КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ И РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Каштанова Светлана Николаевна1, Фильченкова Ирина Фёдоровна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат педагогических наук, доцент, начальник Учебно-методического управления

Аннотация
В статье актуализируется необходимость разработки мониторинга деятельности образовательных организаций и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью. Предложен комплекс критериев, целевых показателей и индикаторов оценки системы инклюзивного высшего образования, составляющих единый базовый комплекс. Дано концептуальное обоснование выбора критериев с позиции зарубежного и российского опыта, а также современных трендов развития инклюзивного высшего образования.

Ключевые слова: мониторинг


CRITERION BASE FOR MONITORING THE ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND REGIONAL RESOURCE CENTERS FOR TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITY

Kashtanova Svetlana Nikolaevna1, Filchenkova Irina Fedorovna2
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Special Education and Psychology
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Ph.D., Associate Professor, Head of the Training Management

Abstract
The article actualizes the need for monitoring the activities of educational institutions and regional resource centers of higher education for training of persons with disabilities and the HIA. A set of criteria, targets and indicators of inclusive assessment system of higher education, the basic components of a single complex. Given the conceptual rationale for the selection criteria from the perspective of foreign and Russian experience, as well as modern trends in the development of inclusive higher education.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (дата обращения: 14.03.2024).

В последнее десятилетие в России достаточно активно обсуждается проблема доступности получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью [1]. На основе сравнительного изучения отечественного и зарубежного опыта проектируется система инклюзивного высшего образования в России [2]. Реальные достижения в этой области и перспективы развития доступности высшего образования для лиц с ОВЗ  и инвалидностью невозможны без системного контроля и измерения результатов. Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью в полной мере обеспечивает возможность создания гибкой системы инклюзивного высшего образования.

Цель сбора мониторинговых результатов продиктована необходимостью создания общей базы данных, характеризующих деятельность образовательных организаций и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также прогнозирования развития системы инклюзивного высшего образования в России на уровне мировых трендов.

Организация доступного качественного высшего образования должна строиться с учетом единого понимания критериев, показателей и индикаторов, которые заложены в модель мониторинга. Для того чтобы решить основные задачи  мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, необходима разработка критериальной базы, включающей совокупность критериев, целевых показателей и индикаторов оценки системы инклюзивного высшего образования. Наиболее унифицированной и удобной для использования версией является группировка критериев, целевых показателей и индикаторов в единый базовый комплекс. При этом важно, чтобы получаемые в ходе мониторинга количественные результаты имели прогностические решения и давали возможность для разработки аналитических материалов по оптимизации системы инклюзивного высшего образования.

Разработка комплекса критериев, показателей  должна опираться на четкие, понятные в расчете индикаторы, имеющие в первую очередь количественную основу. Производными видами деятельности будут создание форм для проведения мониторинга деятельности образовательных организаций и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью и опросных листов по трудоустройству выпускников разных нозологических групп.

В рамках реализации Госконтракта от 7 июня 2016 г. № 05.020.11.0007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов» коллективом авторов Мининского университета была разработана модель мониторинга. При опоре на основные принципы и функции проведения мониторинга были предложены критерии и целевые показатели мониторинга.

Исходя из логики системного содержания деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, структурными компонентами модели мониторинга выступили условия, процесс и результаты инклюзивного высшего образования. Внутри каждого сегмента были определены критерии, индикаторы и целевые показатели с дальнейшей проработкой форм и описанием методики проведения мониторинга (таблица 1). В итоге каждый критерий анализируется через ряд выделенных показателей, которые в  свою очередь подкрепляются индикаторами с четким алгоритмом. Данный подход составляет основу механизма оценки качества обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе высшего образования.

Комплекс критериев, индикаторов и показателей был разработан с учетом положений статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также согласно методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн) [3], причем пакет методических рекомендаций является деятельностным инструментом развития системы инклюзивного высшего образования в вузах [4].

Таблица 1 – Комплекс критериев и показателей мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью

Условия реализации системы инклюзивного высшего образования

Шифр

Критерий

Целевые показатели и индикаторы

У.1.

Финансово-экономическое обеспечение

Общие расходы вуза на обеспечение доступной среды по следующим статьям  за календарный год:

У.1.1.

безбарьерная среда

У.1.2.

технические средства обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

У.1.3.

кадровое сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

У.1.4.

специализированное учебно-методическое сопровождение

У.2.1.

Обеспеченность деятельности вузов по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией

Наличие на сайте вуза специального  раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью

У.2.2.

Положения, регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, размещены на официальном сайте вуза

У.2.3.

Утвержден паспорт доступности зданий

У.2.4.

Утвержден план мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе

У.3.1.

Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе кадрами

Наличие отдела (структурного подразделения) по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью

У.3.2.

Ответственный за организацию сопровождения студентов с  ОВЗ и инвалидностью в вузе

У.3.3.

Численность специалистов в штате вуза, обеспечивающих сопровождение студентов с  ОВЗ и инвалидностью:

У.3.3.1.

педагог-психолог

У.3.3.2.

социальный педагог (социальный работник)

У.3.3.3.

специалист по техническим и программным средствам

У.3.3.4.

сурдопедагог

У.3.3.5.

переводчик русского жестового языка (сурдопереводчик)

У.3.3.6.

тифлопедагог

У.3.3.7

тьютор

У.3.3.8.

ассистент-помощник

У.3.3.9

иное

У.3.4.

Удельный вес ППС и учебно-вспомогательного персонала вуза, повысившего квалификацию по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течение 3-х лет (%)

У.4.1.

Создание безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Общее число корпусов в ВУЗе

У.4.2.

Число корпусов в ВУЗе, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся:

У.4.2.1.

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У.4.2.2.

с нарушениями зрения

У.4.2.3.

с нарушениями слуха

У.4.3.

Удельный вес учебных корпусов, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (отдельно по видам нозологии) в общем числе учебных корпусов (%)

У.4.4.

Численность студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, приходящихся на одно специализированное санитарно-гигиеническое помещение

У.4.5.

Численность студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, приходящихся на одно специализированное место в общежитии

У.4.6.

Обеспечение условий проживания в общежитии обучающихся с нарушениями зрения

У.4.7.

Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих

У.4.8.

Доступность библиотечного фонда для обучающихся:

У.4.8.1.

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У.4.8.2.

с нарушениями зрения

У.4.8.3.

с нарушениями слуха

У.5.

Обеспечение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью техническими средствами

Количество аудиторий, обеспеченных стационарными техническими средствами для лиц:

У.5.1.

с нарушениями зрения
Из них обеспеченных:

У.5.1.1.

брайлевской техникой

У.5.1.2.

электронными лупами

У.5.1.3.

видеоувеличителями

У.5.1.4.

Программами невизуального доступа к информации

У.5.1.5.

программами синтезаторов речи

У.5.1.6.

иными техническими средствами

У.5.2.

с нарушениями слуха
Из них обеспеченных:

У.5.2.1.

звукоусиливающей аппаратурой

У.5.2.2.

мультимедийными средствами для обучающихся с нарушениями слуха

У.5.2.3.

иными техническими средствами

У.5.3.

с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Из них обеспеченных:

У.5.3.1.

специализированной компьютерной техникой

У.5.3.2.

специальным программным обеспечением

У.5.3.3.

альтернативными устройствами ввода информации

У.5.3.4.

иными техническими средствами

У.5.4.

других нозологических групп

У.6.

Количество мобильных адаптирующих устройств для лиц

У.6.1.

с нарушениями зрения

У.6.2.

с нарушениями слуха

У.6.3.

с нарушениями опорно-двигательного аппарата (мобильные)

У.6.4.

с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на кресле-коляске)

У.6.5.

других нозологических групп

У.7.1.

Профориентация в системе инклюзивного высшего образования

Общее число семинаров/вебинаров для педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся-инвалидов по вопросам  профориентации и получения услуг высшего образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

У.7.2.

Общее число участников семинаров/вебинаров

У.7.3

Использование форм трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью

У.7.4.

Наличие программы трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью по нозологиям, в том числе:

У.7.4.1.

для лиц с нарушением слуха

У.7.4.2.

для лиц с нарушением зрения

У.7.4.3.

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У.7.4.4.

других нозологических групп

У.7.5.

Наличие специалистов по профессиональной ориентации студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью

У.7.6.

Потребность в подготовке таких специалистов

Процессы реализации системы инклюзивного высшего образования

Шифр

Целевые показатели

П.1.

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии:

П.1.1.

наличие адаптационных модулей

П.1.2.

выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией

П.1.3.

включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

П.1.4.

наличие адаптированной программы практики

П.1.5.

наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации

П.1.6.

Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами, в соответствии с формой нозологии

П.2.1.

Реализация адаптированных образовательных программ

Общее число УГСН, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью

П.2.2.

Общее число направлений подготовки, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью

П.2.3.

Численность студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе

П.2.4.

Численность студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, обучающихся по адаптированным образовательным программам

П.2.5.

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, обучающихся по адаптированным образовательным программам, в общей численности обучающихся  с ОВЗ и инвалидностью в вузе (%)

П.3.

 

 

 

Качество организации процесса обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих:
П.3.1. психолого-педагогическое сопровождение
П.3.2. медицинское сопровождение

П.3.3.

тьюторинг

П.3.4.

социально-реабилитационное сопровождение

П.3.5

иное

П. 4.

Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью

П.5.

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих дополнительную финансовую поддержку (специальные стипендии, льготы, гранты и т.п.), в общем числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью  (%)

П.6.

Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с  ОВЗ и инвалидностью

П.7.

Количество досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью в  вузе

Результаты реализации системы инклюзивного высшего образования

Шифр

Критерий

Целевые показатели

Р.1.

Результаты инклюзивного высшего образования

Общая численность студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ

Р.1.1.

В том числе с отличием (из выпускников п.Р.1)

Р.1.2.

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ, от числа поступивших с ОВЗ и инвалидностью

Р.1.3.

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ с отличием, в общем числе выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Р.2.1.

Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Создан и функционирует отдел по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью

Р.2.2.

Утверждена программа(ы) содействия трудоустройству выпускников  с ОВЗ и инвалидностью

Р.2.3.

Удельный вес выпускников вуза, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года (%)

Р.2.4.

Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%)

Р.2.5.

Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся по специальности в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%)

Р.2.6.

Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, продолживших обучение на следующем уровне образования, в общем численности выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%)

Р.3.1.

Обеспеченность постдипломного сопровождения

Утверждена программа постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам высшего образования (не менее 3-х лет после окончания вуза)

Р.3.2.

Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, использующих программы постдипломного сопровождения, в общем числе выпускников с ОВЗ и инвалидностью (%)

Р.3.3

Общее число членов с ОВЗ и инвалидностью в ассоциации выпускников

Документальное сопровождение деятельности образовательной организации высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью является неотъемлемой частью ее функционирования. Отсюда – критерий «Обеспеченность деятельности вузов по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией» в части наличия положений, регламентирующих работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью и утвержденного плана мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе.

Согласно предложенным рекомендациям Министерства образования и науки РФ, в части кадрового обеспечения в штате образовательных организаций высшего образования должны быть выделены должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, а при необходимости сурдопедагога, сурдопереводчика, тифлопедагога и др. с целью комплексного сопровождения образовательного процесса [5]. Организационные рекомендации к образовательным организациям высшего образования предписывают создание структурного подразделения по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью. В случаях, если не создается отдельное структурное подразделение, то его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям. В связи с этим в мониторинге  был выделен критерий «Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью кадрами». Через количественные индикаторы можно получить информацию о наличии отдельного структурного подразделения и конкретных единиц штата (ответственных), обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и  инвалидностью.

Рекомендации по кадровой политике ориентируют на дополнительную подготовку преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях студентов с ОВЗ и инвалидностью, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. В мониторинге это нашло отражение в показателе «Численность ППС и учебно-вспомогательного персонала в вузе, прошедшего повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (в течение последних 3-х лет)  [6].

Условиями стабильности развития системы инклюзивного высшего образования является финансовая устойчивость образовательной организации в целом и выделение расходов на обеспечение доступности получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Критерий «Финансово-экономическое обеспечение» позволяет в полной мере проанализировать затраты конкретных вузов.

В части рекомендаций по работе с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью представлены требования к системе довузовской подготовки в образовательных организациях и профориентационной работы с последующим сопровождением вступительных испытаний. Поэтому в комплекс критериев, индикаторов и целевых показателей был включен критерий «Обеспечение востребованности программ обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью». Интерес представляет численность абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их удельный вес в общей численности абитуриентов в текущем учебном году.

Успешность довузовской подготовки определяется через критерий «Профориентация в системе инклюзивного высшего образования». Интерес для последующего сравнительного анализа представляет комплекс реализуемых профориентационных мероприятий для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Важно проанализировать количественные показатели, демонстрирующие общее число семинаров (вебинаров) для разных субъектов процесса профориентации, а также наличие программ профориентации для абитуриентов разных нозологических групп.

Требования доступности и безопасности среды рассматриваются в числе значимых рекомендаций для образовательных организаций согласно нозологическим группам, что и было отражено в критерии мониторинга «Обеспечение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью техническими средствами». Как в России, так и за рубежом важными показателями и индикаторами выступает перечень аудиторного фонда, оснащенного стационарными техническими средствами, а также мобильных адаптирующих устройств для лиц с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Вузы, претендующие на статус инклюзивных организаций, должны быть доступными, и в первую очередь это касается инфраструктуры с позиции безбарьерной среды.

Критерий «Создание безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью» сконструирован согласно трем нозологическим группам.  Внимание было сосредоточено на количественных показателях учебных корпусов, в которых создана безбарьерная среда, и обеспеченности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью специализированными санитарно-гигиеническими помещениями, условиями проживания в общежитии и доступным форматом пользования библиотекой. Такое наполнение показателей и индикаторов согласуется с рекомендациями, которые были сформулированы Министерством образования и науки РФ на федеральном уровне.

Актуальными решениями большинства образовательных организаций выступают соблюдение рекомендаций по адаптации образовательных программ для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Данные инициативы согласуются с критериями «Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью» и «Реализация адаптированных программ», где важнейшими показателями выступают «Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии» и количественные характеристики по числу УГСН, направлений подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по адаптированным образовательным программам.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью – в настоящее время актуальные индикаторы оценки качества образовательных организаций. В связи с этим в комплекс критериев, индикаторов и целевых показателей были  включен критерий «Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью», что достаточно серьезно отслеживается при оценке деятельности зарубежных вузов.

Отвечает требованиям времени и критерий «Результаты инклюзивного высшего образования».  К сожалению, большинство студентов, поступивших в вузы, не завершают обучение по программам высшего образования в силу состояния здоровья, отсутствия безбарьерной среды, малодейственной психолого-педагогической поддержки и других обстоятельств. Поэтому важно установить численность лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших в отчетном году обучение по образовательным программам, а также получивших диплом с отличием.

Руководствуясь идеями современной специальной андрагогики, в мониторинг был включен критерий  «Обеспеченность постдипломного сопровождения». В вузах должны быть разработаны программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью с учетом типа нозологии [7]. При этом рубеж «три года после окончания вуза» является тем необходимым сроком сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, который необходим для полноценного вхождения в профессиональное и социокультурное пространство.

Безусловно, работает на перспективу развития инклюзивного высшего образования критерий «Качество организации процесса обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью». При этом количество соглашений с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью является гарантией оказания специальной психолого-педагогической поддержки, правильного понимания для разработки адаптированных образовательных программ. Кроме этого, не каждый вуз может самостоятельно решить весь перечень реабилитационных и адаптационных задач.

Таким образом, содержательный контент комплекса критериев, индикаторов и целевых показателей, составляющих критериальную базу для проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, концептуально отвечает современным требованиям федерального и международного законодательства в сфере инклюзивного высшего образования.


Библиографический список
  1. Каштанова С.Н., Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Этические аспекты обучения взрослых инвалидов // Образование, экономика, общество. 2013. № 5-6 (39-40). С. 25-28.
  2. Байрамов В.Д., Тюрин А.В. Теоретические аспекты создания инклюзивной среды профессионального образования // Вестник московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 2(14). С.10-15; Психолого-педагогические основы обучения студентов в вузе: учебное пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2013. 196 с.
  3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утверждены Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159405/
  4. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Перевощикова Е.Н., Самойлова Г.С., Гришина А.В., Кудрявцев В.А., Карпушкина Н.В. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: педагогика и психология потенциальных возможностей: коллективная монография. Н.Новгород: ООО «Кириллица», 2015. 296 с.
  5. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Технологии интегративной психолого-педагогической реабилитации лиц  с ограниченными возможностями здоровья // Школа ХХI века: тенденции и перспективы: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С.171-175.
  6. Фильченкова И.Ф., Синева Е.Д. Инновационная среда вуза как фактор инновационной активности преподавателей // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород, 2016. С. 98-102.
  7. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Особенности индивидуальных образовательных траекторий взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью// Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Ялта, 2016. С.163-176.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чанчина Анна Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация