Активное развитие системы образования на современном этапе способствует изменению требований, предъявляемых к качеству подготовки выпускников вузов, которые с каждым годом становятся более высокими. Для того чтобы повышать уровень качества образования, современные вузы улучшают свою информационно-образовательную среду, которая является частью единого российского образовательного пространства, цель которого является удовлетворение образовательных потребностей студентов.
В различных источниках информационно-образовательная среда трактуется как системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного пространства [1]; единое информационно- образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [2]. При построении информационно-образовательной среды за основу берутся критерии, которые позволяют решить ряд задач, связанных с проектированием, конструированием и внедрением новых технологий в сферу образования.
Рассмотрим на примере Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого как организуется информационно-образовательной среда современного вуза. Обращаясь к сайту университета, можно констатировать, что информационно-образовательную среду вуза составляют электронные библиотечные системы («Юрайт», «biblioclub», «Руконт», «Лань»); современное техническое и программное обеспечение образовательного процесса; электронная образовательная среда Moodle; субъекты процесса обучения (педагоги, обучающиеся и др.).
Имея развитую информационно-образовательную среду, вуз успешно реализует следующий комплекс университетских мероприятий, включая:
- Информационное и методическое обеспечение студентов и преподавателей;
- педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов, предусмотренной образовательными программами бакалавриата и магистратуры;
- педагогическое сопровождение самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов;
- эффективное и оперативное консультирование и методическая помощь со стороны преподавателя;
- контроль выполнения студентами учебных заданий, предусмотренных программами курсов (Moodle);
- эффективность проверки выполненных студентом заданий, включая компьютеризованные формы контроля, а также формирование «портфолио» заданий каждого студента;
- перенос в ИОС той части учебного процесса, которая дидактически более результативна именно с применением дистанционных технологий;
- обеспечение студентов учебными материалами без дорогостоящего и неэффективного тиражирования разовых раздаточных материалов;
- доступ студентов к необходимым учебно-методическим и научным материалам, включая библиотечные фонды;
- доступ студентов и преподавателей к актуальной информации об учебниках, учебных пособиях и научной литературе — наличии в библиотеке университета или в какой-либо базе данных;
- доступ к библиотечному каталогу и базам данных, на которые университет имеет подписки;
- возможность использования дистанционно, а также непосредственно в аудитории учебно-методических комплексов, обязательных согласно образовательным программам курсов и имеющих как текстовую составляющую, так и электронную составляющую, мультимедийную при дидактической необходимости[2];
- и другие.
Так, электронно-библиотечные системы представляют собой электронные библиотеки, специализирующиеся на образовательной литературе. В таких библиотеках достаточно много литературы и при этом ее удобно искать нужную информацию по ключевым полям. Плюсом таких библиотек также является тот факт, что не нужно задерживаться в читальном зале допоздна или нести домой тяжелые и громоздкие издания, с помощью электронных каталогов всю нужную информацию можно найти дома, так как доступ к таким библиотекам может осуществляться с любого компьютера, подключенного к сети Интернет с помощью логина и пароля (в университете с компьютеров, подключенных к локальной сети пользоваться каталогами можно и без авторизации). Согласно требованиям стандартов, каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам).
Из всего выше сказанного, подчеркнем, что университет, который имеет современную информационно-образовательную среду является наиболее престижным, поскольку может решать образовательные задачи с наименьшими издержками при сравнительно высоком качестве образовательных услуг, поддерживаемом образовательными технологиями на основе информационно-коммуникационных технологий.
Библиографический список
- Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях / Г.Ю. Беляев. М.: ИЦКПС, 2000.
- Основы открытого образования / Отв. ред. В.И. Солдаткин. Т. 1. Российский государственный институт открытого образования. М.: НИИЦ РАО, 2002.