УДК 341.96

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДВУСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Зайцева Анастасия Георгиевна
Манчестерский университет, Великобритания
магистр юриспруденции
LL.M in International Business Law

Аннотация
В статье рассматриваются особенности правового режима двусторонних инвестиционных соглашений; используя сравнительно-правовой метод устанавливаются и исследуются их общие признаки; устанавливается значение данных соглашений для осуществления внешнеэкономической деятельности. Отдельное внимание уделяется двусторонним соглашениям о поощрении и взаимной защите инвестиций в Российской Федерации.

Ключевые слова: защита капиталовложений, инвестиционный спор, иностранный инвестор, международно-правовой акт, недискриминация, правовой режим


LEGAL STATUS OF BILATERAL INVESTMENT TREATIES AND ITS IMPORTANCE

Zaytseva Anastasiya Georgievna
Manchester University, UK
Master of juridical sciences
LL.M in International Business Law

Abstract
The article discusses features of the legal regime of bilateral investment treaties and, applying a comparative legal method, establishes their common features. It also sets the value of these treaties for implementation of foreign economic activity. Special attention is paid to bilateral treaties “On Encouragement and Mutual Protection of Investments” in the Russian Federation.

Keywords: foreign investor, international legal act, investment dispute, legal regime, non-discrimination, protection of investment


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зайцева А.Г. Правовой режим двусторонних соглашений об иностранных инвестициях и его значение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70702 (дата обращения: 19.11.2016).

Инвестиции являются важным элементом становления государственной экономики, особенно развивающихся стран. Зачастую зарубежные инвесторы стремятся вкладывать средства в наиболее прибыльные отрасли экономики, что позволяет государству, помимо получения прибыли, осуществлять эффективное перераспределение бюджетных средств. С другой стороны, инвестиции обычно носят краткосрочный характер, что требует от государства установления сбалансированной инвестиционной политики, защищая одни отрасли и стимулируя другие [1].

Ряд ученых определяют иностранные инвестиции как «материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли» [2, с.64-65; 3]. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к иностранным инвестициям относит вложение иностранного капитала в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации [статья 2, 4].

Основой привлечения иностранных инвестиций выступает закрепление их благоприятного правового режима. Инвестор в первую очередь заинтересован в безопасности и защите своих инвестиций. В связи с тем, что данный вопрос регулируется правом государства, на территории которого осуществляются инвестиции,  правовое обеспечение эффективной защиты капиталовложений играет исключительно важную роль. Данный вопрос усложняется и сложным субъектным составом, так как охватывает отношения между государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами [5, с.63].

Как подчеркивает Селим Р.А., научная категория правового режима иностранных инвестиций означает «предоставление совокупности юридических принципов, норм и правил, регулирующих защиту и обеспечение благоприятных хозяйственных условий для зарубежного предпринимателя» [6].

Изначально правовая база для осуществления инвестиций создавалась на национальном уровне, с развитием же международных экономических связей заключение международных соглашений стало необходимостью. Инвестор получает стабильность правоотношений и гарантию от односторонних изменений норм (например, национализации или конфискации без выплат компенсации). Наиболее распространенными благодаря своей гибкости и возможности индивидуализации стали двусторонние соглашения государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (BIT – bilateral investment treaty) (далее – ДС) [7, с.157]. Первое современное ДС является европейским по происхождению и было заключено между Федеративной Республикой Германии и Пакистаном 25 ноября 1959 года [8]. На сегодняшний день по данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) подобных действующих соглашений насчитывается свыше 2300 [9].

В результате сравнения различных ДС можно выделить общую структуру:

  1. Вступительное заявление о целях соглашения, выражающее намерения сторон обеспечить взаимную защиту инвестиционных потоков между двумя государствами;
  2. Перечень видов собственности, подлежащих защите;
  3. Режим взаимоотношений, устанавливающийся для сторон;
  4. Юридические гарантии и порядок компенсации возможного ущерба, понесенного стороной;
  5. Гарантии свободного перевода в связи с капиталовложениями;
  6. Порядок разрешения возможных инвестиционных споров между договаривающейся стороной и инвестором другой договаривающейся стороны.

Тем не менее, несмотря на схожую структуру, содержание каждого ДС достаточно уникально. Как отмечает Министерство иностранных дел РФ, в расчет необходимо принимать характер торгово-политических отношений государств, результаты переговоров в рамках многосторонних процессов, особенности интересов инвесторов в доступе на рынки, инвестиционный потенциал государств и его возможное влияние на различные секторы экономики [10].

Ключевую роль любого ДС играет установление режима инвестиционных взаимоотношений между сторонами [11, с.201]. Наиболее лояльным является национальный режим, суть которого заключается в предоставлении по договору иностранным инвесторам максимально широких прав, аналогичных правовому положению отечественных инвесторов. По режиму наибольшего благоприятствования предоставляются отдельные права и льготы, столь же благоприятные, которые государство «предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству» [12, с.392]. Режим недискриминации предполагает установление условий, общих для всех государств, однако, не требует договорного закрепления, так как вытекает из принципа равенства суверенных государств [13].

Юридические гарантии предоставляют инвесторам уверенность в стабильности и сохранности своих капиталовложений. Среди подобных гарантий в ДС закрепляются гарантии от экспроприации и национализации, гарантии эффективной компенсации ущерба, суброгации и др.

Активное развитие международных отношений в сфере инвестиций предопределило создание Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ISCID) (далее – МЦУИС), действующего на основании Вашингтонской конвенции 1965 года [14], по разрешению споров между государствами, принимающими инвестиции, и иностранными лицами. Стоит отметить, что за 2015 год 60 процентов дел, рассмотренных МЦУИС, связанны именно со спорами по ДС [15].

Ряд исследователей подчеркивают, что иностранные инвесторы в России все чаще используют международные двусторонние соглашения как источник права, гарантирующий их защиту [16, с.86]. Постановлением Правительства №456 от 09.06.2001 было утверждено Типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений [17]. В нем МЦУИС выбран одним из приоритетных органов для разрешения споров.

В настоящее время в России действуют 78 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, из которых 14 были заключены еще во времена СССР. Как отмечает законодатель, данные соглашения имеют особое значение в условиях незавершенности национального законодательства РФ по вопросам инвестирования, так как в силу конституционного приоритета международных договоров «позволяют компенсировать недостатки российского законодательства» [18].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что регулирование инвестиционных отношений является комплексным вопросом. При этом заключение двусторонних инвестиционных соглашений, предоставление ряда гарантий, а также эффективное функционирование органа по разрешению споров позволяют государствам увеличить свою привлекательность для иностранных инвесторов как ближнего, так и дальнего зарубежья.


Библиографический список
  1. Борозов Б.Р. Двусторонние соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций» как источник международного правового регулирования инвестиционных отношений// Наука и новые технологии. 2011. №9. С.184-188.
  2. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право: Учебное пособие. Москва: МГИУ. 2008. 184с.
  3. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. Litres. 2014. 775с.
  4. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 09.07.1999/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.08.2016).
  5. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.: Волтерс Клувер. 2005. 404с.
  6. Селим Р.А. Правовые режимы иностранных инвестиций (вопросы теории)// ЕврАзЮж. Инвестиционное право. 2009. №3/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_jcontentplus&view=article&id=3903:2013-02-12-08-34-25 (дата обращения 08.08.2016).
  7. Тюкавкин-Плотников А.А., Бенедичук Д.А. Международние двустороннние соглашения о поощрении и защите капиталовложений как источник правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации// Культура. Наука. Образование. 2013. №2. С.155-162.
  8. Dolzer R., Stevens M. Bilateral Investment Treaties. Martinus Nijhoff Publishers. 1995. 330p.
  9. United Nations UNCTAD. Investment Policy HUB. International Investment Agreements Navigator. URL: http://investmentpolicyhub.unctad.org/IIA (дата обращения 08.08.2016).
  10. МИД РФ. Двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (справочная информация). 2010/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.mid.ru/investicionnoe-sotrudnicestvo/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/261524 (дата обращения 08.08.2016).
  11. Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. Cambridge University Press. 2010. 524p.
  12. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер. 2006. 432с.
  13. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М.: Проспект. 2010. 416 с.
  14. Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года / [Электронный ресурс]: URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc52a720x543.htm (дата обращения 08.08.2016).
  15. ICSID. The ICSID Caseload – Statistics. 2015. URL: https://icsid.worldbank.org/apps/ICSIDWEB/resources/Documents/ICSID%20Web%20Stats%202015-2%20(English).pdf (дата обращения 08.08.2016).
  16. Доронина Н.Г., Симелютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец-издат. 2003. 272с.
  17. Постановление Правительства РФ от 09.06.2001 №456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32070/ (дата обращения 08.08.2016).
  18. Государственная Дума РФ. Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений как источник правового регулирования международной инвестиционной деятельности. 2005/ Информационно-аналитические материалы Государственной Думы [Электронный ресурс]: URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4741/17039 (дата обращения 08.08.2016).


Все статьи автора «Зайцева Анастасия Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация