Одним из важнейших приоритетов модернизации сферы образования является развитие образовательной системы в направлении преимущественной открытости, более широких перспектив для самостоятельности, личной инициативы и активности обучающихся, что находит свое отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [1].
Достижению поставленных задач способствует введение в процесс обучения учебно-исследовательской деятельности как самостоятельной единицы учебно-воспитательного процесса. Исследовательская деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы школьники могли реализовать свой внутренний потенциал в процессе взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, представляющими для него наибольший интерес.
Учебно-исследовательскую деятельность мы понимаем, главным образом, как самостоятельную деятельность обучающихся, сопряженную с решением творческих задач теоретической и практико-ориентированной направленности, с предварительно неизвестным, но предполагаемым результатом.
Развитие проблемы исследовательской деятельности находит отражение в работах В.А. Андреева, В.Г. Разумовского, И.А. Зимней, О.В. Ивановой, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова, А.В. Хуторского, Е.А. Шашенковой, А.П. Тряпицыной, Е.В. Мещеровой и др.
Исследуя данную проблему, отечественные ученые касались различных аспектов исследовательской деятельности в школе: закономерностей и требований для организации учебных исследований (В.А. Андреев, В.П. Ушачев, Л.Д. Шабашов, А.П. Тряпицына и др.); содержания и организации учебно-исследовательской деятельности в школе (Мухамбетова А.Б., Титов Е.В., Железнякова Ю.В.); формирования исследовательских компетенций учащихся (Курушкина С.А., Митяева А.М., Феськова Е.В.) и пр. Можно говорить о непрерывном развитии проблемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, рассматриваемой авторами с разных позиций.
Халатян К.А. в своем диссертационном исследовании делает вывод, что ученическое исследование является достаточно непростым видом деятельности как для учащихся, так и для педагогов. Автор согласна с мнениями современных исследователей в том, что учебно-исследовательская деятельность является творческой деятельностью, обуславливающей не только усвоение школьником определенного набора знаний и исследовательских умений, но и формирование индивидуальных творческого потенциала [2, 23 с.].
Свобода творческой организации учебно-воспитательного процесса в рамках урока имеет ограниченный характер. В условиях школы для обучающегося реальным способом выбора вида деятельности в соответствии с личными интересами и потребностями является внеурочная деятельность. Одним из таких видов внеурочной работы является учебно-исследовательская деятельность, позволяющая школьникам раскрыть свой внутренний потенциал, который нередко может остаться незамеченным в рамках классно-урочной системы.
Внеурочная организация исследовательской деятельности обучающихся является перспективным направлением для активизации познавательной и мотивационной составляющих деятельности, формирования исследовательских умений и навыков детей.
Педагогическая практика показывает, что организация учебно-исследовательской деятельности по биологии и химии во внеурочное время повышает заинтересованность школьников в изучаемой научной области, стимулирует их для углубленного изучения предмета и побуждает к активной практической деятельности в области биохимических исследований.
Методологическим основанием организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии во внеурочное время является системно-деятельностный подход, который предполагает развитие таких качественных характеристик личности как инициатива, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность, а также раскрытие личностного потенциала школьника, что является главной стратегией Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [3, с. 140, 4, с. 20].
Деятельностный подход в образовании предполагает, что центральной категорией учебно-познавательного процесса является деятельность. Ефимова Т.М. говорит о том, что теперь учащийся не получает готовых знаний, но приобретает их в процессе собственной активной познавательной, поисковой, исследовательской деятельности [5, с. 21].
Преимуществом системно-деятельностного подхода является его органичное сочетание с современными педагогическими технологиями, в частности, с исследовательской деятельностью обучающихся.
В рамках системно-деятельностного подхода исследовательская деятельность выступает в качестве образовательной модели построения образовательного процесса, которая нацелена на задачи развития, способ модернизации содержания образования через формирование практических навыков обучающихся.
Лобузнова Е.Н. отмечает, что исследовательская деятельность обучающихся по биологии и химии призвана не только для развития исследовательских умений школьников, но и для формирования фундамента естественнонаучного мировоззрения современного человека; способна обеспечить обретение молодым поколением культурных ценностей через вхождение в культуру научных сообществ [6].
В свою очередь Боброва Н.Г. говорит о том, что применение системно-деятельностного подхода в организации учебного исследования по биологии и химии обуславливает развитие таких личностных качеств школьника как познавательная активность, самоорганизация, самостоятельность, самоконтроль и др. [7, с. 28]
В свете современных представлений о системно-деятельностном подходе формирование исследовательских умений и навыков по биологии и химии основывается на использовании технологий интерактивного обучения и других инновационных педагогических технологий. В рамках внеурочной работы деятельность раскрывается в виде работы над исследовательской проблемой, работы в химико-биологическом кружке, участия в различных конференциях, олимпиадах и конкурсах научных работ естественнонаучного направления [8, с.63].
Анализ теоретической и практической составляющих преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в школе в настоящее время раскрывает ряд противоречий: между необходимостью увеличения интенсивности подготовки и дефицитом нормативно определенного учебного времени; между необходимостью длительного погружения в предмет и недостаточной личностной включенности обучающихся в учебный процесс в ограниченных рамках занятий на уроках; между возможностью внедрения современных форм, методов обучения и преобладанием традиционных вербальных субъект-объектных технологий организации образовательного процесса.
Вскрытые противоречия способствовали обращению педагогов к новым моделям информатизации образовательного процесса [9, с. 168; 10, с.92], а также на основе Web-квест технологии.
Проблемой развития и внедрения Web-квест технологии в процессе обучения активно занимаются ученые, как в России, так и зарубежом: Dodge B., March T., Шаматонова Г.Л., Андреева М.В., Осадчук О.Л., Кононец Н.В., Гапеева О.Л., Быховский Я.С., Хуторской А.В., Николаева Н.В., Шмидт В.В. и др.
Впервые термин «Web-квест» в сфере образования был предложен Б.Доджем [11] и Т.Марчем [12] в 1995 году в университете Сан-Диего.
Додж Б. рассматривал Web-квест как исследовательски-ориентированную деятельность, информационным полем для которой служит сеть Интернет. Марч Т. значительно расширил и детализировал данное понятие, сформулировав ряд теоретических обоснований, способствующих более глубокому описанию педагогической технологии.
По мнению автора, Web-квест – это учебная структура, функционирование которой построено на основе опор и ссылок на необходимые ресурсы в сети Интернет, а также на использовании аутентичной задачи с целью мотивации обучающихся к исследованию определенной проблемы с неединственным решением. Технология способствует развитию навыка по ведению поиска информации с ее дальнейшей трансформацией в более глубокое знание; позволяет развивать умение работать как в группе единомышленников, так и индивидуально.
В педагогике технология Web-квест характеризуется как проблемное задание, учебное исследование, проект, для реализации которых необходимо использование ресурсов сети Интернет. Данная технология решительно меняет всю парадигму процесса обучения.
Целью разработки Web-квеста в образовании является создание информационно-образовательного пространства посредством максимального включения ресурсов сети Интернет в изучение учебных дисциплин на разных уровнях учебного процесса. Москалевич Г.Н. подчеркивает, что чаще всего Web-квесты разрабатывают с целью решения следующих задач:
1) рациональное планирование учебного времени обучающихся;
2) применение новой информации в практической деятельности;
3) развитие универсальных способов действий: отбор, анализ, синтез, оценка полученных данных [13, с. 292].
Как правило, применение технологии связывают с решением какой-либо проблемы, темы, учебного модуля или учебной дисциплины в целом; работа с «квестами» может быть организована как в рамках одного занятия, так и охватить более длительный период обучения – четверть, триместр или учебный год. Горбунова О.В. и Иванова О.А. в статье «Веб-квест как педагогический инструмент» отмечают необходимость использования Web-квеста в процессе обучения с целью повышения эффективности применяемых современных образовательных технологий ввиду его направленности «на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и успешно в ней функционировать» [14, с. 162].
В настоящей работе Web-квест рассматривается как педагогическая модель, инструмент, который дает возможность педагогу организовать учащихся на учебно-исследовательскую деятельность по биологии и химии во внеурочное время. В связи с этим необходимо соотносить и учитывать особенности данного вида деятельности школьников с целью повышения эффективности и результативности образовательной деятельности последних как в области овладения исследовательскими умениями, так и в области приобретения теоретических и практических естественнонаучных знаний.
Исследовательские Web-квесты по биологии и химии позволяют учитывать специфику учебных дисциплин, обусловленную изучением конкретных объектов и сложных биологических и химических явлений, и способствует решению проблем наглядности, доступности учебного материала, проведения лабораторных и практических работ. Web-квесты позволяют избежать трудностей, связанных с материальной базой проведения экспериментов (наличие живого уголка, пришкольного участка, реагентов для проведения химических реакций и пр.), обеспечивая необходимыми теоретическими материалами и виртуальными экспериментами через сеть Интернет.
Web-квесты по биологии и химии во внеурочное время расширяют пространство для творчества учащихся, дают возможность для самовыражения каждого из них в индивидуальной или групповой исследовательской работе, обеспечивают соревновательную составляющую, являющуюся важным мотивационным аспектом в деятельности обучающихся [15, с. 29]. Творческие работы школьников имеют своего рода конструкторский характер, однако наделены свободой и непредсказуемостью в своих результатах, самостоятельностью и личной инициативой в действиях.
Таким образом, Web-квест как педагогическая модель дает возможность организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии и химии новыми способами, соединяя и комбинируя многочисленные источники информации. Обеспечение интерактивной внеурочной исследовательской деятельности по биологии и химии с помощью «квест»-технологии способствует развитию навыков аналитического мышления, творческих способностей школьника и исследовательских умений, что является одним из важных требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Библиографический список
- Государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409 (дата обращения 10.08.2016).
- Халатян К.А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности: Автореф.дис. … канд.пед.наук. Владикавказ, 2011. 23 с.
- Бовть Т.В. Системно-деятельностный подход в обучении //Альманах мировой науки. 2016. №4-1(7). С.140-143.
- Далингер В.А. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математике // Фундаментальные исследования. 2012. №6-1. С.19-22.
- Ефимова Т.М. Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках биологии с включением биологического эксперимента // Педагогическое образование и наука. 2015. №1. С. 21-24.
- Лобузнова Е.Н. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС. URL: http://dopobr.68edu.ru/archives/3702 (дата обращения 9.08.2016).
- Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник №4 (5). Самара: ПГСГА, 2014. С. 27-30.
- Аскеров, В.Х. Из опыта организации внеклассной работы в школе // Химия в школе. 2014. № 7. С. 63-65.
- Мирнова М.Н.Информационная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя биологии. В сборнике: Инновационные образовательные технологии в высшем образовании. Материалы II международной научно-методической конференции. 2011. С. 168-172.
- Мирнова М.Н. Конструирование и организация современного урока биологии с применением информационно-коммуникационных технологий
// Современная наука. 2010. № 2. С. 92-96. - DODGE B. Rethinkingthe WebQuest Taskonomy: A New Taxonomy of Authentic Constructivist // Tasks Tapped In: The online workplace of an international community of education professionals. 23.04.2008. URL: http://www.webquest.org/act/tappedin.htm (дата обращения 23.08.2016).
- MARCH T. Criteria for Assesing Best // WebQuest BestWebQuest. Yniversiti Online Master Class / 04.11.2011. URL: http://www. bestwebquests. com/bwq/matrix. asp (дата обращения 23.08.2016).
- Москалевич Г.Н. Понятие и сущность образовательной информационно-коммуникационной технологии веб-квест // Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета [Электронный ресурс]: сб. докл. междунар. интернет-конф., Минск 1-30 ноября 2013 г. Минск, 2014. С. 286-293.
- Горбунова О.В., Иванова О.А. Веб-квест как педагогический инструмент // Народное образование. 2014. №7. С. 162.
- Мирнова М.Н., Коломийцев М.А., Асатурян М.Г., Старикова К.В. Использование технологии веб-квест во внеурочной деятельности школьников // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. №5(107). С. 19-30.