В последнее десятилетие в России достаточно активно обсуждается проблема доступности получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью [1]. На основе сравнительного изучения отечественного и зарубежного опыта проектируется система инклюзивного высшего образования в России [2]. Реальные достижения в этой области и перспективы развития доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью невозможны без системного контроля и измерения результатов. Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью в полной мере обеспечивает возможность создания гибкой системы инклюзивного высшего образования.
Цель сбора мониторинговых результатов продиктована необходимостью создания общей базы данных, характеризующих деятельность образовательных организаций и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также прогнозирования развития системы инклюзивного высшего образования в России на уровне мировых трендов.
Организация доступного качественного высшего образования должна строиться с учетом единого понимания критериев, показателей и индикаторов, которые заложены в модель мониторинга. Для того чтобы решить основные задачи мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, необходима разработка критериальной базы, включающей совокупность критериев, целевых показателей и индикаторов оценки системы инклюзивного высшего образования. Наиболее унифицированной и удобной для использования версией является группировка критериев, целевых показателей и индикаторов в единый базовый комплекс. При этом важно, чтобы получаемые в ходе мониторинга количественные результаты имели прогностические решения и давали возможность для разработки аналитических материалов по оптимизации системы инклюзивного высшего образования.
Разработка комплекса критериев, показателей должна опираться на четкие, понятные в расчете индикаторы, имеющие в первую очередь количественную основу. Производными видами деятельности будут создание форм для проведения мониторинга деятельности образовательных организаций и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью и опросных листов по трудоустройству выпускников разных нозологических групп.
В рамках реализации Госконтракта от 7 июня 2016 г. № 05.020.11.0007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов» коллективом авторов Мининского университета была разработана модель мониторинга. При опоре на основные принципы и функции проведения мониторинга были предложены критерии и целевые показатели мониторинга.
Исходя из логики системного содержания деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, структурными компонентами модели мониторинга выступили условия, процесс и результаты инклюзивного высшего образования. Внутри каждого сегмента были определены критерии, индикаторы и целевые показатели с дальнейшей проработкой форм и описанием методики проведения мониторинга (таблица 1). В итоге каждый критерий анализируется через ряд выделенных показателей, которые в свою очередь подкрепляются индикаторами с четким алгоритмом. Данный подход составляет основу механизма оценки качества обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе высшего образования.
Комплекс критериев, индикаторов и показателей был разработан с учетом положений статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также согласно методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн) [3], причем пакет методических рекомендаций является деятельностным инструментом развития системы инклюзивного высшего образования в вузах [4].
Таблица 1 – Комплекс критериев и показателей мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью | ||
Условия реализации системы инклюзивного высшего образования |
||
Шифр |
Критерий |
Целевые показатели и индикаторы |
У.1. |
Финансово-экономическое обеспечение |
Общие расходы вуза на обеспечение доступной среды по следующим статьям за календарный год: |
У.1.1. |
безбарьерная среда | |
У.1.2. |
технические средства обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью | |
У.1.3. |
кадровое сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью | |
У.1.4. |
специализированное учебно-методическое сопровождение | |
У.2.1. |
Обеспеченность деятельности вузов по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией |
Наличие на сайте вуза специального раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью |
У.2.2. |
Положения, регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, размещены на официальном сайте вуза | |
У.2.3. |
Утвержден паспорт доступности зданий | |
У.2.4. |
Утвержден план мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе | |
У.3.1. |
Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе кадрами |
Наличие отдела (структурного подразделения) по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью |
У.3.2. |
Ответственный за организацию сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе | |
У.3.3. |
Численность специалистов в штате вуза, обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью: | |
У.3.3.1. |
педагог-психолог | |
У.3.3.2. |
социальный педагог (социальный работник) | |
У.3.3.3. |
специалист по техническим и программным средствам | |
У.3.3.4. |
сурдопедагог | |
У.3.3.5. |
переводчик русского жестового языка (сурдопереводчик) | |
У.3.3.6. |
тифлопедагог | |
У.3.3.7 |
тьютор | |
У.3.3.8. |
ассистент-помощник | |
У.3.3.9 |
иное | |
У.3.4. |
Удельный вес ППС и учебно-вспомогательного персонала вуза, повысившего квалификацию по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течение 3-х лет (%) | |
У.4.1. |
Создание безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью |
Общее число корпусов в ВУЗе |
У.4.2. |
Число корпусов в ВУЗе, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся: | |
У.4.2.1. |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
У.4.2.2. |
с нарушениями зрения | |
У.4.2.3. |
с нарушениями слуха | |
У.4.3. |
Удельный вес учебных корпусов, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (отдельно по видам нозологии) в общем числе учебных корпусов (%) | |
У.4.4. |
Численность студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, приходящихся на одно специализированное санитарно-гигиеническое помещение | |
У.4.5. |
Численность студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, приходящихся на одно специализированное место в общежитии | |
У.4.6. |
Обеспечение условий проживания в общежитии обучающихся с нарушениями зрения | |
У.4.7. |
Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих | |
У.4.8. |
Доступность библиотечного фонда для обучающихся: | |
У.4.8.1. |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
У.4.8.2. |
с нарушениями зрения | |
У.4.8.3. |
с нарушениями слуха | |
У.5. |
Обеспечение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью техническими средствами |
Количество аудиторий, обеспеченных стационарными техническими средствами для лиц: |
У.5.1. |
с нарушениями зрения | |
Из них обеспеченных: | ||
У.5.1.1. |
брайлевской техникой | |
У.5.1.2. |
электронными лупами | |
У.5.1.3. |
видеоувеличителями | |
У.5.1.4. |
Программами невизуального доступа к информации | |
У.5.1.5. |
программами синтезаторов речи | |
У.5.1.6. |
иными техническими средствами | |
У.5.2. |
с нарушениями слуха | |
Из них обеспеченных: | ||
У.5.2.1. |
звукоусиливающей аппаратурой | |
У.5.2.2. |
мультимедийными средствами для обучающихся с нарушениями слуха | |
У.5.2.3. |
иными техническими средствами | |
У.5.3. |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
Из них обеспеченных: | ||
У.5.3.1. |
специализированной компьютерной техникой | |
У.5.3.2. |
специальным программным обеспечением | |
У.5.3.3. |
альтернативными устройствами ввода информации | |
У.5.3.4. |
иными техническими средствами | |
У.5.4. |
других нозологических групп | |
У.6. |
Количество мобильных адаптирующих устройств для лиц | |
У.6.1. |
с нарушениями зрения | |
У.6.2. |
с нарушениями слуха | |
У.6.3. |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (мобильные) | |
У.6.4. |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на кресле-коляске) | |
У.6.5. |
других нозологических групп | |
У.7.1. |
Профориентация в системе инклюзивного высшего образования |
Общее число семинаров/вебинаров для педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся-инвалидов по вопросам профориентации и получения услуг высшего образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
У.7.2. |
Общее число участников семинаров/вебинаров | |
У.7.3 |
Использование форм трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью | |
У.7.4. |
Наличие программы трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью по нозологиям, в том числе: | |
У.7.4.1. |
для лиц с нарушением слуха | |
У.7.4.2. |
для лиц с нарушением зрения | |
У.7.4.3. |
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
У.7.4.4. |
других нозологических групп | |
У.7.5. |
Наличие специалистов по профессиональной ориентации студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью | |
У.7.6. |
Потребность в подготовке таких специалистов |
Процессы реализации системы инклюзивного высшего образования |
||
Шифр |
||
Целевые показатели |
||
П.1. |
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью |
Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии: |
П.1.1. |
наличие адаптационных модулей | |
П.1.2. |
выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией | |
П.1.3. |
включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью | |
П.1.4. |
наличие адаптированной программы практики | |
П.1.5. |
наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации | |
П.1.6. |
Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами, в соответствии с формой нозологии | |
П.2.1. |
Реализация адаптированных образовательных программ |
Общее число УГСН, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью |
П.2.2. |
Общее число направлений подготовки, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью | |
П.2.3. |
Численность студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе | |
П.2.4. |
Численность студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, обучающихся по адаптированным образовательным программам | |
П.2.5. |
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, обучающихся по адаптированным образовательным программам, в общей численности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузе (%) | |
П.3. |
Качество организации процесса обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью |
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих: |
П.3.1. | психолого-педагогическое сопровождение | |
П.3.2. | медицинское сопровождение | |
П.3.3. |
тьюторинг | |
П.3.4. |
социально-реабилитационное сопровождение | |
П.3.5 |
иное | |
П. 4. |
Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью | |
П.5. |
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих дополнительную финансовую поддержку (специальные стипендии, льготы, гранты и т.п.), в общем числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (%) | |
П.6. |
Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью | |
П.7. |
Количество досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе | |
Результаты реализации системы инклюзивного высшего образования |
||
Шифр |
Критерий |
Целевые показатели |
Р.1. |
Результаты инклюзивного высшего образования |
Общая численность студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ |
Р.1.1. |
В том числе с отличием (из выпускников п.Р.1) | |
Р.1.2. |
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ, от числа поступивших с ОВЗ и инвалидностью | |
Р.1.3. |
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ с отличием, в общем числе выпускников с ОВЗ и инвалидностью | |
Р.2.1. |
Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью |
Создан и функционирует отдел по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью |
Р.2.2. |
Утверждена программа(ы) содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью | |
Р.2.3. |
Удельный вес выпускников вуза, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года (%) | |
Р.2.4. |
Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%) | |
Р.2.5. |
Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся по специальности в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%) | |
Р.2.6. |
Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, продолживших обучение на следующем уровне образования, в общем численности выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%) | |
Р.3.1. |
Обеспеченность постдипломного сопровождения |
Утверждена программа постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам высшего образования (не менее 3-х лет после окончания вуза) |
Р.3.2. |
Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, использующих программы постдипломного сопровождения, в общем числе выпускников с ОВЗ и инвалидностью (%) | |
Р.3.3 |
Общее число членов с ОВЗ и инвалидностью в ассоциации выпускников |
Документальное сопровождение деятельности образовательной организации высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью является неотъемлемой частью ее функционирования. Отсюда – критерий «Обеспеченность деятельности вузов по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией» в части наличия положений, регламентирующих работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью и утвержденного плана мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе.
Согласно предложенным рекомендациям Министерства образования и науки РФ, в части кадрового обеспечения в штате образовательных организаций высшего образования должны быть выделены должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, а при необходимости сурдопедагога, сурдопереводчика, тифлопедагога и др. с целью комплексного сопровождения образовательного процесса [5]. Организационные рекомендации к образовательным организациям высшего образования предписывают создание структурного подразделения по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью. В случаях, если не создается отдельное структурное подразделение, то его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям. В связи с этим в мониторинге был выделен критерий «Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью кадрами». Через количественные индикаторы можно получить информацию о наличии отдельного структурного подразделения и конкретных единиц штата (ответственных), обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Рекомендации по кадровой политике ориентируют на дополнительную подготовку преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях студентов с ОВЗ и инвалидностью, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. В мониторинге это нашло отражение в показателе «Численность ППС и учебно-вспомогательного персонала в вузе, прошедшего повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (в течение последних 3-х лет) [6].
Условиями стабильности развития системы инклюзивного высшего образования является финансовая устойчивость образовательной организации в целом и выделение расходов на обеспечение доступности получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Критерий «Финансово-экономическое обеспечение» позволяет в полной мере проанализировать затраты конкретных вузов.
В части рекомендаций по работе с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью представлены требования к системе довузовской подготовки в образовательных организациях и профориентационной работы с последующим сопровождением вступительных испытаний. Поэтому в комплекс критериев, индикаторов и целевых показателей был включен критерий «Обеспечение востребованности программ обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью». Интерес представляет численность абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их удельный вес в общей численности абитуриентов в текущем учебном году.
Успешность довузовской подготовки определяется через критерий «Профориентация в системе инклюзивного высшего образования». Интерес для последующего сравнительного анализа представляет комплекс реализуемых профориентационных мероприятий для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Важно проанализировать количественные показатели, демонстрирующие общее число семинаров (вебинаров) для разных субъектов процесса профориентации, а также наличие программ профориентации для абитуриентов разных нозологических групп.
Требования доступности и безопасности среды рассматриваются в числе значимых рекомендаций для образовательных организаций согласно нозологическим группам, что и было отражено в критерии мониторинга «Обеспечение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью техническими средствами». Как в России, так и за рубежом важными показателями и индикаторами выступает перечень аудиторного фонда, оснащенного стационарными техническими средствами, а также мобильных адаптирующих устройств для лиц с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Вузы, претендующие на статус инклюзивных организаций, должны быть доступными, и в первую очередь это касается инфраструктуры с позиции безбарьерной среды.
Критерий «Создание безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью» сконструирован согласно трем нозологическим группам. Внимание было сосредоточено на количественных показателях учебных корпусов, в которых создана безбарьерная среда, и обеспеченности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью специализированными санитарно-гигиеническими помещениями, условиями проживания в общежитии и доступным форматом пользования библиотекой. Такое наполнение показателей и индикаторов согласуется с рекомендациями, которые были сформулированы Министерством образования и науки РФ на федеральном уровне.
Актуальными решениями большинства образовательных организаций выступают соблюдение рекомендаций по адаптации образовательных программ для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Данные инициативы согласуются с критериями «Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью» и «Реализация адаптированных программ», где важнейшими показателями выступают «Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии» и количественные характеристики по числу УГСН, направлений подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по адаптированным образовательным программам.
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью – в настоящее время актуальные индикаторы оценки качества образовательных организаций. В связи с этим в комплекс критериев, индикаторов и целевых показателей были включен критерий «Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью», что достаточно серьезно отслеживается при оценке деятельности зарубежных вузов.
Отвечает требованиям времени и критерий «Результаты инклюзивного высшего образования». К сожалению, большинство студентов, поступивших в вузы, не завершают обучение по программам высшего образования в силу состояния здоровья, отсутствия безбарьерной среды, малодейственной психолого-педагогической поддержки и других обстоятельств. Поэтому важно установить численность лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших в отчетном году обучение по образовательным программам, а также получивших диплом с отличием.
Руководствуясь идеями современной специальной андрагогики, в мониторинг был включен критерий «Обеспеченность постдипломного сопровождения». В вузах должны быть разработаны программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью с учетом типа нозологии [7]. При этом рубеж «три года после окончания вуза» является тем необходимым сроком сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, который необходим для полноценного вхождения в профессиональное и социокультурное пространство.
Безусловно, работает на перспективу развития инклюзивного высшего образования критерий «Качество организации процесса обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью». При этом количество соглашений с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью является гарантией оказания специальной психолого-педагогической поддержки, правильного понимания для разработки адаптированных образовательных программ. Кроме этого, не каждый вуз может самостоятельно решить весь перечень реабилитационных и адаптационных задач.
Таким образом, содержательный контент комплекса критериев, индикаторов и целевых показателей, составляющих критериальную базу для проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, концептуально отвечает современным требованиям федерального и международного законодательства в сфере инклюзивного высшего образования.
Библиографический список
- Каштанова С.Н., Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Этические аспекты обучения взрослых инвалидов // Образование, экономика, общество. 2013. № 5-6 (39-40). С. 25-28.
- Байрамов В.Д., Тюрин А.В. Теоретические аспекты создания инклюзивной среды профессионального образования // Вестник московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 2(14). С.10-15; Психолого-педагогические основы обучения студентов в вузе: учебное пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2013. 196 с.
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утверждены Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159405/
- Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Перевощикова Е.Н., Самойлова Г.С., Гришина А.В., Кудрявцев В.А., Карпушкина Н.В. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: педагогика и психология потенциальных возможностей: коллективная монография. Н.Новгород: ООО «Кириллица», 2015. 296 с.
- Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Технологии интегративной психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Школа ХХI века: тенденции и перспективы: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С.171-175.
- Фильченкова И.Ф., Синева Е.Д. Инновационная среда вуза как фактор инновационной активности преподавателей // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород, 2016. С. 98-102.
- Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Особенности индивидуальных образовательных траекторий взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью// Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Ялта, 2016. С.163-176.