СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ТОСЭР КАК СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Кузнецов Борис Леонидович1, Кузнецова Светлана Борисовна2, Галиуллина Гыльия Фагимовна3
1Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор технических наук, профессор;
2Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук, доцент;
3Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук, доцент.

Аннотация
В работе рассматриваются возможные стратегии развития территорий опережающего развития (ТОР), отмечаются их достоинства и недостатки. Предлагается в качестве перспективной стратегия, основанная на синергетическом подходе и кластерной гибридизации различных отраслей, в т.ч. крупной промышленности, а не только малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: кластерная гибридизация, моногород, синергетический подход., стратегия, территория опережающего развития (ТОР)


SYNERGETIC APPROACH TO CREATION OF TOSER AS A STRATEGY ADVANCED DEVELOPMENT

Kuznetsov Boris Leonidovich1, Kuznetsova Svetlana Borisovna2, Galiullina Gulia Fagimovna3
1Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, doctor of technical sciences, professor;
2Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, candidate of economic sciences, associate professor;
3Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, candidate of economic sciences, associate professor.

Abstract
The paper deals with the possible development strategy for the advanced development of territories celebrated their advantages and disadvantages. It is proposed as a promising strategy based on a synergistic approach and the cluster of hybridization of different industries, including large-scale industry, not only small and medium-sized businesses.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кузнецов Б.Л., Кузнецова С.Б., Галиуллина Г.Ф. Синергетический подход к созданию ТОСЭР как стратегия опережающего развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/73006 (дата обращения: 18.04.2024).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Стратегия формирования и функционирования территорий опережающего развития на основе реализации территориальной промышленной политики» № 16-02-00073.

Монопрофильные города (города с подавляющим доминированием одной отрасли хозяйственной деятельности) возникли во многих государствах на этапе мануфактурного производства. Концентрация производства обеспечивала рост производительности труда. Проявлялся эффект масштабного фактора.

В то же время смена технологических укладов «опускала» одни отрасли и «поднимала» другие. В результате первой промышленной революции (конец XVIII – начало XIX веков) поднимались города с машиностроительным потенциалом и качественной металлургией. Во второй промышленной революции (вторая половина XIX века) поднялись города, связанные с железнодорожным транспортом, электротехнической промышленностью.

Каскад индустриальных трансформаций в XX веке обеспечил подъем городов, производящих вооружение, развивающих автомобилестроение, авиастроение, тракторостроение, химической, нефтеперерабатывающей промышленности, тяжелого машиностроения. Но закон неравномерного эмерджентного и нелинейного развития стал проявлять себя.

Показательна судьба американского мегаполиса Детройт. Прогресс в автомобилестроении сделал Детройт, в начале XX века небольшой городок, центром мирового автомобилестроения (агломерация пригородных городов с количеством населения, приближающимся к 5 млн. человек). В конце XX века Детройт – город с депрессивной экономикой, «умирающий» моногород с негативными явлениями во всех сферах жизни.

В Великобритании в 1980-е годы подобная участь постигла один из крупнейших городов Шотландии Глазго, где из-за кризиса судостроения было потеряно 50 тысяч рабочих мест. В Южном Йоркшире было потеряно 70 тысяч рабочих мест в связи с кризисом в горнодобывающей промышленности. В Керби, центре сталелитейной промышленности, кризис сопровождался появлением десятков тысяч безработных.

Моногорода с депрессивной экономикой появлялись и в других странах – Испании, Франции, Турции и др.

Опыт зарубежных стран показал, что универсальных методов вывода моногородов из депрессивного состояния нет, но есть большой набор стратегий, с помощью которых депрессивные моногорода превращались в города с процветающей экономикой. Самый яркий пример – Сингапур, еще 30 лет назад чахлый торговый морской порт с низким уровнем жизни. Сегодня – это город, специализирующийся на наукоемком машиностроении, наукоемкой сфере услуг (в т.ч. финансовых) с высочайшим уровнем жизни, превосходящим большинство стран Западной Европы.

В Китае двадцати миллионный город Шанхай, который был символом хаоса и нищеты, благодаря программе «Факел», по которой создано более 350 технопарков высоких технологий, превращен в крупнейший мировой центр различных отраслей промышленности.

Правительства Японии, Малайзии, Индонезии, Мексики, Бразилии, США, Великобритании и других стран использовали обширный арсенал способов диверсификации депрессивных моногородов, включая создание технополисов, технопарков, специальных экономических зон, особых экономических зон, вводя налоговые облегчения, обеспечивая инфраструктурные проекты необходимой поддержкой.

В России проблема моногородов вышла на обсуждение в 2009 году, когда Министерство регионального развития назвало 19 городов с депрессивной экономикой, общей особенностью которых являлось то, что это были моногорода. В 2014 году список Правительства включал 349 моногородов, в 2015 году – 319 моногородов.

Анализ стратегии выхода моногородов из кризисного состояния дает основание отличить следующие стратегии:

  • стратегию выживания без использования специальных методов («стихийная стратегия»);
  • стратегия выхода из кризиса на основе управляемой диверсификации с ориентацией на услуги и наукоемкие технологии шестого технологического уклада (технополисы, технопарки, специальные экономические зоны и т.д.);
  • диверсификации на основе программно-целевого подхода, когда отдельным моногородам придаются отраслевые специализации принципиального нового направления, отличные от доминирующих.

В Российской практике в качестве инструмента вывода моногородов из кризиса используются «Территории опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР). Данный инструмент предусматривает некоторые льготы по налогообложению и преференции по инфраструктурным проектам. Привилегированным моногородам для малого и среднего бизнеса при этом указаны отраслевые коридоры, в которых они могут осуществлять свою деятельность в ТОСЭР.

Концептуальный каркас проблемы конвертации депрессивности (все моногорода, получившие статус ТОСЭР, имеют депрессивные экономики) в опережение (в правительственных документах нет дефиниции этому понятию) включает смысловую идентификацию целей и теоретических постулатов и принципов, на которых можно решать подобные задачи, поиски способов отражения особенностей каждого моногорода со статусом ТОСЭР и разработку конкретных организационно-экономических механизмов реализации поставленных целей и задач в практику.

Пока нет опыта успешной реализации проектов ТОСЭР, но есть исторический опыт бурного развития старых городов и строительства новых городов. За 10 лет индустриализации (1930-1940 гг.) возникли мощные индустриальные центры – Екатеринбург (Свердловск), Самара (Куйбышев), Новосибирск, Челябинск, Пермь (Молотов), Омск, Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк, Магнитогорск, Нижний Новгород. Было построено более 300 новых соцгородов с крупными (в т.ч. крупнейшими в мире) промышленными предприятиями. Безусловно, механическое использование опыта индустриализации невозможно, но реиндустриализация России неизбежна. Реинжиниринг производственных систем моногородов – это важнейшая экономическая задача всей страны, а не только жителей этих депрессивных городов.

В настоящее время в числе депрессивных моногородов оказались самые быстрорастущие города СССР – Тольятти, Набережные Челны.

Тольятти – крупный комфортабельный город в живописной местности (725 тысяч жителей), крупнейший центр автомобилестроения в стране, лидер рынка легковых автомобилей в России (20% рынка). Кризис автомобильной промышленности России остановил бурное развитие города, сделал экономику города депрессивной. Последние 5 лет активно обсуждается стратегия расселения города.

Набережные Челны (525 тысяч жителей), столица грузового автомобилестроения России. Один из самых комфортабельных городов страны. Кризис автомобильной промышленности страны создал депрессивное состояние экономики города. Создание в городе ТОСЭР является попыткой диверсификации экономики города. У города есть перспектива в партнерстве с проектом «ИнноКам» (объединение усилий Набережночелнинской ТОСЭР, Нижнекамского, Елабужского, Менделеевского, Заинского муниципальных районов) создать инновационно-промышленный кластер гибридного типа (нефтехимическая и машиностроительная промышленность).

Как бы ни диверсифицировались Тольятти и Набережные Челны, они останутся центрами автомобилестроения.

У шахтерских моногородов путь к «опережению» будет труднее. Они не имеют инновационной инфраструктуры и их стратегия из депрессии в «опережение» вероятнее всего будет связана с малым и средним бизнесом и стратегией выживания за счет инвесторов, уполномоченных государством.

Одним из нереализованных пока резервов являются управленческие и организационные технологии формирования синергетических эффектов в ТОСЭР [1;2]. Резиденты ТОСЭР, приняв синергетическую стратегию развития, могут обеспечить синхронизацию интересов, целей, интегрировать транспортно-складскую, энергетическую, логистическую инфраструктуры. В этом случае будет создана модель кластера, основанная на интеграции, синхронизации и самоорганизации. Синергетический подход к решению сложных проблем системно синтезирует рыночный, плановый и программные типы управления, отождествляет экономическую динамику не с количественными приращениями от достигнутого, а с качественными изменениями в развитии, включающем фазовые и структурные превращения в системе [3]. На основе синергетического подхода могут и должны формироваться опережения на основе кластерной гибридизации, создаваться инновационные технологии.

Синергетический подход, кластерная гибридизация, инновационная стратегия способны создавать лидерство и опережение в социально-экономическом развитии. Необходимо освободить проект ТОСЭР в моногородах от узких коридоров деятельности, выданных Правительством,  и дать свободу самоорганизации. В проекты ТОСЭР необходимо включить механизмы взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса и перейти на кластерную гибридизацию.


Библиографический список
  1. Хакен Г. Синергетика – М.: Мир, 1980. – 360 с.
  2. Кузнецов Б.Л. Синергетический менеджмент в машиностроении. – Набережные Челны: Изд. КамПИ, 2003. – 388 с.
  3. Кузнецов Б.Л. Теория синергетического развития экономических систем. – Набережные челны: Изд. Камской гос. инженерно-экономической акад., 2010. – 132 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кузнецова Светлана Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация