УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Аннотация
В данной статье раскрывается понятие, сущность внедрения и использования информационно-образовательной среды в вузах. Приведены компоненты и структура информационно-образовательной среды ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Рассмотрены возможности обучения студентов с помощью дистанционного изучения учебного материала.

Ключевые слова: дистанционное образование, информационно-образовательная среда, информационное пространство, программное обеспечение


THE USE OF THE RESOURCES OF INFORM-EDUCATIONAL SPHERE OF UNIVERSITY BY STUDENTS IN THE STUDYING ACTIVITIES

Zimulina Galina Dmitrievna
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Abstract
In this article the term and the nature of implementation of the resources of inform-educational sphere in univercities is revealed. The following components are reprsented by the educational sphere of Tula State Pedagogiсal University of L.N. Tolstoi. The possibilities of studying the material distantly are reviewed in the text.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Использование ресурсов информационно-образовательной среды вуза в учебной деятельности студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71122 (дата обращения: 20.11.2016).

Активное развитие системы образования на современном этапе способствует изменению требований, предъявляемых к качеству подготовки выпускников вузов, которые с каждым годом становятся более высокими. Для того чтобы повышать уровень качества образования, современные вузы улучшают свою информационно-образовательную среду, которая является частью единого российского образовательного пространства, цель которого является удовлетворение образовательных потребностей студентов.

В различных источниках информационно-образовательная среда трактуется как системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного пространства [1]; единое информационно- образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [2]. При построении информационно-образовательной среды за основу берутся критерии, которые позволяют решить ряд задач, связанных с проектированием, конструированием и внедрением новых технологий в сферу образования.

Рассмотрим на примере Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого как организуется информационно-образовательной среда современного вуза. Обращаясь к сайту университета, можно констатировать, что информационно-образовательную среду вуза составляют электронные библиотечные системы («Юрайт», «biblioclub», «Руконт», «Лань»); современное техническое и программное обеспечение образовательного процесса; электронная образовательная среда Moodle; субъекты процесса обучения (педагоги, обучающиеся и др.).

Имея развитую информационно-образовательную среду, вуз успешно реализует следующий комплекс университетских мероприятий, включая:

  • Информационное и методическое обеспечение студентов и преподавателей;
  • педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов, предусмотренной образовательными программами бакалавриата и магистратуры;
  • педагогическое сопровождение самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов;
  • эффективное и оперативное консультирование и методическая помощь со стороны преподавателя;
  • контроль выполнения студентами учебных заданий, предусмотренных программами курсов (Moodle);
  • эффективность проверки выполненных студентом заданий, включая компьютеризованные формы контроля, а также формирование «портфолио» заданий каждого студента;
  • перенос в ИОС той части учебного процесса, которая дидактически более результативна именно с применением дистанционных технологий;
  • обеспечение студентов учебными материалами без дорогостоящего и неэффективного тиражирования разовых раздаточных материалов;
  • доступ студентов к необходимым учебно-методическим и научным материалам, включая библиотечные фонды;
  • доступ студентов и преподавателей к актуальной информации об учебниках, учебных пособиях и  научной литературе — наличии в библиотеке университета или в какой-либо базе данных;
  • доступ к библиотечному каталогу и базам данных, на которые университет имеет подписки;
  • возможность использования дистанционно, а также непосредственно в аудитории учебно-методических комплексов, обязательных согласно образовательным программам курсов и имеющих как текстовую составляющую, так и электронную составляющую, мультимедийную при дидактической необходимости[2];
  • и другие.

Так, электронно-библиотечные системы представляют собой электронные библиотеки, специализирующиеся на образовательной литературе.  В таких библиотеках достаточно много литературы и при этом ее удобно искать нужную информацию по ключевым полям. Плюсом таких библиотек также является тот факт, что не нужно задерживаться в читальном зале допоздна или нести домой тяжелые и громоздкие издания, с помощью электронных каталогов всю нужную информацию можно найти дома, так как доступ к таким библиотекам может осуществляться с любого компьютера, подключенного к сети Интернет с помощью логина и пароля (в университете с компьютеров, подключенных к локальной сети пользоваться каталогами можно и без авторизации). Согласно требованиям стандартов, каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам).

Из всего выше сказанного, подчеркнем, что университет, который имеет современную информационно-образовательную среду является наиболее престижным, поскольку может решать образовательные задачи с наименьшими издержками при сравнительно высоком качестве образовательных услуг, поддерживаемом образовательными технологиями на основе информационно-коммуникационных технологий.


Библиографический список
  1. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях / Г.Ю. Беляев. М.: ИЦКПС, 2000.
  2. Основы открытого образования / Отв. ред. В.И. Солдаткин. Т. 1. Российский государственный институт открытого образования. М.: НИИЦ РАО, 2002.


Все статьи автора «Зимулина Галина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация