УДК 37.022

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ И ХИМИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Старикова Кристина Вячеславовна
Южный федеральный университет
магистрант академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского

Аннотация
Данная статья посвящена обзору проблемы системной организации учебно-исследовательской деятельности школьников по биологии и химии во внеурочное время с использованием технологии Web-квест. Анализ научной и методической литературы показывает, что использование технологии Web-квест обуславливает организацию исследовательской деятельности учащихся новыми способами, повышая эффективность учебного исследования как педагогической технологии.

Ключевые слова: внеурочная работа, исследовательские умения, системно-деятельностный подход, технология Web-квест, учебно-исследовательская деятельность


THE SYSTEM FOR TEACHING AND RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLBOYS IN BIOLOGY AND CHEMISTRY AFTER HOURS

Starikovа Christina Vyacheslavovna
South Federal University
graduate student of the Academy of Biology and Biotechnology. D.I.Ivanovskogo

Abstract
This article provides an overview of the problem of the system for teaching and research activity of schoolboys in biology and chemistry after hours using the Web-Quest Technologies. Analysis of scientific and methodical literature shows that using Web-Quest technology determines the organization of research activity of pupils in new ways, improving the effectiveness of educational research as pedagogical technology.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Старикова К.В. Система организации учебно-исследовательской деятельности школьников по биологии и химии во внеурочное время // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72313 (дата обращения: 22.11.2016).

Одним из важнейших приоритетов модернизации сферы образования является развитие образовательной системы в направлении преимущественной открытости, более широких перспектив для самостоятельности, личной инициативы и активности обучающихся, что находит свое отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [1].

Достижению поставленных задач способствует введение в процесс обучения учебно-исследовательской деятельности как самостоятельной единицы учебно-воспитательного процесса. Исследовательская деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы школьники могли реализовать свой внутренний потенциал в процессе взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, представляющими для него наибольший интерес.

Учебно-исследовательскую деятельность мы понимаем, главным образом, как самостоятельную деятельность обучающихся, сопряженную с решением творческих задач теоретической и практико-ориентированной направленности, с предварительно неизвестным, но предполагаемым результатом.

Развитие проблемы исследовательской деятельности находит отражение в работах В.А. Андреева, В.Г. Разумовского, И.А. Зимней, О.В. Ивановой, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова, А.В. Хуторского, Е.А. Шашенковой, А.П. Тряпицыной, Е.В. Мещеровой и др.

Исследуя данную проблему, отечественные ученые касались различных аспектов исследовательской деятельности в школе: закономерностей и требований для организации учебных исследований (В.А. Андреев, В.П. Ушачев, Л.Д. Шабашов, А.П. Тряпицына и др.); содержания и организации учебно-исследовательской деятельности в школе (Мухамбетова А.Б., Титов Е.В., Железнякова Ю.В.); формирования исследовательских компетенций учащихся (Курушкина С.А., Митяева А.М., Феськова Е.В.) и пр. Можно говорить о непрерывном развитии проблемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, рассматриваемой авторами с разных позиций.

Халатян К.А. в своем диссертационном исследовании делает вывод, что ученическое исследование является достаточно непростым видом деятельности как для учащихся, так и для педагогов. Автор согласна с мнениями современных исследователей в том, что учебно-исследовательская деятельность является творческой деятельностью, обуславливающей не только усвоение школьником определенного набора знаний и исследовательских умений, но и формирование индивидуальных творческого потенциала [2, 23 с.].

Свобода творческой организации учебно-воспитательного процесса в рамках урока имеет ограниченный характер. В условиях школы для обучающегося реальным способом выбора вида деятельности в соответствии с личными интересами и потребностями является внеурочная деятельность. Одним из таких видов внеурочной работы является учебно-исследовательская деятельность, позволяющая школьникам раскрыть свой внутренний потенциал, который нередко может остаться незамеченным в рамках классно-урочной системы.

Внеурочная организация исследовательской деятельности обучающихся является перспективным направлением для активизации познавательной и мотивационной составляющих деятельности, формирования исследовательских умений и навыков детей.

Педагогическая практика показывает, что организация учебно-исследовательской деятельности по биологии и химии во внеурочное время повышает заинтересованность школьников в изучаемой научной области, стимулирует их для углубленного изучения предмета и побуждает к активной практической деятельности в области биохимических исследований.

Методологическим основанием организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии во внеурочное время является системно-деятельностный подход, который предполагает развитие таких качественных характеристик личности как инициатива, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность, а также раскрытие личностного потенциала школьника, что является главной стратегией Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [3, с. 140, 4, с. 20].

Деятельностный подход в образовании предполагает, что центральной категорией учебно-познавательного процесса является деятельность. Ефимова Т.М. говорит о том, что теперь учащийся не получает готовых знаний, но приобретает их в процессе собственной активной познавательной, поисковой, исследовательской деятельности [5, с. 21].

Преимуществом системно-деятельностного подхода является его органичное сочетание с современными педагогическими технологиями, в частности, с исследовательской деятельностью обучающихся.

В рамках системно-деятельностного подхода исследовательская деятельность выступает в качестве образовательной модели построения образовательного процесса, которая нацелена на задачи развития, способ модернизации содержания образования через формирование практических навыков обучающихся.

Лобузнова Е.Н. отмечает, что исследовательская деятельность обучающихся по биологии и химии призвана не только для развития исследовательских умений школьников, но и для формирования фундамента естественнонаучного мировоззрения современного человека; способна обеспечить обретение молодым поколением культурных ценностей через вхождение в культуру научных сообществ [6].

В свою очередь Боброва Н.Г. говорит о том, что применение системно-деятельностного подхода в организации учебного исследования по биологии и химии обуславливает развитие таких личностных качеств школьника как познавательная активность, самоорганизация, самостоятельность, самоконтроль и др. [7, с. 28]

В свете современных представлений о системно-деятельностном подходе формирование исследовательских умений и навыков по биологии и химии основывается на использовании технологий интерактивного обучения и других инновационных педагогических технологий. В рамках внеурочной работы деятельность раскрывается в виде работы над исследовательской проблемой, работы в химико-биологическом кружке, участия в различных конференциях, олимпиадах и конкурсах научных работ естественнонаучного направления [8, с.63].

Анализ теоретической и практической составляющих преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в школе в настоящее время раскрывает ряд противоречий: между необходимостью увеличения интенсивности подготовки и дефицитом нормативно определенного учебного времени; между необходимостью длительного погружения в предмет и недостаточной личностной включенности обучающихся в учебный процесс в ограниченных рамках занятий на уроках; между возможностью внедрения современных форм, методов обучения и преобладанием традиционных вербальных субъект-объектных технологий организации образовательного процесса.

Вскрытые противоречия способствовали обращению педагогов к новым моделям информатизации образовательного процесса [9, с. 168; 10, с.92], а также на основе Web-квест технологии.

Проблемой развития и внедрения Web-квест технологии в процессе обучения активно занимаются ученые, как в России, так и зарубежом: Dodge B., March T., Шаматонова  Г.Л., Андреева М.В., Осадчук О.Л., Кононец Н.В., Гапеева О.Л., Быховский Я.С., Хуторской А.В., Николаева Н.В., Шмидт В.В. и др.

Впервые термин «Web-квест» в сфере образования был предложен Б.Доджем [11] и Т.Марчем [12] в 1995 году в университете Сан-Диего.

Додж Б. рассматривал Web-квест как исследовательски-ориентированную деятельность, информационным полем для которой служит сеть Интернет. Марч Т. значительно расширил и детализировал данное понятие, сформулировав ряд теоретических обоснований, способствующих более глубокому описанию педагогической технологии.

По мнению автора, Web-квест – это учебная структура, функционирование которой построено на основе опор и ссылок на необходимые ресурсы в сети Интернет, а также на использовании аутентичной задачи с целью мотивации обучающихся к исследованию определенной проблемы с неединственным решением. Технология способствует развитию навыка по ведению поиска информации с ее дальнейшей трансформацией в более глубокое знание; позволяет развивать умение работать как в группе единомышленников, так и индивидуально.

В педагогике технология Web-квест характеризуется как проблемное задание, учебное исследование, проект, для реализации которых необходимо использование ресурсов сети Интернет. Данная технология решительно меняет всю парадигму процесса обучения.

Целью разработки Web-квеста в образовании является создание информационно-образовательного пространства посредством максимального включения ресурсов сети Интернет в изучение учебных дисциплин на разных уровнях учебного процесса. Москалевич Г.Н. подчеркивает, что чаще всего Web-квесты разрабатывают с целью решения следующих задач:

1)      рациональное планирование учебного времени обучающихся;

2)      применение новой информации в практической деятельности;

3)      развитие универсальных способов действий: отбор, анализ, синтез, оценка полученных данных [13, с. 292].

Как правило, применение технологии связывают с решением какой-либо проблемы, темы, учебного модуля или учебной дисциплины в целом; работа с «квестами» может быть организована как в рамках одного занятия, так и охватить более длительный период обучения – четверть, триместр или учебный год. Горбунова О.В. и Иванова О.А. в статье «Веб-квест как педагогический инструмент» отмечают необходимость использования Web-квеста в процессе обучения с целью повышения эффективности применяемых современных образовательных технологий ввиду его направленности «на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и успешно в ней функционировать» [14, с. 162].

В настоящей работе Web-квест рассматривается как педагогическая модель, инструмент, который дает возможность педагогу организовать учащихся на учебно-исследовательскую деятельность по биологии и химии во внеурочное время. В связи с этим необходимо соотносить и учитывать особенности данного вида деятельности школьников с целью повышения эффективности и результативности образовательной деятельности последних как в области овладения исследовательскими умениями, так и в области приобретения теоретических и практических естественнонаучных знаний.

Исследовательские Web-квесты по биологии и химии позволяют учитывать специфику учебных дисциплин, обусловленную изучением конкретных объектов и сложных биологических и химических явлений, и способствует решению проблем наглядности, доступности учебного материала, проведения лабораторных и практических работ. Web-квесты позволяют избежать трудностей, связанных с материальной базой проведения экспериментов (наличие живого уголка, пришкольного участка, реагентов для проведения химических реакций и пр.), обеспечивая необходимыми теоретическими материалами и виртуальными экспериментами через сеть Интернет.

Web-квесты по биологии и химии во внеурочное время расширяют пространство для творчества учащихся, дают возможность для самовыражения каждого из них в индивидуальной или групповой исследовательской работе, обеспечивают соревновательную составляющую, являющуюся важным мотивационным аспектом в деятельности обучающихся [15, с. 29]. Творческие работы школьников имеют своего рода конструкторский характер, однако наделены свободой и непредсказуемостью в своих результатах, самостоятельностью и личной инициативой в действиях.

Таким образом, Web-квест как педагогическая модель дает возможность организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии и химии новыми способами, соединяя и комбинируя многочисленные источники информации. Обеспечение интерактивной внеурочной исследовательской деятельности по биологии и химии с помощью «квест»-технологии способствует развитию навыков аналитического мышления, творческих способностей школьника и исследовательских умений, что является одним из важных требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.


Библиографический список
  1. Государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409 (дата обращения 10.08.2016).
  2. Халатян К.А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности: Автореф.дис. … канд.пед.наук. Владикавказ, 2011. 23 с.
  3. Бовть Т.В. Системно-деятельностный подход в обучении //Альманах мировой науки. 2016. №4-1(7). С.140-143.
  4. Далингер В.А. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математике // Фундаментальные исследования. 2012. №6-1. С.19-22.
  5. Ефимова Т.М. Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках биологии с включением биологического эксперимента // Педагогическое образование и наука. 2015. №1. С. 21-24.
  6. Лобузнова Е.Н. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС. URL: http://dopobr.68edu.ru/archives/3702 (дата обращения 9.08.2016).
  7. Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник №4 (5). Самара: ПГСГА, 2014. С. 27-30.
  8. Аскеров, В.Х. Из опыта организации внеклассной работы в школе // Химия в школе. 2014. № 7. С. 63-65.
  9. Мирнова М.Н.Информационная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя биологии. В сборнике: Инновационные образовательные технологии в высшем образовании. Материалы II международной научно-методической конференции. 2011. С. 168-172.
  10. Мирнова М.Н. Конструирование и организация современного урока биологии с применением информационно-коммуникационных технологий
    // Современная наука. 2010. № 2. С. 92-96.
  11. DODGE B. Rethinkingthe WebQuest Taskonomy: A New Taxonomy of Authentic Constructivist // Tasks Tapped In: The online workplace of an international community of education professionals. 23.04.2008. URL: http://www.webquest.org/act/tappedin.htm (дата обращения 23.08.2016).
  12.  MARCH T. Criteria  for Assesing Best // WebQuest BestWebQuest. Yniversiti Online Master Class / 04.11.2011. URL: http://www. bestwebquests. com/bwq/matrix. asp (дата обращения 23.08.2016).
  13. Москалевич Г.Н. Понятие и сущность образовательной информационно-коммуникационной технологии веб-квест // Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета [Электронный ресурс]: сб. докл. междунар. интернет-конф., Минск 1-30 ноября 2013 г. Минск, 2014. С. 286-293.
  14. Горбунова О.В., Иванова О.А. Веб-квест как педагогический инструмент // Народное образование. 2014. №7. С. 162.
  15. Мирнова М.Н., Коломийцев М.А., Асатурян М.Г., Старикова К.В. Использование технологии веб-квест во внеурочной деятельности школьников // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. №5(107). С. 19-30.


Все статьи автора «Старикова Кристина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация