УДК 336.719

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Саласкина Ирина Дмитриевна1, Чие Евгения Эдуардовна1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация
На данный момент российская банковская система находится в нестабильном состоянии. Несмотря на поддержку государства и преодоления кризиса в большей части его последствий, банковский сектор остается поврежденным и испытывает многие трудности. С целью повышения его устойчивости и предупреждения российским органам власти в сжатые сроки нужно решить несколько важных задач, главными из которых являются совершенствование банковского законодательства, укрупнение банковского сектора, создание в Российской Федерации привлекательного финансового климата.

Ключевые слова: банки, банковская система, банковские программы, кризис банковской системы, проблемы коммерческих банков


THE FUNCTIONING OF THE RUSSIAN BANKING SYSTEM IN THE POST-CRISIS PERIOD

Salaskina Irina Dmitrievna1, Chie Evgeniya Eduardovna1
1Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract
At the moment, the Russian banking system is in an unstable state. Despite the support of the state and overcome the crisis, and most of its consequences, the banking sector remains damaged and is experiencing many difficulties. In order to increase its stability and prevent the Russian authorities in the shortest possible time necessary to solve some important problems, chief among which are improvement of banking legislation, consolidation of the banking sector, the creation of the Russian Federation of an attractive fiscal climate.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Саласкина И.Д., Чие Е.Э. Функционирование банковской системы России в посткризисный период // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72223 (дата обращения: 19.11.2016).

Банковский сектор – это самое важное направление развития рыночных отношений, именно банковский сектор является основой для нормального, эффективного функционирования рыночного механизма. Коммерческие банки располагаются на втором уровне  двухуровневой банковской системы Российской Федерации, она состоит из Центрального Банка и коммерческих банков. Коммерческие банки в свою очередь составляют систему, обеспечивающую жизнь современной экономики. Банки выступают в роли посредников, а значит выполняют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, так же они играют важную роль в процессе эффективного перераспределениянакоплений и инвестиций в условиях рыночной экономики и в обеспечении стабильной всей банковской системы. Особые риски банки принимают во время кризиса, т.к. они могут оказаться неплатежеспособными и потерпеть банкротство. К кредитным организациям, которые активно работают во время кризиса, не теряя свои доходы, повышенное доверие среди клиентов, в результате этого увеличивается эффективность развития банковского сектора. На данный момент банковская система в Российской Федерации находится в нестабильном состоянии.

Государство активно участвует в преодолении кризиса банковской системой, вкладывая денежные средства, но почти все денежные средства оседают на финансовом рынке, так и не помогая реальному сектору экономики. По замыслу российских органов власти, денежные средства,вложенные в банковский сектор, должны были помочь не только банковскому сектору в преодолении кризиса, но и реальному сектору экономики.
Проблемы, с которыми столкнулась банковская система до кризиса, продолжают возникать и на посткризисном этапе. Например, стала низкая капитальная база финансовых институтов, стало неэффективно кредитовать реальный сектор экономики, банковские операции приняли спекулятивных характер на финансовом рынке, появились макроэкономические проблемы, которые оказывают значительное воздействие на работу банковской системы, к ним можно отнести экспортоориентированность сырьевого сектора экономики, внешний корпоративный долг и др.[1]
В случае начала новой волны кризиса в России в настоящее время банковская система не сможет справиться с кризисом самостоятельно, будет необходима очередная поддержка государства. Для выведения банковской системы из кризиса необходимо реформирование банковского сектора, совместно с другими отраслями экономики. Следует отметить, что необходимо развивать реальный сектор экономики, необходимо развивать переработку энергоресурсов, модернизировать предприятия, развивать строительство, благодаря этому увеличится количество объектов недвижимости, следовательно и снизятся цены на них и др.[2]
Проводя анализ финансовых кризисов России в последнее девятилетие и подробно изучив последний кризис, который произошел осенью 2008 года, можно выявить ряд проблем, которые не решились в течение долгого периода:
- диспропорции в концентрации финансовых ресурсов и низкий процент капитализации банковской системы;
- в целях получения максимальной прибыли владельцы финансовых организаций вели агрессивную и высоко-рискованную политику ведения бизнеса;
- некачественное управление, которое ослабляет управленческие риски;
- ведение «черной» отчетности банковской деятельности, предоставление недостоверной информации в надзорные органы;

- низкое изменение рисков ;
- владельцы кредитных организаций недостаточно несут ответственность за решения, которые принимают в управленческой деятельности и осуществляют не совсем честную деятельность.[3]
В настоящее время доминирующим собственником российских банков – это государство. Это можно рассматривать с двух сторон, есть как негативные, так и положительные моменты.
Банки, которые находятся в собственности у государства могут реализовывать национальные проекты и задачи, и они, как правило, более устойчивы к финансовым потрясениям. Конкуренция между государственными и частными банками очень мала и это приводит к затормаживанию развития новых банковских продуктов и услуг.
Государственные банки не всегда в полную силу используют государственные средства в рамках осуществления своей деятельности.
Во время кризиса для банковской системы необходимо привлечение в страну долгосрочных
ресурсов, которые можно было бы направить на финансирование длительных инновационных проектов. Поэтому, не маловажным является сохранение в стране иностранных банков, потому что именно иностранные банки могут предложить долгосрочные кредиты под низкие ставки. Но капитал иностранных банков могут находиться в странах, которые в настоящее время находятся в критическом положении (Греция, Испания, Португалия и отчасти Италия) и некоторые другие страны, чьи оценки были понижены рейтинговыми агентствами. При привлечении денежных средств с иностранных банков необходимо контролировать, чтобы денежные средства направлялись на развитие реального сектора экономики, а не шли на спекулятивные операции на финансовом рынке.
Также необходимо проверять движение денежных средств по счетам, т.к. иностранные банки могут выводить средства российских вкладчиков в свои филиалы, которые находятся за границей внутри своей банковской группы, тем самым сокращая уровень российской  банковской ликвидности.
Для того, чтобы не возникала новая волна кризиса в России главными задачами посткризисного развития банковского сектора России необходима стабилизация, повышения качества работы банковской системы, также необходимость повышение квалификации персонала.
Для достижения указанных задач Правительство Российской Федерации и Банк России разработали  стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на определенный период. Данная стратегия  разрабатывалась для того, чтобы определить и реализовать стратегические задачи, которые необходимы для формирования основ конкурентоспособного финансового рынка России.
Стратегия среднесрочная и направлена  на улучшение экономики, совершенствуя разнообразие и качество банковских услуг, которые могут предоставляться юридическим и физическим лицам. Так же Стратегия направлена на повышение конкурентоспособности на мировом финансовом рынке. Отдельными и самыми важными разделами в Стратегии прописываются совершенствования, которые необходимо произвести в ближайшие годы. Например:
- необходимость повысить качество банковских услуг (для этого необходимо своевременно совершенствовать нормативные документы о потребительском кредитовании, совершенствовать законодательства, защищающие права заемщиков от возможных злоупотреблений со стороны субъектов деятельности по взысканию задолженности);
- необходимость своевременно повышать уровень банковского регулирования и банковского надзора
- повышать конкурентоспособность российской банковской системы и создавать развитую финансовую инфраструктуру.[4]
Осуществляя все запланированные мероприятия в рамках Стратегии развития банковского сектора экономики, приводит к изменению условий его функционирования и тогда она банковскую систему в целом. Необходимым условием дальнейшего существования банковского сектора является необходимость реформирования банковской системы в настоящее время.
В ближайшее время в российской банковской системе необходимо принять меры по повышению качества работы всего рынка банковских услуг, иначе негативные тенденции окажут негативное воздействие на банковский сектор России.
Но, несмотря на нестабильную ситуацию и большую изменчивость финансовых рынков, государственные власти должны реализовать стратегические законодательные задачи, способствующие формированию основы для создания в России конкурентоспособного финансового рынка.[5]
Банк России вводит новые инструменты, которые необходимы для ликвидации дефолта в Греции, также необходимый объем средств, который должно быть достаточно для  финансирования банков. Также были разработаны методы, способствующие эффективному направлению процентными ставками, которые способны смягчитьпоследствия возможного
кризиса для российской экономики, в первую очередь банковской системы, но конкретных мер представителями Центробанка названо не было.
Кризис, который продолжается в Европе подрывает доверие к финансовой системе в целом. Что касается Российского банковского сектора, то ему необходимо устоять на рынке, это может произойти за счет высоких цен на нефть, которые держатся уже около двух лет.
Для того, чтобы предотвратить следующую волну кризиса или снизить степень ее негативного воздействия на банковскую систему и национальную экономику Правительству Российской Федерации необходимо в ближайшее время решить проблемы банковского сектора, также необходимо создать необходимые условия для того, чтобы стимулировать производство внутри страны и стимулировать внутренний спрос, который сможет обеспечить налаживание всей экономики и банковской системы. Для того, чтобы реструктурировать банковскую систему России необходимо решить следующие задачи
- укрупнять банковский сектор, при этом одновременно сохранять возможность существования региональных банков;
- необходимо своевременно повышать минимальный размер уставного капитала, при этом нужно учитывать возможные источники финансирования увеличения капитала владельцами банковских организаций, рассчитывать на  введение нулевой ставки налога на прибыль для банковских
организаций, если происходит реинвестирование прибыли в капитал;
- необходимо в короткие сроки провести эффективное реформирование законодательной базы для того, чтобы повысить привлекательность разработок и реализации инновационных и инфраструктурные проектов;
- необходимо обеспечить привлекательный финансовый климат в
России, для того, чтобы привлечь более дешевых долгосрочных финансовых ресурсов в экономику страны;
- создать венчурных фонды, которые будут работать с государственным участием, так и без него, создать специализированные банковские учреждения, которые будут финансировать крупные инвестиционные проекты с инновационной составляющей;
- сформировать и наладить работу новых банковских продуктов, также кредитные с целью диверсификации рисков и снижения уровня системного риска;
- необходимо разработать общие базы кредитных досье и залогов;
- разработать процедуры, которые будут проводить быструю и эффективную диагностику банковских проблем;
- необходимо изменить законодательную базу, тем самым сократив сроки и упростить процедуру банкротства банковских организаций.
Необходимо приложить усилия для своевременного выполнения поставленных задач в короткие сроки, именно это должно предотвратить наступление кризиса банковской системы, либо в случае возникновения – снижению его значения как для банковского сектора, так и для других отраслей российской экономики.[6]


Библиографический список
  1. Бондаренко Т.Н., Алехина В.И. Ликвидность коммерческого банка: проблемы и совершенствование методов управления / Т.Н. Бондаренко, В.И. Алехина  // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. – С. 32.
  2. Ворожбит О.Ю. Выявление источников долгосрочных ресурсов как направление повышения ликвидности банковской системы / О. Ю. Ворожбит, Н. С. Терентьева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса : науч. журнал. – Владивосток :Изд-во ВГУЭС , 2013. – № 2(6). – С. 116-133.
  3. Борисов О.М. Деятельность банков после кризиса / О.М. Борисов // Банковское дело. – 2015. – № 1. – С. 87 – 92.
  4. Ермаков С. Л., Фролова Е. Е. Банковские кризисы: факторы, сценарии и политика противодействия // Известия ИГЭА. 2014. № 4. с. 15-32.
  5. Материалы VIII Международного банковского форума «Банки России – XXI век» // Деньги и Кредит, июнь 2013, с.43
  6. Мировой финансовый кризис 2008 года и последствия для России – Режим доступа : http://ria.ru/20130816/9556672411.html


Все статьи автора «Саласкина Ирина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация