УДК 37

СМЕШАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Кирюшкина В.А.1, Лазарчук Д.К.1
1ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", магистрант 2 курса кафедры «Лингводидактика и межкультурные коммуникации»

Аннотация
Традиционное образование не успевает адаптироваться к быстро изменяющемуся информационно-ориентированному миру. Отсюда огромная потребность в специалистах, обладающих креативным критическим мышлением, способным принимать решения и быть ответственным за него. Российские молодые специалисты сталкиваются с трудностями в работе над международными проектами. Это происходит по причине низкого уровня мобильности российской традиционной системы образования и нехватки учебных часов. Для решения данной проблемы необходимо внедрение определенного процента самостоятельного обучения, при котором студент будет находить решения определенным проблемам и решать поставленные задачи. Такой метод – метод смешанного обучения. Смешанное обучение включает в себя наиболее эффективные приемы традиционной формы обучения (в ходе личного общения) и интерактивное обучение в режиме онлайн.

Ключевые слова: вебинар, критическое мышление, профессиональная компетенция, роль преподавателя, самостоятельное обучение, смешанное обучение, стратегии смешанного обучения


BLENDED LEARNING AS A MAJOR DIRECTION IN PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION

Kiryushkina V.A.1, Lazarchuk D.K.1
1Moscow State University of Psychology and Education, 2nd year student of master program

Abstract
Traditional educational system is slowly adapted to technological changes in the contemporary information-oriented world. Therefore the main aim of contemporary education is to prepare specialists who will be capable to take responsibilities in their decision, capable to creative critical thinking. Russia has problems in low ability of young specialists to take part in international projects. This problem can be explained by low level of Russian mobility and lack of learning hours. To solve this problem contemporary education must include independent self-learning to students can solve particular problems and reach goals by their own. This method is called blended learning. Blended learning can be defined as a method of teaching that combines the most effective face-to-face teaching techniques and online collaboration.

Keywords: blended learning, blended learning strategies, critical thinking, independent learning, professional competence, teacher’s role, webinar


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кирюшкина В.А., Лазарчук Д.К. Смешанный метод обучения как приоритетное направление в профессионально-ориентированном образовании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/73072 (дата обращения: 21.11.2016).

Введение

Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам считается приоритетным направлением в российском образовании.  Способность общаться на разных языках становится неотъемлемой частью профессиональной компетенции любого специалиста вне зависимости, в какой сфере он работает. В связи с изменением требований к обучению специалистов появилась необходимость тщательно изучить содержание и подходы к обучению иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей. В рамках ограниченного классного времени новые методологические подходы должны быть основаны на индивидуализации и автономии. Целью статьи является обоснование ведущей роли смешанного обучения в современном образовании. Гипотеза исследования: смешанное обучение является приоритетным направлением в профессионально ориентированном современном образовании.

Ни один университет не может выпустить специалиста готового к независимой профессиональной карьере, так как люди становятся специалистами в процессе их личного профессионального развития. Таким образом, автономия может рассматриваться как необходимое условие, при котором студент использует бесконечный потенциал человеческого мозга и современных технологий, включающих в себя и информационные технологии, для более быстрого обретения знаний с большей эффективностью, прилагая меньше усилий.

Смешанный метод обучения

Внедрение информационных технологий в процесс обучения иностранным языкам привело к возникновению нового метода: метод смешанного обучения. Этот термин можно определить, как сочетание онлайн обучения и обучения в ходе личного общения. В соответствии с определением К. Грахама (С. Graham) можно выделить три компонента смешанного обучения [2]:

- обучение в ходе личного общения, которое представляет собой традиционный формат обучения, когда учитель и студенты встречаются в классе;

- самообучение, которое предполагает разные виды деятельности, например, такие как: поиск в интернете, участие в вебинарах и т.д.;

- совместное обучение в режиме онлайн – совместная работа студентов и учителя в режиме онлайн в виде вебинаров, конференций в скайпе и т.д.

Таким образом, смешанное обучение может быть определено как метод обучения, который включает в себя наиболее эффективные приемы традиционной формы обучения (в ходе личного общения) и интерактивное обучение в режиме онлайн.

Основные стратегии смешанного обучения

Особое место в смешанном обучении занимает самостоятельная работа. Так, первая стратегия обучения – это делать конспекты от руки, даже если они уже представлены. Во время переписывания конспекта самым важным является не только то, что ты копируешь свои записи, а то, что ты сокращаешь и расширяешь заметки там, где это уместно, и, перефразируя их, ты вкладываешь свой собственный смысл.

Процесс перефразирования и переписывания конспектов вскоре после лекции поможет переместить информацию из кратковременной, в долгосрочную память. Если отложить переписывание более чем на 24 часа, заметки, которые должны были быть конкретизированы, исчезнут из доступной памяти. Студенты должны понимать, что очень важно найти время переписать конспекты, даже если они думают, что поняли материал с первого раза.

Пропущенные занятия обеспечивают появление второй стратегии обучения. Эта стратегия – способ группового обсуждения и обучения. Очень важно, как можно раньше развивать отношения с другими студентами и создавать учебные группы, чтобы делиться материалами друг с другом.

Третьей стратегией является использование учебника. Большинство учащихся выполняют домашние задания самостоятельно, используя примеры из учебника. Но очень часто примеры из учебников не предназначены для преодоления всех возможных трудностей. Необходимо изучать информацию из лекции и учебника относительно проблемы. Затем нужно рассмотреть примеры в текстах и лекциях, будто бы они были проблемами из домашней работы, необходимо проработать примеры до того, как посмотреть ответы, а потом сверить свой подход и ответ из учебника. Всегда есть несколько путей для решения проблемы, но важно понять метод из учебника. Возможность решить проблему, без использования примера, является значительным навыком, проверяемым на всех тестах.

Групповое обучение очень важно, но необходимо чередовать групповую работу и собственные усилия. Во-первых, студент должен самостоятельно попытаться сделать домашнее задание или подготовиться к тесту. Социальные теоретики конструктивистского обучения показали, что значимые результаты обучения от небольших исследовательских групп можно достичь двумя важнейшими способами: обсуждением и действиями, направленными на решение проблемы. Группы также могут быть полезными средствами при обучении, если студены создают опросы и тесты друг для друга.

Наконец, важно воодушевлять студентов ставить достижимые цели. Важно решать небольшие задачи.

Однако, система будет эффективно работать, только если ее компоненты сбалансированы и адекватны программе обучения. По нашему мнению, метод смешанного обучения может быть использован для подготовки студентов к самостоятельной продуктивной деятельности, развивая следующие навыки:

-         Конструктивное и алгоритмическое мышление;

-         Креативное мышление благодаря снижению объема репродуктивной деятельности;

-         Коммуникативные навыки, формирующиеся при совместной работе над проектами;

-         Способность находить решения в ситуациях смоделированных компьютером;

-         Исследовательские навыки.

Роль преподавателя

Может показаться удивительным, но роль учителя в смешанном обучении очень важна. В действительности, увеличивается нагрузка на учителей, растут профессиональные требования, а функции управления и контроля усложняются. Использование метода смешанного обучения побуждает преподавателей значительно повысить уровень компетентности, овладеть навыками работы на компьютере, создавать новые онлайн курсы и тратить больше времени на подготовку к уроку.

Уже в 1978 году МакКичи (McKeachie) выделил шесть типов ролей учителя, которые могут быть применены к онлайн обучению [6]:

- посредник, который улучшает процесс обучения, мотивируя студентов на активное участие в дискуссии и помогая студентам воспринимать процесс обучения как нечто значимое и важное.

- эксперт, который стимулирует студентов, не подавляя их.

- формальный контроль, которые помогает студентов устанавливать границы такие как: приемлемое поведение на уроке и даты выдачи материала.

- общественный деятель, который имеет контакты внутри академического общества и, таким образом, может быть полезен студентам в написании рекомендаций и предоставляя доступ к исследовательским ресурсам.

- харизматичная личность, выражающая заинтересованность и энтузиазм не только в отношении предмета, но и в отношении студентов.

- человек, проявляющий понимание и участие к нуждам студентов.

Онлайн преподаватели обычно создают собственные программы, стремясь сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, призывая студентов к активному взаимодействию, побуждая их к размышлению и саморазвитию. Российские исследователи: Е.С. Полат и М.В. Моисеева, утверждают, что программа курса онлайн обучения должен в себя включать следующие дидактические блоки [4]:

- организационный и методический;

- информативный и обучающий;

- определяющий и контролирующий.

Первый блок включает в себя информацию о целях и предметах курса и объясняет, как они связаны с другими курсами программы. Информативный и обучающий блоки состоят из модулей теоретического материала и практических заданий. Функция контроля может быть осуществлена разными способами: тесты, вебинары, онлайн дискуссии и т.д.

Первая задача преподавателя, желающего интегрировать метод смешанного обучения в процесс обучения иностранным языкам, – это правильно подготовить учебный материал. В ходе его составления необходимо знать заранее, какой материал должен использоваться в классе, а какой может быть отправлен по интернету. Таким образом, очень важно для преподавателей понимать, какой материал они должны объяснить и проработать в классе, а какой больше подходит для самообучения.

Другой важный фактор для преподавателя для успешной интеграции смешанного обучения – это правильно организованный и тщательно спланированный учебный план. Учитель должен сосредоточиться на следующих аспектах: классная и онлайн деятельность, адекватность преподавательских целей индивидуальным способностям студентов, правильный выбор методов обучения, проверка и способы самооценивания.

При составлении курса учитель также должен принимать во внимание, что у онлайн курсов есть следующие критерии:

- полный охват предметной области;

- единая терминология;

- дидактическая связь в выборе примеров и заданий;

- методически правильная последовательность примеров и заданий;

- комплексность учебных заданий;

- свобода выбора учебного направления.

Говоря о тактике преподавания, мы рекомендуем систему оценивания, основанную на соглашении со студентами, но тем не менее базирующуюся на главных компонентах (экзаменах и опросах) и на незначительных составляющих курса (таких, как лабораторные). Критерии оценок – процентный эквивалент оценкам 5, 4 и т.д. – должны быть объяснены в начале курса с обещанием того, что границы оценок не будут повышаться.

Вторая стратегия преподавания – привнести «реальную жизнь» в класс. Новости, кризисы и повседневная жизнь открывают мышление. Посвятите пять минут каждого урока обсуждению текущих дел. Каждая минута, потраченная на это, стоит того.

Дать возможность студентам думать самостоятельно – это главная цель преподавания, а также научить их видеть различные пути решения проблем.

Сюрпризы и юмор могут помочь уменьшить пропасть между преподавателями и студентами.

Учитель ведет и направляет студентов через огромное количество информации, помогает анализировать и синтезировать материалы курса, организовывает взаимодействие и сотрудничество участников процесса обучения. Т. Бендер в своей книге характеризует такого учителя как человека, который поддерживает и вдохновляет, обеспечивающий достаточной обратной связью, вести себя неформально, вызывающий студентов на дискуссию [1].

Заключение

Компьютеризированное обучение становится чрезвычайно популярным в обучении иностранным языкам. Современные студенты часто ожидают наличие онлайн компонента или онлайн поддержки как неотъемлемую часть их курса. Поэтому большое количество институтов предлагают вариант онлайн обучения в качестве дополнения к традиционному стилю обучения. Исследования указывают на то, что метод смешанного обучения ведет к лучшим результатам. Смешанное обучение может сэкономить много времени и обеспечивает удобство и гибкость в процессе обучения. Данный метод имеет огромный потенциал в обучении иностранным языкам, так как он предлагает возможность интеграции инновационного и технического прогресса в традиционный процесс обучения.


Библиографический список
  1. Бендер Т. «Обучение построенное на дискуссии в режиме онлайн для оптимизации процесса обучения», 2008.
  2. Бонк К.Дж., Грахам К.Р. «Руководство по методу смешанного обучения», 2005.
  3. Краснова Т., преподаватель английского языка, факультет иностранных языков, Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет.
  4. Полат Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения.М.: Академия, 2004. 416 с.
  5. Сидоренко Т., доцент, декан факультета иностранных языков, Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет.
  6. Wilbert McKeachie, Marilla Svinicki “McKeachie’s Teaching Tips: Strategies, Research, and Theory for College and University Teachers”, 2010 г. 496 p.


Все статьи автора «Кирюшкина Виктория Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация