УДК 81’243: 81’33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LMS MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Минеева Ольга Александровна1, Клопова Юлия Викторовна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, старший преподаватель кафедры иноязычной профессиональной коммуникации

Аннотация
В статье рассматриваются возможности использования LMS MOODLE для организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе.

Ключевые слова: иностранный язык, студенты


USE OF LMS MOODLE IN ORGANISATION OF STUDENTS’ FOREIGN LANGUAGE INDEPENDENT WORK

Mineeva Olga Alexandrovna1, Klopova Yulia Viktorovna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin, PhD (Pedagogy), associate professor of Chair «Foreign language professional communication»
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Chair «Foreign language professional communication»

Abstract
The article describes the peculiarities and capabilities of the learning management system MOODLE for the organization of independent work in foreign language learning in a non-linguistic university.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Минеева О.А., Клопова Ю.В. Использование LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70215 (дата обращения: 20.11.2016).

Целью учебной дисциплины «Иностранный язык» в вузе является формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. «готовности и способности личности понимать и порождать иноязычные высказывания и информацию в соответствии с конкретной ситуацией, конкретной целевой установкой, коммуникативным намерением и задачами профессиональной деятельности» [1, с. 12].

Процесс обучения иностранному языку студентов-бакалавров неязыкового вуза предполагает сочетание аудиторной и самостоятельной работы, поскольку именно дополнение аудиторной работы самостоятельной деятельностью студентов  способствует как овладению, так и практическому использованию полученных знаний в процессе коммуникации [2, с. 242].

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку является неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку в высшем учебном заведении. В курсе обучения иностранному языку используются различные виды и формы самостоятельной работы, служащие для подготовки студентов к последующему самостоятельному использованию иностранного языка в профессиональных целях, а также как средства познавательной и коммуникативной деятельности.

Среди основных видов самостоятельной работы по  иностранному языку можно назвать:

– работу с лексическим и грамматическим материалом: выполнение лексико-грамматических упражнений (ответ на вопросы по содержанию, выбор правильных ответов, нахождение эквивалентов русских слов и выражений в иноязычном тексте, выписывание тематической лексики, заполнение пропусков недостающими фразами из текста и т.д.);

– работу с текстом: чтение и перевод профессионально-ориентированных текстов с использованием различного рода словарей;

– работу с аудиоматериалами: аудирование текстов и ситуативных диалогов;

– работу над устной речью: применение усвоенной профессиональной лексики в диалогической и монологической речи;

– работу над письменной речью;

– выполнение творческих заданий (презентация; доклад; реферат).

Таким образом, самостоятельная работа охватывает все аспекты изучения иностранного языка и в значительной мере определяет результаты и качество освоения дисциплины. В связи с этим планирование, организация, выполнение и контроль самостоятельной работы студентов по иностранному языку приобретают особую важность и требуют  грамотного методического руководства и обеспечения [3-6].

Организации эффективной самостоятельной работы способствует использование системы управления обучением MOODLE, которая  «обеспечивает необходимые условия для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, учитывая личностные потребности и особенности учащихся» [7, с. 132].

Традиционно электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) состоит из следующих компонентов:

общая секция, имеющая организационно-методический характер. Она включает в себя новостной форум для информирования студентов о всех событиях, происходящих в процессе обучения; рабочую программу дисциплины, индивидуальный рейтинг-план студента, инструкцию по работе с ЭУМК и методические рекомендации, которые призваны оказывать практическую помощь в подготовке и выполнении всех видов заданий;

тематические секции, в которых представлен лекционный материал, задания для практической, проектной и самостоятельной работы; тренировочные и/или контрольные тематические тестовые задания для текущего и рубежного контроля;

материалы для аттестации, которые включают в себя  рекомендации по подготовке к экзамену (зачету); контрольные вопросы к экзамену (зачету); типовые практические задания на экзамен (зачет) с алгоритмом и/или примерами выполнения этих заданий; критерии и показатели оценки ответа обучающегося на экзамене (зачете) и итоговый аттестационный тест.

–  в информационно-справочной секции находятся глоссарий терминов и определений; ресурсы для изучения курса: гиперссылки на открытые полнотекстовые издания, интернет-ресурсы и учебно-справочные материалы;

Таким образом, преподаватель располагает широким рядом возможностей для организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Рассмотрим возможности использования различных элементов ЭУМК электронной среды обучения, созданных на базе LMS MOODLE, для организации самостоятельной работы студентов и ее контроля.

Элемент курса «Глоссарий» предназначен для самостоятельной работы студентов над лексическим запасом по изучаемым темам курса. Студенты  совместно составляют глоссарий тезаурусного типа, лексические единицы которого в дальнейшем будут выделены системой в любом из текстов, заданий или тестов курса. Для закрепления лексики целесообразно приводить примеры употребления слов и словосочетаний в предложениях, а также словообразовательные и семантические связи заучиваемых слов (однокоренные слова, синонимы, антонимы).

Элемент курса «Лекция» используется преподавателем для организации самостоятельной работы студентов над новым теоретическим материалом.  Учебный материал по теме разбивается на небольшие порции и выдается учащемуся поэтапно. Лекция может включать в себя иллюстрации, гиперссылки на информационно-справочные материалы, презентации, видео, аудиоматериалы  и другие образовательные ресурсы.

Для проверки усвоения материала на каждом этапе учащемуся предоставляются вопросы или задания для самоконтроля. В зависимости от результатов контроля учащийся направляется по той или иной ветке обучения.

Возможности системы MOODLE позволяют преподавателю задать такие настройки прохождения лекции, благодаря которым студенты имеют возможность в своем темпе и неограниченное количество раз перечитать новый материал и сделать конспект в рабочей тетради. При изучении определенных грамматических явлений иностранного языка студенты могут законспектировать текст лекции в виде собственных схем и таблиц к определенному материалу.

Практические материалы для организации самостоятельной работы студентов должны содержать полное дидактическое описание, включающее название, цель, образовательные результаты и/или формируемые компетенции, уровневые задания, методику, алгоритмы и примеры выполнения заданий, ссылки и/или гиперссылки на ресурсы и литературные источники, необходимые для выполнения заданий, показатели и критерии оценки типовых видов работ

Элемент курса «Задание» служит для выдачи и приема заданий на проверку. Данный элемент курса позволяет преподавателю сформулировать задачу в текстовой форме, указать последний срок сдачи работы, предоставляет возможность обучающимся отправить выполненное задание на проверку одним или несколькими прикрепленными файлами.

С помощью элемента курса «Задание» организуется самостоятельная работа студентов с лексическим и грамматическим материалом в виде различных упражнений, по чтению или аудированию аутентичных текстов по общей или профессиональной тематике. Работа над содержанием прочитанного/прослушанного сопровождается коммуникативными упражнениями, а итогом работы может быть выполнение заданий творческого характера (написание эссе или сочинения, составление презентации и т.п.)

Элемент курса «Тест» позволяет проводить процедуру тестирования в режиме обучения. Системное использование обучающих тестов при обучении иностранному языку позволяет организовать самостоятельную работу студентов, целью которой является усвоение и закрепление пройденного материала, углубление и совершенствование знаний.  Обучающие тесты по иностранному языку в LMS Moodle предназначены для осознания, закрепления и повторения пройденного теоретического материала и совершенствования умений и навыков студентов. Это возможно за счет использования «тренировочного режима» тестов, при котором осуществляется обратная связь, сопровождающаяся комментариями-подсказками к ответам. Настройки времени прохождения теста и количества попыток дают возможность студентам пройти тест в индивидуальном темпе. С помощью учебных тестов студенты самостоятельно выявляют существующие проблемы в усвоении тех или иных языковых явлений и получают необходимые разъяснения. Это способствует созданию благоприятной обучающей среды и создает предпосылки для большей результативности обучения.

Элемент курса «Вики» позволяет организовать совместную работу участников курса над одним проектом. Результаты коллективной разработки оформляются в виде вики-статей.

Практический опыт использования LMS Moodle в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей позволяет авторам статьи сделать вывод о том, что применение данной обучающей среды  в сочетании с традиционными способами и методами оптимизирует процесс обучения за счет организации продуктивной и интересной самостоятельной работы, что выражается в повышении заинтересованности студентов к изучению иностранного языка, развитии умений учиться, критически мыслить и творчески применять полученные знания.


Библиографический список
  1. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности (на примере студентов неязыкового вуза): автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2012. 24 c.
  2. Белова Е.Е. О важности самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания, перевода и межкультурной коммуникации Материалы международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: М.Г. Голубева, Е.В. Кузнецова. 2014. С. 241-245
  3. Цветкова С.Е.,  Малинина И.А. Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной иноязычной деятельности будущих экономистов // Сибирский педагогический журнал (Новосибирск). 2015. № 4. С. 105-114
  4. Назаренко Т.Ю. Самостоятельная работа студентов на занятиях иностранного языка в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66251 (дата обращения: 29.07.2016)
  5. Борщевская Ю.М., Клопова Ю.В.Система контроля деятельности студентов // Трансляция иноязычной культуры в процессе преподавания иностранного языка. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: И.В. Воробьева. 2015. С. 16-19.
  6. Ляшенко М.С. Научно-теоретические основы формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе: монография / М.С. Ляшенко; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т». Нижний Новгород, 2010.
  7. Минеева О.А., Даричева М.В. Использование системы Moodle в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 132–136


Все статьи автора «Минеева Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация