УДК 004.65

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЦВЕТОЧНОГО САЛОНА

Патракова Дарья Ивановна
ФГФОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
студентка 3 курса

Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы и алгоритм построения базы данных. Проектирование базы данных для автоматизации деятельности рассматривается на примере цветочного салона.

Ключевые слова: автоматизация, база данных, информация, проектирование, связь информационных объектов, управление


DESIGN OF THE DATABASE FOR THE ENTITY ON THE EXAMPLE A FLOWER SHOP

Patrakova Daria Ivanovna
Ural Federal University
3rd year student

Abstract
The article discusses the theoretical basis and the algorithm for constructing the database. Database design for automation of the activities is considered on the example of the florist shop.

Keywords: automation, communication information objects, database, design, information, Management


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Патракова Д.И. Проектирование базы данных для предприятия на примере цветочного салона // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70638 (дата обращения: 02.06.2017).

Научный руководитель: Гаврилова Т. Б.,  к.э.н.,

доцент кафедры «систем управление энергетикой и промышленными предприятиями»

ФГФОУ ВО «УрФУ им. Б. Н. Ельцина»

Россия, г. Екатеринбург

В наше время практически каждая компания имеет свою собственную базу данных для автоматизации деятельности, которая помогает эффективно управлять предприятием. Благодаря автоматизации уменьшается количество ошибок, которые допускают в процессе работы сотрудники компании. А также экономятся трудовые ресурсы, уменьшаются риски и снижается вероятность потерь на предприятии.

Моделирование базы данных – это основной этап автоматизации деятельности компании. База данных представляет собой совокупность организованных данных, которые хранятся в памяти вычислительной системы и отображают объекты и их взаимосвязи в определенной предметной области.

В данной статье показана разработка базы данных компании на примере салона цветов с использованием программы «Microsoft Access» (одной из самой распространенной СУБД).

Целью работы является формирование базы данных для менеджера салона цветов, в которой будет храниться и обрабатываться информация о клиентах салона, их заказах и дополнительных услугах, а также информация о поставщиках и ассортименте магазина.

Задачи, которые поможет решить созданная база данных:

1)    ведение клиентской базы;

2)    быстрое оформление заказа и подсчет итоговой суммы;

3)    возможность видеть реальные остатки магазина (фактическое и учетное количество цветов) и, следовательно, влиять на их продажи;

4)    отчет о продажах, итоги продаж цветов и услуг по объему, квартальные обороты по цветам и услугам.

Первым этапом проектирования базы данных является определение бизнес-правил цветочного салона:

1)    Основное направление деятельности – это цветы в розницу, подарочные букеты, композиции, свадебные букеты, флористическое оформление интерьеров.

2)    Режим работы салона – круглосуточно.

3)    Плата за покупку цветов, букетов и предоставление услуг осуществляется по ценам, утвержденным в прейскуранте. Оказание услуг происходит только после 100 % предоплаты.

4)    Покупатель сам может выбрать цветы для составления букета. Стоимость букета рассчитывается по стоимости цветов в отдельности, плюс оформление.

5)    Оплата товара осуществляется через кассу. Оплата производится наличным, либо безналичным расчетом.

6)    Доставка товара по городу курьером осуществляется платно и равна 300 рублей.

7)    Также осуществляется доставка по другим городам России. Стоимость доставки зависит от отдаленности города.

8)    Клиенты постоянно информируются о скидках и акциях магазина через смс- и email-рассылки.

9)    Магазин предоставляет своим клиентам следующие услуги:

-       оформление ресепшена и офисов;

-       оформление домашних интерьеров;

-       новогоднее оформление;

-       оформление кафе и ресторанов.

Следующий этап проектирования базы данных включает в себя разработку структуры таблиц. На этом этапе нужно определить число информационных объектов (таблиц) базы, набор их полей и тип данных в них, ключевые поля и связи между таблицами.

Информационный объект — это информационное отображение некоторой сущности, явления, процесса, или события. Информационный объект формируется объединением логически взаимосвязанных реквизитов,  которые представлены качественными и количественными характеристиками.

Информационными объектами для базы данных цветочного магазина будут являться: Клиент, Поставщик, Поставка, Цветы в ассортименте, Услуга, Заказ, Заказано, Заказано-услуга, Способ оплаты, Доставка.

Типы данных используемых при проектировании следующие:

-       Текстовый – используется при хранении обычного неформатированного текста размера до 250 символов.

-       Числовой – используется при хранении действительных чисел.

-       Поле Мемо – используется при хранении больших объемов текста до 65 530 символов.

-       Дата/время – используется при хранении календарных дат и настоящего времени.

-       Денежный – используется при хранении денежных сумм.

-       Счетчик – используется при хранении уникальных натуральных чисел с автоматическим наращиванием.

-       Логический  – используется при хранении логических данных (принимает только два значения, к напримеру, Да или Нет).

-       Поле объекта OLE – МS Ассеss обеспечивает хранение в таблицах изображения и другие двоичные данные. Объем данных составляет 1 Гбайт.

Ниже составлены таблицы для объектов, используемых в базе данных цветочного салона.

Таблица 1 – Описание объекта «Клиент»

Имя элемента Тип данных Описание
КодКлиента Счетчик Порядковый номер клиента при покупке
ФИО Текстовой ФИО клиента
ДатаРождения Дата/время Дата рождения клиента
Город Текстовой Город проживания клиента
Адрес Текстовой Адрес проживания клиента
Телефон Текстовой Телефон клиента
E-mail Текстовой Электронная почта клиента
СкидкаКлиента Числовой Скидка предоставляется только корпоративным клиентам

Таблица 2 – Описание объекта «Поставщик»

Имя элемента Тип данных Описание
КодПоставщика Счетчик Порядковый номер поставщика
Название Текстовой Имя поставщика (компании)
Адрес Текстовой Адрес поставщика
Город Текстовой Город поставщика
Страна Текстовой Страна поставщика
Телефон Текстовой Телефон поставщика
E-mail Текстовой Электронная почта поставщика

Таблица 3 – Описание объекта «Цветы в ассортименте»

Имя элемента Тип данных Описание
КодТовара Счетчик Порядковый номер товара
КодТипа Числовой Совпадает со значением поля “КодТипа” в таблице “Типы
Наименование Текстовой Наименование товара
Цена Денежный Цена за единицу товара
     
КодПоставщика Счетчик Порядковый номер поставщика
Наценка Числовой Наценка на товар, осуществляемая магазином.
УчетноеКоличество Числовой Количество товара по учету
ФактическоеКоличество Числовой Количество товара, которое есть в магазине
Изображение Поле объекта OLE Рисунок, представляющий товар

Таблица 4 – Описание объекта «Заказ»

Имя элемента Тип данных Описание
КодЗаказа Счетчик Порядковый номер заказа
КодКлиента Числовой Порядковый номер клиента
АдресПолучателя Текстовой Адрес проживания получателя
ГородПолучателя Текстовой Город проживания получателя
ДатаОформления Дата/время Дата, оформления заказа
ДатаДоставки Дата/время Дата доставки товара
КодДоставки Числовой Порядковый номер способа доставки
СтоимостьДоставки Денежный Цена за доставку

Таблица 5. Описание объекта «Заказано»

Имя элемента Тип данных Описание
КодЗаказа Числовой Порядковый номер заказа
КодТовара Числовой Порядковый номер товара
Количество Числовой Количество заказанного товара

Таблица 6 – Описание объекта «Заказано-услуга»

Имя объекта Тип данных Описание
КодЗаказа Числовой Порядковый номер услуги
КодУслуги Числовой Порядковый номер клиента
Количество Числовой Количество заказанной услуги

Таблица 7 – Описание объекта «Услуги»

Имя элемента Тип данных Описание
КодУслуги Счетчик Порядковый номер услуги
Название Текстовой Название услуги
Цена Денежный Стоимость выполнения услуги
Изображение Поле объекта Рисунок, представляющий услугу.

Таблица 8 – Описание объекта «Способ оплаты»

Имя элемента Тип данных Описание
КодКлиента Счетчик Порядковый номер клиента
СпособОплаты Логический Способ оплаты за товар или услугу. Если «да», то наличными, если «нет», то безналичными.

Таблица 10 – Описание объекта «Доставка»

КодДоставки Счетчик Порядковый номер способа доставки
СпособДоставки Текстовой Способ доставки (курьер или самовывоз)

Следующим этапом проектирования базы данных является выявление связей информационных объектов и построение диаграммы сущность-связь (см. Рис.1).

Все информационные объекты связаны между собой. Связи подразделяются на несколько типов, их обозначения выглядят следующим образом:

-       Один к одному (1:1);

-       Один ко многим (1:М или М:1);

-       Многие ко многим (М:М).

 

Рисунок 1. Диаграмма сущность-связь

Связь типа «один к одному» (1:1) показывает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан только с одним экземпляром второй сущности (правой).

Связь типа «один ко многим» (1:М или M:1) показывает, что один экземпляр первой сущности связан с несколькими экземплярами второй сущности.

Связь типа «много ко многим» (М:М) показывает, что каждый экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности, и каждый экземпляр второй сущности может быть связан с несколькими экземплярами первой сущности. Так как Access не образует связь этого типа, ее нужно делать, используя связи «один-ко-многим» и вспомогательную таблицу, где присутствуют два кодовых поля и собраны только уникальные значения кодовых полей основных таблиц.

Рассмотрим диаграмму Сущность-связь для базы данных цветочного магазина.

В ходе работы разработана СУБД с помощью программы Microsoft Access 2003, обеспечивающая автоматизацию цветочного салона. Microsoft Access совмещает данные из различных источников в одной реляционной базе данных. Создаваемые формы, отчеты  и запросы обеспечивают быстроту и эффективность обновления и анализа данных, поиска нужных из них и т.д.


Библиографический список
  1. Хомоненко А. Д. Microsoft Access. – СПб: БХВ-Петербург, 2006г.
  2. Гончаров А. Ю. Самоучитель Access 2003.Самоучитель с примерами. – М. 2003г.
  3. Microsoft office: Сведения об отчетах в Access. URL: https://support.office.com/ru-ru/article/Основные-сведения-об-отчетах-в-Access-e0869f59-7536-4d19-8e05-7158dcd3681c?ui=ru-RU&rs=ru-RU&ad=RU#__toc307733500


Все статьи автора «Патракова Дарья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: