациями, что увеличит долю инвестиций в отрасль. В целом, подобные вложения должны благотворно повлиять на фармацевтический рынок России.
В то же время, изменить ситуацию в лучшую сторону можно за счет оптимизации расходов. Сегодня выделяют 3 главных способа оптимизации расходов на отечественном фармацевтическом рынке [3]:
- оптимизация бизнес- процессов;
- оптимизация расходов на персонал;
- оптимизация затрат на продвижение продукции и маркетинг.
Согласно торговой политике на фармацевтическом рынке в России и следуя федеральной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации», уже в первой половине 2016 года российские лекарства составляют 71,6% из перечня жизненно необходимых лекарственных средств. Большинство компаний на российском фармацевтическом рынке ожидают снижения доли импортной продукции в натуральном выражении [2].
Как известно, цели по импортозамещению заложены в государственной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации» [1, c. 329]. Для их достижения целесообразно:
- стимулировать иностранных производителей к переходу на использование производства полного цикла путем предоставления различных льгот и преференций, в том числе налоговых, а не путем установления дополнительных ограничений и запретов;
- дальнейшее ограничение или запрет на участие иностранных (нелокализованных) производителей в сфере государственных закупок;
- государственная поддержка российских производителей путем предоставления субсидий и различных льгот/ преференций (в том числе в сфере государственных закупок), а также увеличение инвестиций в российские инновационные фармацевтические производства.
Далее проведем краткий анализ российского фармацевтического рынка по состоянию на конец августа 2016 года.
Фармацевтический рынок состоит из двух сегментов – коммерческий и государственный. Коммерческий сегмент включает в себя все аптечные продажи лекарственных средств без учета продаж по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Государственный сегмент включает в себя аптечные продажи лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения, а также продажи через лечебно-профилактические учреждения. В среднем, за последние 3 года, рост государственного сектора составил около 5%, коммерческого сектора – на 10%[3]. На увеличение коммерческого сектора также влияет локализация импортных производителей в России. Как было отмечено ранее, локализация производства является эффективным инструментом в государственной политике регулирования фармацевтического рынка.
Далее подробнее рассмотрим объем коммерческого сегмента в России в период август 2015 по август 2016.
Рис. 2.Коммерческий рынок лекарственных препаратов России, август 2015 г. – август 2016 г.[3]
Как видно из рисунка 2, прослеживается скачкообразный роста рынка. Объем коммерческого рынка в августе 2016 года составил 47,7 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года данный показатель вырос на 20%. Средняя стоимость упаковки лекарства снизилась на 0,6%, по сравнению с июлем, так как август это период «затишья». Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то можно отметить рост на 7%.
Заключение
В целом, хочется отметить положительную динамику темпов роста российских производителей на фармацевтическом рынке. Огромную роль в этом играет государственная поддержка и федеральная программа, направленная на поддержание и укрепление на рынке отечественных фармацевтических компаний. Помимо этого, изменение стратегий западных компаний, для которых российский рынок является одним из самых приоритетных по зоне покрытия, с целью локализации своего производства на российской территории, также приносит дополнительные инвестиции и благотворно влияет на экономику. Минпромторг предлагает ввести преференцию при госзакупках для стимуляции производителей, который будут локализировать производство, так преференцию в 15% могут получить компании, упаковывающие лекарства в России, 30% – производители готовых лекарственных форм, 40% – компании, которые наладят полный цикл производства. Локализация производства – один главных инструментов для увеличения отечественной доли рынка в фармацевтической индустрии. Основные трудности, с которыми сталкиваются отечественные производители находятся на пути преодоления, так как долгое состояние стагнации и отсутствие должных инвестиций в российский фармацевтический сектор оказали негативное воздействие на отечественного производителя.
Федеральная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации» оказывает мощное влияние на становление отечественного фармацевтического рынка и уже есть значительные улучшение в показателях по доле покрытия и количественного объема в продаж в аптечных сетях на российском рынке.
Библиографический список
- Лин А.А., Фармацевтический рынок: сектор научных исследований и разработок//Проблемы современной экономики. – 2015. – №3. – С. 327-332
- PWC. Фармацевтическая и медико-биологическая отрасль – 2016. – URL : pwc.ru.
- Фармацевтический рынок России // DSMGroup. - 2016. – №8.
- Оптимизация затрат и вывод на рынок новых лекарственных средств – приоритетные сценарии развития фармацевтической отрасли России в 2016 году// Делойт. – 2016.