Проблема психологии слухов была актуальна во все времена, так как именно этот коммуникативный феномен является наиболее неуправляемым и непредсказуемым. По мнению Д.В. Ольшанского, слухи это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме. Условиями возникновения слуха являются: наличие интереса аудитории к проблеме, ее высокая актуальность и связь с жизненными потребностями людей [2].
Развитие слуха происходит после формирования базисного убеждения (В.В. Прозоров) или идеи слуха. Далее начинается цепочечная трансляция или его обращение в коммуникативной среде; высказывания включают в себя не только сюжетную сторону, но и трансформирующуюся часть с элементами эмоционально-экспрессивных замечаний, пояснений и т.д. [3].
В результате происходят следующие изменения информации:
1. Искажение информации – т.е. такая передача сообщения, при которой неправильно истолковывается ее смысл; при этом искажение может произойти случайно, в силу различных сбоев в системе информирования, некомпетентности «передатчиков» или «получателей» информации, и преднамеренно, в интересах какого-нибудь лица или группы лиц.
2. Потеря информации – недополучение всего или части сообщения, которое так же может произойти по различным причинам, даже увязано с первым случаем ее изменения (так если утрата информации осуществляется умышленно, это может быть оценено как сознательное ее искажение) [1].
Экспериментальное исследование заключалось в изучении процесса передачи информации и выявлении факта ее видоизменения (отслеживались утрата информации и возникновение вымысла). В процессе проведения эксперимента испытуемым предлагалось передать текст по цепочке, состоящей из четырех человек. Процесс передачи информации осуществлялся с глазу на глаз от одного испытуемого новому, остальные находились за дверью и ждали своей очереди. Пересказы испытуемых фиксировались на диктофон. Всего в эксперименте участвовало 20 человек (по четыре в каждой группе). Экспериментальные группы состояли из студентов ФГБОУ ВО «Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема» в возрасте от 18 до 21 года.
Для эксперимента был выбран следующий текст:
«Иван Петрович ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского.
Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.
А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го февраля».
Дальнейший анализ заключался в подсчете передаваемых слов, выявлении наличия вымысла в сообщении и отслеживание возникновения слуха. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты исследования передачи сообщений испытуемыми
Группа |
№ испытуемого |
Пол |
Количество полученной информации (слова) |
Количество переданной информации (слова) |
Количество утерянной информации от полученной |
Наличие вымысла (лжи, домысла) |
1 группа |
1 |
Ж |
69 |
41 |
40% |
|
2 |
М |
41 |
25 |
39% |
«Начальник уехал в Японию», опущены даты, время, номер комнаты |
|
3 |
М |
25 |
9 |
64% |
Изменены место проведения тестирования |
|
4 |
М |
9 |
9 |
0% |
||
2 группа |
1 |
Ж |
69 |
49 |
28% |
«Иван Васильевич», опущены даты, время, номер комнаты |
2 |
Ж |
49 |
30 |
38% |
И.В. будет проходить тестирование |
|
3 |
М |
30 |
20 |
33% |
||
4 |
М |
20 |
8 |
60% |
||
3 группа |
1 |
Ж |
69 |
30 |
56% |
Опущены даты, время, номер комнаты. «Тестирование будет в Японии» |
2 |
Ж |
30 |
21 |
30% |
||
3 |
Ж |
21 |
17 |
19% |
||
4 |
Ж |
17 |
11 |
35% |
||
4 группа |
1 |
М |
69 |
33 |
52% |
опущены даты, время, номер комнаты |
2 |
Ж |
33 |
24 |
27% |
||
3 |
Ж |
24 |
15 |
37% |
||
4 |
М |
15 |
8 |
46% |
«всеобщее тестирование» |
|
5 группа |
1 |
Ж |
69 |
25 |
63% |
«Иван Семенович», опущены даты, время, номер комнаты |
2 |
М |
25 |
20 |
20% |
||
3 |
М |
20 |
16 |
20% |
||
4 |
Ж |
16 |
14 |
12% |
В результате передачи текста (пересказа) через четырех испытуемых в пяти группах при пересказе последнего испытуемого получились следующие сообщения:
1-я группа – «Совещания не будет, потому что начальник уехал в Японию» (потеряно 87% информации).
2-я группа – «Иван Васильевич будет проходить тестирование на японском оборудовании» (потеряно 89% информации).
3-я группа – «В Японии будет проходить тестирование. Всем надо быть там в феврале» (потеряно 84% информации).
4-я группа – «Совещания не будет, так как проводится всеобщее тестирование» (потеряно 89% информации).
5-я группа – «Кто-то кого-то ждал и не дождался, пошел на совещание. И всем надо пройти тест» (потеряно 80% информации).
Таким образом, утеряно в среднем 89% изначальной информации, причем на выходе информация была полностью искажена и не отражала сути первоначального сообщения. В среднем при передаче услышанного сообщения от одного испытуемого другому 36% информации теряется. Процесс потери информации при ее передаче представлен на рисунке 1.
Возникновение вымысла и слуха обнаруживалось уже в самом начале процесса передачи сообщения у первого или второго испытуемого. В дальнейшем, ложная информация передавалась следующим испытуемым, которые ее также видоизменяли.
Рисунок 1 – Процесс потери информации при передаче от одного испытуемого другому
На рисунке показан процесс потери информации, учитываемый в количестве слов. Однако, анализ ответов последних испытуемых показал, что даже оставшееся минимальное количество слов не точно отражает первоначальный текст. В процессе проведения эксперимента выяснилось, что испытуемым свойственно не только «опускать» незначительные факты, но и полностью изменять идею сообщения в попытке восполнить недостаток информации.
Таким образом, процесс распространения слуха – это неуправляемый и непредсказуемый процесс, в котором невозможно предугадать результат видоизменения информации и суть последнего сообщения. Однако, исходя из анализа процесса потери информации, можно выделить следующую закономерность – в процессе передачи информации из уст в уста теряется в среднем 89% информации (рисунок 1), но сохранившаяся информация все равно является недостоверной.
Библиографический список
- Кустова У.И., Пугачев Е.П.,
Пушкарева Т.П. Слухи, сплетни и искажение информации // Международный студенческий вестник. – 2014. – №3. – 29 с. - Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Прозоров В.В. Молва как физиологическая проблема // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 162 – 167.
Количество просмотров публикации: Please wait