Развитие педагогических технологий требует нового взгляда на разработку занятий. Все большую популярность среди преподавателей как школы, так и вуза приобретают так называемые активные методы обучения. Согласно определению, активные методы обучения (АМО) – «методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет» [1].
Особенностью АМО является их уникальность и встраиваемость в учебный процесс конкретного педагога. Уметь создавать АМО – задача курсов повышения квалификации для преподавателей. Безусловно, созданы уже целые подборки таких методов по различным дисциплинам [2], но не менее интересным может оказаться творческий процесс создания собственного АМО(или пересоздания уже имеющегося).
В высших учебных заведениях, безусловно, применимы далеко не все АМО из арсенала средней общеобразовательной школы, но их эффективность в целом от этого ничуть не снижается [3]. Использование АМО на занятиях по иностранному языку – очень продуктивный способ усилить мотивацию обучающихся, повысить уровень усвоения материала, развить умение работать в группе, выработать коммуникативные навыки [4].
В нашей работе мы хотели бы представить опыт проведения занятия по иностранному языку в неязыковом (аграрном) вузе с использованием АМО-технологий. Целевой аудиторией являются студенты 2 курса направления «Агрономия», дисциплина «Профильный иностранный язык» (английский). Тема занятия: «Plants and their structure» («Растения и их структура»). Цель занятия: «Изучить структуру растения на английском языке, научиться применять на практике полученные знания, проверить их».
Обучающая цель:
- овладеть лексическим материалом по теме «Plants and their structure»;
- повторить тему «Структура предложения».
Развивающая цель:
- содействовать развитию навыка связного монологического высказывания на английском языке;
- содействовать развитию навыка работы с текстом профессиональной тематики.
Воспитательная цель:
содействовать:
– установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
– развитию умения нести индивидуальную ответственность за выполнение задания, за совместную работу.
Поскольку все АМО применяются строго исходя из этапа урока, то изложим последовательно ход занятия.
1.АМО «Приветствие и определение темы занятия»
Цель – создание позитивной атмосферы и активизация познавательной деятельности учащихся.
Студенты видят на экране растение. Они высказывают предположения о том, какова тема занятия, а также с чем они могут столкнуться в его ходе.
2. АМО «Описание: общая структура текста».
Цель – направить усилия учащихся на возможности описания объекта.
Студентам предлагается рисунок с геометрическими фигурами. Совместно с преподавателем они обсуждают, как можно его описать. Затем студенты делятся на две команды: «Square» («Круг») и «Triangle» («Треугольник»). Каждой достается своя фигура, которую им необходимо описать в команде в течение пяти минут [5].
3. АМО «Общая структура растения».
Цель − формирование навыков поисковой и самостоятельной работы c лексикой.
На экран выводится растение, у каждой части которого указано на английском языке его имя. Студенты совместно с преподавателем изучают рисунок, выписывая необходимую лексику.
4. Части растения: доклады.
Студенты выступают с докладами на следующие темы:
- Flower: structure and functions (Цветок: структура и функции);
- Leaf: structure and functions (Лист: структура и функции);
- Fetus: structure and functions (Плод: структура и функции);
- Root: structure and functions (Корень: структура и функции).
5. АМО «Восстанови текст».
Цели.
Познавательная: формирование навыков поисковой и самостоятельной работы c лексикой.
Коммуникативная: умение слушать одногруппников, проявление интереса к другим работам.
Личностная: умение строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей и в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка
В этой части занятия используется авторский АМО «Восстанови текст», цель которого − актуализировать у студентов знания о структуре английского предложения, сформировать умение мыслить логически, научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах или парах. Данный АМО позволяет студентам не просто пассивно работать с лексическим материалом, а эффективно прорабатывать его на примере конкретных грамматических структур. Студентам предлагается рисунок растения и небольшой рассказ о нем на английском языке с пробелами вместо названий растений. На рисунке части растения пронумерованы, в тексте – тоже (данный раздаточный материал взят из авторского электронного учебного пособия и заранее распечатан [6]). Первый рисунок (одуванчик) прорабатывается совместно с преподавателем, затем работа ведется в двух уже сформированных группах: студенты самостоятельно восстанавливают целостный текст (о картофеле и клубнике), используя профессиональную лексику . Затем задание проверяется устно преподавателем.
6. АМО «Создай текст».
Цель – сформировать навыки по построению связного описания растения.
На данном этапе занятия студентам предлагается составить самостоятельно описание части растения (колос и луковица), используя заранее данные шаблоны. Работа ведется в группах, затем варианты описания обсуждаются устно с преподавателем.
7. АМО «Дискуссия».
Цель – закрепить полученные в ходе занятия знания о строении растения.
Студентам предлагается прослушать текст в записи («Quinoa on the rise») [7]. Перед прослушиванием ведется дискуссия на тему роли различных частей растения в его развитии. После прослушивания предлагаются задания на понимание текста и на работу с его лексикой.
8. АМО «Подведение итогов».
Цель – получить обратную связь от студентов.
В конце занятия анализируется то, чему студенты научились в его ходе. В ходе получения обратной связи преподаватель проводит анализ и самооценивание.
Использование АМО на занятиях по иностранному языку в высшем учебном заведении, таким образом, поможет разнообразить учебный процесс, сделать его более занимательным и эффективным.
Библиографический список
- Российское образование: федеральный портал: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11
- Копилочка активных методов обучения (электронная книга): [Электронный ресурс]. – URL: http://www.moi-universitet.ru/
- Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. − М.: Гардарика, 2008. − 368 с.
- Ануфриева О.В. Применение активных методов обучения при изучении иностранного языка в вузе // Science Time. – 2015. − № 6. – С.35-41
- Seymour D. and Popova M. 700 classroom activities. − Oxford: Macmillan, 2003. − 154 p.
- Agronomy: электронное учебное пособие по курсу «Профессиональный иностранный язык» для студентов направления «Агрономия» / авт.-сост. А.В.Григоровская. – Тюмень: ГАУ СЗ, 2016. – 175 с.
- Agriculture / Neil O`Sullivan, James D.Libbin. – Newbury: Express Publishing, 2011. – 150 p.