УДК 159.9

ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛУХА

Иванченко Валентина Николаевна1, Плотникова Елена Сергеевна2
1ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», к.п.н., доцент кафедры психологии
2ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», старший преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В работе предпринята попытка эмпирически изучить процесс возникновения и распространения слуха как недостоверной информации, передающейся в устной форме. В результате проведения эксперимента выявлена следующая закономерность: в процессе передачи информации из уст в уста теряется в среднем 89% информации, но сохранившаяся информация все равно является недостоверной.

Ключевые слова: психология слухов, слух, слухи


DISTORTION OF INFORMATION AND THE EMERGENCE OF GOSSIP

Ivanchenko Valentina Nikolaevna1, Plotnikova Elena Sergeevna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD, Associate Professor Department of Psychology
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Senior lecturer Department of Psychology

Abstract
An attempt to empirically examine the emergence and spread of a hearing false information transmitted orally. As a result of the experiment revealed the following pattern: in the process of transmission of information by word of mouth, lost an average of 89% of the information, but the information is still preserved it is inaccurate.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванченко В.Н., Плотникова Е.С. Искажение информации и возникновение слуха // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72812 (дата обращения: 19.11.2016).

Проблема психологии слухов была актуальна во все времена, так как именно этот коммуникативный феномен является наиболее неуправляемым и непредсказуемым. По мнению Д.В. Ольшанского, слухи это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающая­ся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исклю­чительно в звуковой форме. Условиями возникновения слуха являются: наличие интереса аудитории к проблеме, ее высокая актуальность и связь с жизненными потребностями людей [2].

Развитие слуха происходит после формирования базисного убеждения (В.В. Прозоров) или идеи слуха. Далее начинается цепочечная трансляция или его обращение в коммуникативной среде; высказывания  включают в себя не только сюжетную сторону, но и трансформирующуюся часть  с элементами эмоционально-экспрессивных замечаний, пояснений и т.д. [3].

В результате происходят следующие изменения информации:

1. Искажение информации – т.е. такая передача сообщения, при которой неправильно истолковывается ее смысл; при этом искажение может произойти случайно, в силу различных сбоев в системе информирования, некомпетентности «передатчиков» или «получателей» информации, и преднамеренно, в интересах какого-нибудь лица или группы лиц.

2. Потеря информации – недополучение всего или части сообщения, которое так же может произойти по различным причинам, даже увязано с первым случаем ее изменения (так если утрата информации осуществляется умышленно, это может быть оценено как сознательное ее искажение) [1].

Экспериментальное исследование заключалось в изучении процесса передачи информации и выявлении факта ее видоизменения (отслеживались утрата информации и возникновение вымысла). В процессе проведения эксперимента испытуемым предлагалось передать текст по цепочке, состоящей из четырех человек. Процесс передачи информации осуществлялся с глазу на глаз от одного испытуемого новому, остальные находились за дверью и ждали своей очереди. Пересказы испытуемых фиксировались на диктофон. Всего в эксперименте участвовало 20 человек (по четыре в каждой группе). Экспериментальные группы состояли из студентов ФГБОУ ВО «Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема» в возрасте от 18 до 21 года.

Для эксперимента был выбран следующий текст:

«Иван Петрович ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского.

Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го февраля».

Дальнейший анализ заключался в подсчете передаваемых слов, выявлении наличия вымысла в сообщении и отслеживание возникновения слуха. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования передачи сообщений испытуемыми

Группа

№ испытуемого

Пол

Количество полученной информации (слова)

Количество переданной информации (слова)

Количество утерянной информации от полученной

Наличие вымысла (лжи, домысла)

1 группа

1

Ж

69

41

40%

2

М

41

25

39%

«Начальник уехал в Японию», опущены даты, время, номер комнаты

3

М

25

9

64%

Изменены место проведения тестирования

4

М

9

9

0%

2 группа

1

Ж

69

49

28%

«Иван Васильевич», опущены даты, время, номер комнаты

2

Ж

49

30

38%

И.В. будет проходить тестирование

3

М

30

20

33%

4

М

20

8

60%

3 группа

1

Ж

69

30

56%

Опущены даты, время, номер комнаты. «Тестирование будет в Японии»

2

Ж

30

21

30%

3

Ж

21

17

19%

4

Ж

17

11

35%

4 группа

1

М

69

33

52%

опущены даты, время, номер комнаты

2

Ж

33

24

27%

3

Ж

24

15

37%

4

М

15

8

46%

«всеобщее тестирование»

5 группа

1

Ж

69

25

63%

«Иван Семенович», опущены даты, время, номер комнаты

2

М

25

20

20%

3

М

20

16

20%

4

Ж

16

14

12%

В результате передачи текста (пересказа) через четырех испытуемых в пяти группах при пересказе последнего испытуемого получились следующие сообщения:

1-я группа –  «Совещания не будет, потому что начальник уехал в Японию» (потеряно 87% информации).

2-я группа –  «Иван Васильевич будет проходить тестирование на японском оборудовании» (потеряно 89% информации).

3-я группа – «В Японии будет проходить тестирование. Всем надо быть там в феврале» (потеряно 84% информации).

4-я группа – «Совещания не будет, так как проводится всеобщее тестирование» (потеряно 89% информации).

5-я группа – «Кто-то кого-то ждал и не дождался, пошел на совещание. И всем надо пройти тест» (потеряно 80% информации).

Таким образом, утеряно в среднем 89% изначальной информации, причем на выходе информация была полностью искажена и не отражала сути первоначального сообщения. В среднем при передаче услышанного сообщения от одного испытуемого другому 36% информации теряется. Процесс потери информации при ее передаче представлен на рисунке 1.

Возникновение вымысла и слуха обнаруживалось уже в самом начале процесса передачи сообщения у первого или второго испытуемого. В дальнейшем, ложная информация передавалась следующим испытуемым, которые ее также видоизменяли. 

Рисунок 1 – Процесс потери информации при передаче от одного испытуемого другому

На рисунке показан процесс потери информации, учитываемый в количестве слов. Однако, анализ ответов последних испытуемых показал, что даже оставшееся минимальное количество слов не точно отражает первоначальный текст. В процессе проведения эксперимента выяснилось, что испытуемым свойственно не только «опускать» незначительные факты, но и полностью изменять идею сообщения в попытке восполнить недостаток информации.

Таким образом, процесс распространения слуха – это неуправляемый и непредсказуемый процесс, в котором невозможно предугадать результат видоизменения информации и суть последнего сообщения. Однако, исходя из анализа процесса потери информации, можно выделить следующую закономерность – в процессе передачи информации из уст в уста теряется в среднем 89% информации (рисунок 1), но сохранившаяся информация все равно является недостоверной.


Библиографический список
  1. Кустова У.И., Пугачев Е.П., Пушкарева Т.П. Слухи, сплетни и искажение информации // Международный студенческий вестник. – 2014. – №3. – 29 с.
  2. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  3. Прозоров В.В. Молва как физиологическая проблема // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 162 – 167.


Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация