УДК 372.831.1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Назаренко Татьяна Юрьевна
Уральский государственный университет путей сообщения
старший преподаватель английского языка кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
В статье идёт речь о значении самостоятельной работы студентов, которая всё больше необходима для современного образования. Приёмы самостоятельной работы, применяемые на занятиях иностранного языка, позволяют не только качественней готовить домашнее задание, но и отбирать материал для докладов и курсовых работ по различным предметам. Технология критического мышления учит работать с постоянно увеличивающимся потоком различной информации.

Ключевые слова: изучение иностранного языка, критическое мышление, приёмы, различная информация, самостоятельная работа студентов, современное образование


INDEPENDENT WORK OF STUDENTS DURING FOREIGN LANGUAGE LEARNING IN UNIVERSITY

Nazarenko Tatyana Yuryevna
Ural State University of Railway Transport
English language senior lecturer of ‘Foreign languages and intercultural communications’ chair

Abstract
The article considers the importance of independent work of students which becomes more important for modern education. The means of independent work during foreign language learning let the students not only do their homework more qualitative but also choose various kinds of data for reports and projects on different subjects. Technology of critical thinking teaches students to work with great volume of different information.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Назаренко Т.Ю. Самостоятельная работа студентов на занятиях иностранного языка в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66251 (дата обращения: 19.11.2016).

Самостоятельная работа в вузе приобретает всё большее значение после перехода на двухуровневое обучение. Компетентностная модель обучения предполагает овладение обучающимися различными компетенциями, которые изложены в Федеральном государственном стандарте высшего образования (ФГОС ВО). Кроме практических занятий в вузе для этого выделены часы для самостоятельной работы студентов, подготовки рефератов, докладов, конспектов, подготовки к экзаменам, зачётам и т.д. А все это  существенно меняет и роль преподавателя. Теперь ему необходимо не только дать знания в готовом виде, но и научить студентов самостоятельно находить эти  знания, решать поставленные задачи и быть конкурентоспособными специалистами.

Исходя из термина «самостоятельная работа студента» – это «род деятельности, который включает в себя поиск источников познания, средства осуществления и результаты познавательной деятельности, проводимой без прямой помощи преподавателя» [1, с.28].

А самостоятельность, по словам Е. Галицких, является «особым качеством профессионального сознания будущего специалиста» [2, с.163].

П.И. Пидкасистый называет самостоятельную работу «основой образования», при которой делит её на две составляющих: работа с учебной работой вне основного расписания и систематическая, планомерная, целенаправленная работа студента в ходе аудиторных занятий (самостоятельный конспект излагаемого преподавателем материала) [3, с.53].

Основные признаки самостоятельности: личное выполнение учебных действий; целеустремлённость в работе; инициативность; собственные усилия студентов; творческий характер деятельности; обособление во времени или по форме работы; отсутствие непосредственного педагогического руководства выделяет И.А. Гиниатуллин. [4, с.10].

Если рассматривать ФГОС ВО, то следует сказать, что каждый образованный специалист должен обладать развитой интеллектуальной культурой, которая включена в компетенции и понимается И.В. Загоскиной как «организация умственного труда, позволяющая ставить цели, самостоятельно и самоорганизованно планировать деятельность, владеть различными мыслительными приёмами, … иметь навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях» [5, с.42].

В современном образовании даётся установка «приобретение и усвоение знаний, умений и навыков, которые не утратятся со временем, не потеряют своего основного предназначения и не отложатся в пассивный запас» [6, с.84].

Перед преподавателем ставится вопрос: Каким образом подготовить студента к продуктивной самостоятельной работе?

Здесь мы можем говорить об использовании на  занятиях иностранного языка  современных технологий, которые учат самостоятельно мыслить и достигать поставленных целей. И в первую очередь сюда следует отнести технологию критического мышления посредством чтения и письма, которая включает в себя большое количество разнообразных приёмов.

Студенты с каждым днём сталкиваются с огромным количеством информации, которая не всегда является необходимой в полном объёме, поэтому им нужно научиться выбирать главное, критически и осмысленно.

Заранее подбирается материал занятия, например, об известной личности. Для студентов-экономистов это может быть Адам Смит,  для студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная техника»-Билл Гейтс, а Генри Форд- для студентов профиля «Автомобили и автомобильное хозяйство»
В начале занятия студентам показываем фотографию выбранной личности и  задаем различные вопросы: Кто это? Сколько ему лет? Чем он занимался? Где и когда жил? И т.п. Затем, каждый индивидуально записывает себе всё, что о нём знает.

После этого студенты распределяются на малые группы и составляют общий кластер. Представитель каждой группы рассказывает основную информацию о личности.

Далее студенты индивидуально отвечают на вопросы (да / нет), заранее не зная точных ответов, после которых им выдаётся аутентичный текст, в котором необходимо при чтении распределить информацию  на четыре группы:

Ñ  знаю

+  новое

-   думал(а) иначе

? не понятно

Затем студенты записывают в тетрадь ключевые слова в каждый из четырёх столбцов. Как правило, при работе с иноязычным текстом, в четвёртый столбик выписываются незнакомые слова, которые разбираются на занятии или, в качестве домашнего задания студент работает со словарём.

Распределение ключевой информации в таблицу помогает формулировать простые предложения, несущие основной смысл текста, воссоздать структуру этого текста, определить главную мысль, выделить доказательства и аргументы ранее предполагаемых ответов. Таким образом, данный вид работы позволяет более точно и быстро подготовиться к пересказу.

Выбранная нами технология не является новой, но с каждой темой привносит в занятие свою изюминку. В данной технологии применяется не только индивидуальная, но и групповая работа, которая учит студентов общению, умению работать в команде. Учитывая индивидуализацию современного обучения, студенты не всегда умеют совместно работать, поэтому можно сказать, что это является в настоящее время одной из трудностей в  работе преподавателя.

В заключении подводятся итоги: Чему научились? Что нового узнали? У каждого есть возможность выслушать друг друга, выразить своё отношение к форме занятия, согласиться с мнением одногруппников или опровергнуть его.

Овладение навыками самостоятельной работы важно не только на занятиях иностранного языка, но и при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Источники на иностранном языке показывают проявленный студентами интерес к выбранной теме.

Технология развития критического мышления не только повышает мотивацию к изучению иностранного языка, но и даёт студенту возможность «не потеряться» в объёме предлагаемого материала, учит критически относиться к получаемой информации, самостоятельно использовать приёмы во время внеаудиторной деятельности.


Библиографический список
  1. Самостоятельная работа студентов: метод указания / сост.: А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – с. 35
  2. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 2004. – №6, с.160 – 163
  3. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е издание, дополненное и переработанное. – М.: Педагогическое общество Росии, 2005. – 144с.
  4. Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете: учебное пособие к спецкурсу. Свердловский государственный педагогический институт, 1990. – 95с.
  5. Загоскина И.В. Формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов на основе межпредметной интеграции // Педагогическое образование в России, 2013. – №6. С.42 – 45
  6. Коротенко Т.Н. Профессиональная компетентность и познавательная компетенция: обоснование и взаимосвязи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. – №1. С.84 – 87


Все статьи автора «Назаренко Татьяна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация