Научный руководитель: Гаврилова Т. Б., к.э.н.,
доцент кафедры «систем управление энергетикой и промышленными предприятиями»
ФГФОУ ВО «УрФУ им. Б. Н. Ельцина»
Россия, г. Екатеринбург
В наше время практически каждая компания имеет свою собственную базу данных для автоматизации деятельности, которая помогает эффективно управлять предприятием. Благодаря автоматизации уменьшается количество ошибок, которые допускают в процессе работы сотрудники компании. А также экономятся трудовые ресурсы, уменьшаются риски и снижается вероятность потерь на предприятии.
Моделирование базы данных – это основной этап автоматизации деятельности компании. База данных представляет собой совокупность организованных данных, которые хранятся в памяти вычислительной системы и отображают объекты и их взаимосвязи в определенной предметной области.
В данной статье показана разработка базы данных компании на примере салона цветов с использованием программы «Microsoft Access» (одной из самой распространенной СУБД).
Целью работы является формирование базы данных для менеджера салона цветов, в которой будет храниться и обрабатываться информация о клиентах салона, их заказах и дополнительных услугах, а также информация о поставщиках и ассортименте магазина.
Задачи, которые поможет решить созданная база данных:
1) ведение клиентской базы;
2) быстрое оформление заказа и подсчет итоговой суммы;
3) возможность видеть реальные остатки магазина (фактическое и учетное количество цветов) и, следовательно, влиять на их продажи;
4) отчет о продажах, итоги продаж цветов и услуг по объему, квартальные обороты по цветам и услугам.
Первым этапом проектирования базы данных является определение бизнес-правил цветочного салона:
1) Основное направление деятельности – это цветы в розницу, подарочные букеты, композиции, свадебные букеты, флористическое оформление интерьеров.
2) Режим работы салона – круглосуточно.
3) Плата за покупку цветов, букетов и предоставление услуг осуществляется по ценам, утвержденным в прейскуранте. Оказание услуг происходит только после 100 % предоплаты.
4) Покупатель сам может выбрать цветы для составления букета. Стоимость букета рассчитывается по стоимости цветов в отдельности, плюс оформление.
5) Оплата товара осуществляется через кассу. Оплата производится наличным, либо безналичным расчетом.
6) Доставка товара по городу курьером осуществляется платно и равна 300 рублей.
7) Также осуществляется доставка по другим городам России. Стоимость доставки зависит от отдаленности города.
8) Клиенты постоянно информируются о скидках и акциях магазина через смс- и email-рассылки.
9) Магазин предоставляет своим клиентам следующие услуги:
- оформление ресепшена и офисов;
- оформление домашних интерьеров;
- новогоднее оформление;
- оформление кафе и ресторанов.
Следующий этап проектирования базы данных включает в себя разработку структуры таблиц. На этом этапе нужно определить число информационных объектов (таблиц) базы, набор их полей и тип данных в них, ключевые поля и связи между таблицами.
Информационный объект — это информационное отображение некоторой сущности, явления, процесса, или события. Информационный объект формируется объединением логически взаимосвязанных реквизитов, которые представлены качественными и количественными характеристиками.
Информационными объектами для базы данных цветочного магазина будут являться: Клиент, Поставщик, Поставка, Цветы в ассортименте, Услуга, Заказ, Заказано, Заказано-услуга, Способ оплаты, Доставка.
Типы данных используемых при проектировании следующие:
- Текстовый – используется при хранении обычного неформатированного текста размера до 250 символов.
- Числовой – используется при хранении действительных чисел.
- Поле Мемо – используется при хранении больших объемов текста до 65 530 символов.
- Дата/время – используется при хранении календарных дат и настоящего времени.
- Денежный – используется при хранении денежных сумм.
- Счетчик – используется при хранении уникальных натуральных чисел с автоматическим наращиванием.
- Логический – используется при хранении логических данных (принимает только два значения, к напримеру, Да или Нет).
- Поле объекта OLE – МS Ассеss обеспечивает хранение в таблицах изображения и другие двоичные данные. Объем данных составляет 1 Гбайт.
Ниже составлены таблицы для объектов, используемых в базе данных цветочного салона.
Таблица 1 – Описание объекта «Клиент»
Имя элемента | Тип данных | Описание |
КодКлиента | Счетчик | Порядковый номер клиента при покупке |
ФИО | Текстовой | ФИО клиента |
ДатаРождения | Дата/время | Дата рождения клиента |
Город | Текстовой | Город проживания клиента |
Адрес | Текстовой | Адрес проживания клиента |
Телефон | Текстовой | Телефон клиента |
Текстовой | Электронная почта клиента | |
СкидкаКлиента | Числовой | Скидка предоставляется только корпоративным клиентам |
Таблица 2 – Описание объекта «Поставщик»
Имя элемента | Тип данных | Описание |
КодПоставщика | Счетчик | Порядковый номер поставщика |
Название | Текстовой | Имя поставщика (компании) |
Адрес | Текстовой | Адрес поставщика |
Город | Текстовой | Город поставщика |
Страна | Текстовой | Страна поставщика |
Телефон | Текстовой | Телефон поставщика |
Текстовой | Электронная почта поставщика |
Таблица 3 – Описание объекта «Цветы в ассортименте»
Имя элемента | Тип данных | Описание |
КодТовара | Счетчик | Порядковый номер товара |
КодТипа | Числовой | Совпадает со значением поля “КодТипа” в таблице “Типы |
Наименование | Текстовой | Наименование товара |
Цена | Денежный | Цена за единицу товара |
КодПоставщика | Счетчик | Порядковый номер поставщика |
Наценка | Числовой | Наценка на товар, осуществляемая магазином. |
УчетноеКоличество | Числовой | Количество товара по учету |
ФактическоеКоличество | Числовой | Количество товара, которое есть в магазине |
Изображение | Поле объекта OLE | Рисунок, представляющий товар |
Таблица 4 – Описание объекта «Заказ»
Имя элемента | Тип данных | Описание |
КодЗаказа | Счетчик | Порядковый номер заказа |
КодКлиента | Числовой | Порядковый номер клиента |
АдресПолучателя | Текстовой | Адрес проживания получателя |
ГородПолучателя | Текстовой | Город проживания получателя |
ДатаОформления | Дата/время | Дата, оформления заказа |
ДатаДоставки | Дата/время | Дата доставки товара |
КодДоставки | Числовой | Порядковый номер способа доставки |
СтоимостьДоставки | Денежный | Цена за доставку |
Таблица 5. Описание объекта «Заказано»
Имя элемента | Тип данных | Описание |
КодЗаказа | Числовой | Порядковый номер заказа |
КодТовара | Числовой | Порядковый номер товара |
Количество | Числовой | Количество заказанного товара |
Таблица 6 – Описание объекта «Заказано-услуга»
Имя объекта | Тип данных | Описание |
КодЗаказа | Числовой | Порядковый номер услуги |
КодУслуги | Числовой | Порядковый номер клиента |
Количество | Числовой | Количество заказанной услуги |
Таблица 7 – Описание объекта «Услуги»
Имя элемента | Тип данных | Описание |
КодУслуги | Счетчик | Порядковый номер услуги |
Название | Текстовой | Название услуги |
Цена | Денежный | Стоимость выполнения услуги |
Изображение | Поле объекта | Рисунок, представляющий услугу. |
Таблица 8 – Описание объекта «Способ оплаты»
Имя элемента | Тип данных | Описание |
КодКлиента | Счетчик | Порядковый номер клиента |
СпособОплаты | Логический | Способ оплаты за товар или услугу. Если «да», то наличными, если «нет», то безналичными. |
Таблица 10 – Описание объекта «Доставка»
КодДоставки | Счетчик | Порядковый номер способа доставки |
СпособДоставки | Текстовой | Способ доставки (курьер или самовывоз) |
Следующим этапом проектирования базы данных является выявление связей информационных объектов и построение диаграммы сущность-связь (см. Рис.1).
Все информационные объекты связаны между собой. Связи подразделяются на несколько типов, их обозначения выглядят следующим образом:
- Один к одному (1:1);
- Один ко многим (1:М или М:1);
- Многие ко многим (М:М).
Рисунок 1. Диаграмма сущность-связь
Связь типа «один к одному» (1:1) показывает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан только с одним экземпляром второй сущности (правой).
Связь типа «один ко многим» (1:М или M:1) показывает, что один экземпляр первой сущности связан с несколькими экземплярами второй сущности.
Связь типа «много ко многим» (М:М) показывает, что каждый экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности, и каждый экземпляр второй сущности может быть связан с несколькими экземплярами первой сущности. Так как Access не образует связь этого типа, ее нужно делать, используя связи «один-ко-многим» и вспомогательную таблицу, где присутствуют два кодовых поля и собраны только уникальные значения кодовых полей основных таблиц.
Рассмотрим диаграмму Сущность-связь для базы данных цветочного магазина.
В ходе работы разработана СУБД с помощью программы Microsoft Access 2003, обеспечивающая автоматизацию цветочного салона. Microsoft Access совмещает данные из различных источников в одной реляционной базе данных. Создаваемые формы, отчеты и запросы обеспечивают быстроту и эффективность обновления и анализа данных, поиска нужных из них и т.д.
Библиографический список
- Хомоненко А. Д. Microsoft Access. – СПб: БХВ-Петербург, 2006г.
- Гончаров А. Ю. Самоучитель Access 2003.Самоучитель с примерами. – М. 2003г.
- Microsoft office: Сведения об отчетах в Access. URL: https://support.office.com/ru-ru/article/Основные-сведения-об-отчетах-в-Access-e0869f59-7536-4d19-8e05-7158dcd3681c?ui=ru-RU&rs=ru-RU&ad=RU#__toc307733500