УДК 378

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ АМО-ТЕХНОЛОГИЙ

Григоровская Анастасия Васильевна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
Статья посвящена возможностям использования АМО-технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом (аграрном) вузе. Автор описывает ход занятия на тему "Растения и их структура", последовательно раскрывая цель применения каждого АМО на каждом этапе занятия.

Ключевые слова: аграрный университет, агрономия, АМО-технологии, английский язык, высшее образование, иностранный язык, строение растения


THE EXPIRIENCE OF FOREIGN LANGUAGE CLASS WITH THE USING OF ALM-TECHNOLOGIES

Grigorovskaya Anastasiya Vasilievna
State Agrarian University of Northern Trans-Ural
Ph.D. in Philological Science, Assistant Professor of Foreign Languages Department

Abstract
The paper is devoted to the prospects of using of ALM-technologies in foreign langage classes in the non-linguistic (agrarian) university. The author has describe the lesson on the theme "Plants and their structure" and has reveal gradually the purpose of using of every ALM on every class stage.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Григоровская А.В. Опыт проведения занятия по иностранному языку с применением АМО-технологий // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72809 (дата обращения: 20.11.2016).

Развитие педагогических технологий требует нового взгляда на разработку занятий. Все большую популярность среди преподавателей как школы, так и вуза приобретают так называемые активные методы обучения. Согласно определению, активные методы обучения (АМО) – «методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-произ­водственной деятельности различны, они зави­сят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет» [1].

Особенностью АМО является их уникальность и встраиваемость в учебный процесс конкретного педагога. Уметь создавать АМО – задача курсов повышения квалификации для преподавателей. Безусловно, созданы уже целые подборки таких методов по различным дисциплинам [2], но не менее интересным может оказаться творческий процесс создания собственного АМО(или пересоздания уже имеющегося).

В высших учебных заведениях, безусловно, применимы далеко не все АМО из арсенала средней общеобразовательной школы, но их эффективность в целом от этого ничуть не снижается [3]. Использование АМО на занятиях по иностранному языку – очень продуктивный способ усилить мотивацию обучающихся, повысить уровень усвоения материала, развить умение работать в группе, выработать коммуникативные навыки [4].

В нашей работе мы хотели бы представить опыт проведения занятия по иностранному языку в неязыковом (аграрном) вузе с использованием АМО-технологий. Целевой аудиторией являются студенты 2 курса направления «Агрономия», дисциплина «Профильный иностранный язык» (английский). Тема занятия: «Plants and their structure» («Растения и их структура»). Цель занятия: «Изучить структуру растения на английском языке, научиться применять на практике полученные знания, проверить их».

 Обучающая цель:

- овладеть лексическим материалом по теме «Plants and their structure»;

- повторить тему «Структура предложения».

Развивающая цель:

- содействовать развитию навыка связного монологического высказывания на английском языке;

- содействовать развитию навыка работы с текстом профессиональной тематики.

Воспитательная цель:

содействовать:
– установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
– развитию умения нести индивидуальную ответственность за выполнение задания, за совместную работу.

Поскольку все АМО применяются строго исходя из этапа урока, то изложим последовательно ход занятия.

1.АМО «Приветствие и определение темы занятия»

Цель – создание позитивной атмосферы и активизация познавательной деятельности учащихся.

Студенты видят на экране растение. Они высказывают предположения о том, какова тема занятия, а также с чем они могут столкнуться в его ходе.

2. АМО «Описание: общая структура текста».

Цель – направить усилия учащихся на возможности описания объекта.

Студентам предлагается рисунок с геометрическими фигурами. Совместно с преподавателем они обсуждают, как можно его описать. Затем студенты делятся на две команды: «Square» («Круг») и «Triangle» («Треугольник»). Каждой достается своя фигура, которую им необходимо описать в команде в течение пяти минут [5].

3. АМО «Общая структура растения».

Цель − формирование навыков поисковой и самостоятельной работы c лексикой.

На экран выводится растение, у каждой части которого указано на английском языке его имя. Студенты совместно с преподавателем изучают рисунок, выписывая необходимую лексику.

4. Части растения: доклады.

Студенты выступают с докладами на следующие темы:

- Flower: structure and functions (Цветок: структура и функции);

- Leaf: structure and functions (Лист: структура и функции);

- Fetus: structure and functions (Плод: структура и функции);

- Root: structure and functions (Корень: структура и функции).

5. АМО «Восстанови текст».

Цели.

Познавательная: формирование навыков поисковой и самостоятельной работы   c   лексикой.
Коммуникативная: умение слушать одногруппников, проявление интереса к другим  работам.
Личностная: умение строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей и в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

В этой части занятия используется авторский АМО «Восстанови текст», цель которого − актуализировать у студентов знания о структуре английского предложения, сформировать умение мыслить логически, научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах или парах. Данный АМО позволяет студентам не просто пассивно работать с лексическим материалом, а эффективно прорабатывать его на примере конкретных грамматических структур. Студентам предлагается рисунок растения и небольшой рассказ о нем на английском языке с пробелами вместо названий растений. На рисунке части растения пронумерованы, в тексте – тоже (данный раздаточный материал взят из авторского электронного учебного пособия и заранее распечатан [6]). Первый рисунок (одуванчик) прорабатывается совместно с преподавателем, затем работа ведется в двух уже сформированных группах: студенты самостоятельно восстанавливают целостный текст (о картофеле и клубнике), используя профессиональную лексику . Затем задание проверяется устно преподавателем.

6. АМО «Создай текст».

Цель – сформировать навыки по построению связного описания растения.

На данном этапе занятия студентам предлагается составить самостоятельно описание части растения (колос и луковица), используя заранее данные шаблоны. Работа ведется в группах, затем варианты описания обсуждаются устно с преподавателем.

7. АМО «Дискуссия».

Цель – закрепить полученные в ходе занятия знания о строении растения.

Студентам предлагается прослушать текст в записи («Quinoa on the rise») [7]. Перед прослушиванием ведется дискуссия на тему роли различных частей растения в его развитии. После прослушивания предлагаются задания на понимание текста и на работу с его лексикой.

8. АМО «Подведение итогов».

Цель – получить обратную связь от студентов.

В конце занятия анализируется то, чему студенты научились в его ходе. В ходе получения обратной связи преподаватель проводит анализ и самооценивание.

Использование АМО на занятиях по иностранному языку в высшем учебном заведении, таким образом, поможет разнообразить учебный процесс, сделать его более занимательным и эффективным.


Библиографический список
  1. Российское образование: федеральный портал: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11
  2. Копилочка активных методов обучения (электронная книга): [Электронный ресурс]. – URL: http://www.moi-universitet.ru/
  3. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. − М.: Гардарика, 2008. − 368 с.
  4. Ануфриева О.В. Применение активных методов обучения при изучении иностранного языка в вузе // Science Time. – 2015. − № 6. – С.35-41
  5. Seymour D. and Popova M. 700 classroom activities. −  Oxford: Macmillan, 2003. − 154 p.
  6. Agronomy: электронное учебное пособие по курсу «Профессиональный иностранный язык» для студентов направления «Агрономия» / авт.-сост. А.В.Григоровская. – Тюмень: ГАУ СЗ, 2016. – 175 с.
  7. Agriculture / Neil O`Sullivan, James D.Libbin. – Newbury: Express Publishing, 2011. – 150 p.


Все статьи автора «Григоровская Анастасия Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация